Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
инновационные методы
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Доклад на тему:
«Эффективность применения микрообучения:
Agile и Scrum технологии на уроках
математики»
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения Аgile-технологии и ее элементов позволяет устранить однообразие образовательной среды, монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся ,позволяя реализовать принципы самостоятельности.
В основе Аgile («гибкий», «проворный»,
сообразительный»)-технологии –проектная деятельность, в результате
которой обучающийся планирует, формулирует, ищет, ставит цели,
оформляет результаты. Гибкость данной технологии дает возможность
адаптировать ее к разным учебным предметам.
Для конкретной реализации принципов Agil в практической
деятельности разработано множество методов, из которых наибольшую
популярность завоевал метод SCRUM
SCRUM (от английского «схватка») — это способ управления проектами для небольших команд. SCRUM помогает быстро двигаться к цели (глобальной или промежуточной) и гибко реагировать на изменение внешних условий. Путь к цели разбивается на отдельные проекты, которые выполняют небольшие команды за короткое время.
Термин появился в командном спорте, где игрокам нужно максимально эффективно взаимодействовать друг с другом и в короткие сроки достигать целей на тренировках перед чемпионатами. Потом его переняли банки и большие компании в сфере IT, HR и маркетинга. В образовании метод начал использоваться совсем недавно, в 2011 году.
Терминология SCRUM
Спринт (Sprint) — период, за который команда должна выполнить определенный набор задач и получить готовый промежуточный результат.
Дейли (Daily) — ежедневные встречи для планирования и координации.
SCRUM-доска — инструмент, который позволяет следить за актуальными задачами.
Бэклог (Product Backlog) — нераспределенный список всех задач.
eduScrum — учебное ответвление методологии SCRUM.
Проще всего понять SCRUM, вспомнив о том, что это спортивная методика: команде необходимо победить в соревнованиях, для этого тренер разрабатывает систему интенсивных тренировок. Начинается спринт, во время которого игроки периодически останавливаются и оценивают свои результаты.
Принципы работы
Суть SCRUM — командная работа и грамотное распределение задач. Команда от трех до девяти человек работает короткими циклами — спринтами (Sprints). Участники планируют ближайшие задачи, выполняют их и оценивают результат. Так повторяется снова и снова, пока изначальная глобальная цель не будет достигнута. В коллективе должны быть владелец продукта, который отвечает за качество конечного продукта, и SCRUM-мастер, который отвечает за качество рабочих процессов и координирует проект. А все задачи вносятся на специальную SCRUM-доску.
Работа по SCRUM происходит циклами. Команда собирает все задачи в бэклог (Backlog), а дальше распределяет их по спринту на одну или две недели по приоритету. Ежедневно команда собирается на короткую планерку (дейли) и обсуждает планы на день. После каждого спринта команда обсуждает результаты работы и ставит новые задачи. А затем все участники делятся друг с другом тем, что им понравилось и не понравилось в проделанной работе (это называется «ретроспектива проекта»). Цикл повторяется, пока не будет достигнута конечная цель.
Ключевым объектом проекта является бэклог продукта — список требований к результатам проекта, упорядоченных по степени важности. В контексте уроков в качестве product backlog мы используем «маршрутный лист» со списком требований и заданий к изучению учебного материала по выбранной теме (темам) школьного предмета, требования к качеству обучения. В «маршрутном листе» указываются разделы изучаемой темы (модуля, главы) школьного курса предмета, прописанные в рабочей программе, или задачи, которые необходимо реализовать.
Учебное ответвление eduScrum придумал Вилли Вейнандс — учитель химии и физики из обычной голландской школы. Он адаптировал методику, которой пользовались разработчики из IT-компаний, и переложил ее на процесс школьного обучения. И это сработало: дети стали лучше запоминать материал и сдавать выпускные экзамены на высокие баллы.
eduScrum — это направление, выделившееся из классического Scrum.
eduScrum описывает рамки для внедрения Scrum в образование
eduScrum (эдускрам) –современная методика активного, совместного обучения. Мотивирует обучающихся к самостоятельной деятельности, побуждает интерес к работе, учит самостоятельно контролировать себя и результат работы.
eduScrum используется как: педагогическая технология — для организации процесса обучения в школе и на дополнительных занятиях.
