Доклад на тему:
«Эффективность применения микрообучения:
Agile и Scrum технологии на уроках
математики»
Исходя из требований времени, меняется подход к
современному уроку. Современный урок должен отражать владение
классической структурой урока на фоне активного применения
собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так
и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и
тренинга. Уход от традиционного урока через использование в
процессе обучения Аgile-технологии и ее элементов позволяет
устранить однообразие образовательной среды, монотонность учебного
процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся
,позволяя реализовать принципы
самостоятельности.
В основе Аgile («гибкий», «проворный»,
сообразительный»)-технологии –проектная деятельность, в результате
которой обучающийся планирует, формулирует, ищет, ставит цели,
оформляет результаты. Гибкость данной технологии дает возможность
адаптировать ее к разным учебным предметам.
Для конкретной реализации принципов Agil в практической
деятельности разработано множество методов, из которых наибольшую
популярность завоевал метод SCRUM
SCRUM (от английского
«схватка») — это способ управления проектами для небольших
команд. SCRUM помогает быстро двигаться к цели (глобальной или
промежуточной) и гибко реагировать на изменение внешних
условий. Путь к цели разбивается на отдельные проекты,
которые выполняют небольшие команды за короткое
время.
Термин появился
в командном спорте, где игрокам нужно максимально эффективно
взаимодействовать друг с другом и в короткие сроки
достигать целей на тренировках перед чемпионатами. Потом его
переняли банки и большие компании в сфере IT, HR
и маркетинга. В образовании метод начал использоваться
совсем недавно, в 2011 году.
Терминология
SCRUM
Спринт (Sprint) —
период, за который команда должна выполнить определенный набор
задач и получить готовый промежуточный
результат.
Дейли (Daily) —
ежедневные встречи для планирования
и координации.
SCRUM-доска —
инструмент, который позволяет следить за актуальными
задачами.
Бэклог (Product
Backlog) — нераспределенный список всех
задач.
eduScrum — учебное
ответвление методологии SCRUM.
Проще всего понять SCRUM,
вспомнив о том, что это спортивная методика: команде
необходимо победить в соревнованиях, для этого тренер
разрабатывает систему интенсивных тренировок. Начинается спринт,
во время которого игроки периодически останавливаются
и оценивают свои результаты.
Принципы
работы
Суть SCRUM — командная
работа и грамотное распределение задач. Команда от трех
до девяти человек работает короткими циклами — спринтами
(Sprints). Участники планируют ближайшие задачи, выполняют
их и оценивают результат. Так повторяется снова
и снова, пока изначальная глобальная цель не будет
достигнута. В коллективе должны быть владелец продукта,
который отвечает за качество конечного продукта,
и SCRUM-мастер, который отвечает за качество рабочих
процессов и координирует проект. А все задачи вносятся
на специальную SCRUM-доску.
Работа по SCRUM
происходит циклами. Команда собирает все задачи в бэклог
(Backlog), а дальше распределяет их по спринту
на одну или две недели по приоритету. Ежедневно команда
собирается на короткую планерку (дейли) и обсуждает планы
на день. После каждого спринта команда обсуждает результаты
работы и ставит новые задачи. А затем все участники
делятся друг с другом тем, что им понравилось
и не понравилось в проделанной работе (это
называется «ретроспектива проекта»). Цикл повторяется, пока
не будет достигнута конечная цель.
Ключевым объектом проекта
является бэклог
продукта — список требований к
результатам проекта, упорядоченных по степени важности. В контексте
уроков в качестве product backlog мы используем «маршрутный лист»
со списком требований и заданий к изучению учебного материала по
выбранной теме (темам) школьного предмета, требования к качеству
обучения. В «маршрутном листе» указываются разделы изучаемой темы
(модуля, главы) школьного курса предмета, прописанные в рабочей
программе, или задачи, которые необходимо
реализовать.
Учебное ответвление
eduScrum придумал Вилли Вейнандс — учитель химии и физики
из обычной голландской школы. Он адаптировал методику,
которой пользовались разработчики из IT-компаний,
и переложил ее на процесс школьного обучения.
И это сработало: дети стали лучше запоминать материал
и сдавать выпускные экзамены на высокие
баллы.
eduScrum — это направление,
выделившееся из классического Scrum.
eduScrum описывает рамки
для внедрения Scrum в образование
eduScrum (эдускрам)
–современная методика активного, совместного обучения. Мотивирует
обучающихся к самостоятельной деятельности, побуждает интерес к
работе, учит самостоятельно контролировать себя и результат
работы.
eduScrum используется как:
педагогическая технология — для организации процесса обучения в
школе и на дополнительных занятиях.
Основное преимущество eduScrum — актуальность
полученных навыков в дальнейшей жизни обучающихся: умение
договариваться, работать в команде, грамотно делегировать
ответственность. Такие навыки называют soft skills (гибкие навыки),
и их наличие играет важную роль при приеме на работу и в дальнейшей
деятельности.
eduScrum-доска — это общая таблица задач, поделенная
на категории. Я в этом случае использую Jamboard. В течение спринта команда расставляет на ней
задачи и следит за их выполнением. В начале дня
команда подходит к доске (или открывает ее онлайн)
и распределяет оставшуюся работу.
Основным принципом «гибкой»
работы над проектом является разбиение всего процесса работы на
небольшие этапы (которые называют спринтами, или итерациями),
завершающиеся демонстрацией поэтапно создаваемого продукта. В
наилучшем варианте, результатом каждого спринта является продукт,
готовый для применения.
Категории на доске
могут распределяться по трем колонкам: «Надо» (To do),
«В работе» (In progress) и «Готово» (Done). Основной
принцип — наглядность. Ученики должны знать статус каждой
задачи и помогать друг другу, когда возникает необходимость.
Если доска правильно организована, все будут понимать, что
и для чего нужно делать именно
сейчас.
![](https://api.ust.kz/