Основное преимущество eduScrum — актуальность полученных навыков в дальнейшей жизни обучающихся: умение договариваться, работать в команде, грамотно делегировать ответственность. Такие навыки называют soft skills (гибкие навыки), и их наличие играет важную роль при приеме на работу и в дальнейшей деятельности.
eduScrum-доска — это общая таблица задач, поделенная
на категории. Я в этом случае использую Jamboard. В течение спринта команда расставляет на ней
задачи и следит за их выполнением. В начале дня
команда подходит к доске (или открывает ее онлайн)
и распределяет оставшуюся работу.
Основным принципом «гибкой» работы над проектом является разбиение всего процесса работы на небольшие этапы (которые называют спринтами, или итерациями), завершающиеся демонстрацией поэтапно создаваемого продукта. В наилучшем варианте, результатом каждого спринта является продукт, готовый для применения.
Категории на доске могут распределяться по трем колонкам: «Надо» (To do), «В работе» (In progress) и «Готово» (Done). Основной принцип — наглядность. Ученики должны знать статус каждой задачи и помогать друг другу, когда возникает необходимость. Если доска правильно организована, все будут понимать, что и для чего нужно делать именно сейчас.
Итак, первое и важное
правило:
Маршрутный лист формирует преподаватель, выполняя роль владельца
продукта. В него вносятся все учебные задачи - чтение учебника,
просмотр видео, решение задач, выполнение практических работ и
т.д.
Спринты
Первый спринт мы начали с совместного рассмотрения темы: прочитали параграф, составили конспект учебник, решали задачи.
Далее каждый спринт начинался с планирования. Обучающиеся отбирали учебные задачи на предстоящий спринт и пользовательские истории, которые они могут реализовать, используя отработанный материал.
Здесь возможен и другой вариант: студенты могут выбрать задачи в предстоящем спринте, а под них определиться с материалом, который надо выучить и отработать.
Вторая пара уроков в
спринте начиналась с 5-минутного совещания в группах - Daily Scrum,
где обобщалась информация о проделанной работе дома и определялась
работа на предстоящие уроки. Каждый обучающийся отвечал на 3
вопроса:
- Что я делал к этому уроку?
- Что я буду делать сегодня?
- Что мне мешает работать?
Мешать может все, что угодно: и непонятный момент в параграфе, не
получилось решить задачу, плохое настроение сегодня, не успеваю
работать в таком темпе и т.д. и т.п. Задача Скрам-мастера разрешить
возникающие проблемы - это его главная
задача.
улучшилось. Также
проводилась рефлексия по поводу работы группы и каждого студента в
группе. Каждая группа отвечала на три вопроса:
- Что сделали?
- Как работала группа?
- Что мы можем сделать, чтобы работать
лучше?
Роли
Как я уже сказала, преподаватель выполняет роль Владельца продукта, т.к. он видит всю предстоящую работу целиком, понимает все предстоящие задачи. преподаватель формирует маршрутный лист , состоящий из учебных задач.
Scrum-мастер. На первых порах, когда технология только внедряется, эту роль также играет преподаватель. Но со временем, когда студенты поймут и примут принципы Скрама, можно просто наблюдать со стороны,выделив в группе студента, который "болеет" за группу, контактирует с преподавателем. Этот студент великолепно справится с ролью Скрам-мастера, высвободив преподавателю время, которое можно потратить на анализ работы групп и отдельных студентов.
eduScrum-мастер поддерживает командный дух и следит за соблюдением сроков. Он помогает решать конфликты в команде и разбираться с препятствиями в работе, следит за тем, чтобы все встречи проводились вовремя, отвечает за обновление eduScrum-доски и поддерживает рабочий настрой в команде. Мастер работает с каждым участником команды индивидуально.
Главное условие обучения по eduScrum — мастер не должен вмешиваться в рабочий процесс учеников. Они чувствуют свою ответственность и вовлекаются в процесс совместной работы. eduScrum-мастеру важно формировать и поддерживать атмосферу доверия и психологической безопасности в командах. Преподаватель должен давать возможность студентам самостоятельно планировать свои шаги, принимать решения командой, совершать ошибки и не наказывать за них.
Суть этой технологии в том, что преподаватель берет тему (или несколько тем, если они маленькие) и представляет ее детям как проект. Предварительно он формирует маршрутный лист ее изучения. В него вносятся изучаемые разделы темы, все учебные задачи, требования к результатам изучения темы, задания по теме, рекомендуемые источники, вид и сроки представления результатов, а также список творческих заданий или проектов по теме, которые дети должны выполнить после изучения темы. В качестве продукта проекта выступают приобретаемые учащимися знания, умения и компетенции.
Я этот учебный год начала с применения этого метод на своих уроках математики. В 2-х группах метод сработал и дал хорошие результаты. На своем открытом уроке на тему «Показательные уравнения и неравенства»-я продемонстрировала эффективность этого метода и результаты одного спринта.
Этот метод мне так же нравится тем, что я могу охватить большой объем информации за короткий срок. Так например: тема «Показательные уравнения и неравенства» в школьной программе изучается на 10 уроках. Если рассматривать по нашем меркам это 5 пар, но из-за малого количества часов мы изучаем данный раздел на одной паре. Весь первый семестр я сама исполняла роль Scrum- мастера, так как студенты только адаптировались и не могли запланировать весь процесс. Но надеюсь на втором семестре я отведу эту роль студентам.
Маршрутный лист нашего урока состоял из следующих этапов:
-
Определение показательных уравнений и методы решения
-
Определение систем показательных уравнений и методы решения
-
Определение показательных неравенств и методы решения
-
Определение систем показательных неравенств и методы решения
-
Применение в жизни (быту) элементов показательных функций, уравнений и неравенств
Итоги
Рассматривая возможности Scrum в изучении математики, я постепенно пришла к идее, что процесс обучения в этом случае можно рассматривать как проект. Студенты ставят себе цель завершить учебный год с определенными результатами. И начинают движение к ней, разбив путь на спринты - от 2 недель (по 4 урока в неделю) до 4 недель (1-2 урока в неделю).
В ходе первого спринта мы
начали разбираться в сути Скрама.
Во втором спринте были созданы и заполнены таблицы; разобрали суть
совещаний - для чего и как они проводятся.
Выводы у меня получились такие.
Первое, если вы только начинаете внедрять Scrum в учебный процесс, то на первую тему выделяйте на 1-2 спринта больше времени, чем это указано в программе. Причина понятна: студентам необходимо будет кроме учебного материала еще и саму технологию Скрам осваивать, определяться с ролями в группе.
Второе, тему ребята все-таки освоили , несмотря на то, что им пришлось многое пересматривать из того, что они сначала себе напланировали. И это один из полученных уроков: долговременное планирование не имеет смысла, длинные планы, как правило, проваливаются.
Третий итог касается меня — преподавателя: стала более понятна сама методология Скрам, ее применение в учебном процессе.
И в-четвертых, будьте готовы к тому, что Скрам вскроет недостатки учебного процесса как со стороны студентов, так и с вашей стороны как преподавателя. Прояснится ситуация с выполнением (точнее, невыполнением) домашнего задания, с работай в группе каждого студента — кто-то рабочая лошадка, а кто-то просто выезжает за счет других. Выяснится вдруг, что вы их чему-то не научили, а думали, что все в порядке, и т.д. То есть надо готовиться принять все это и начать работать над исправлением.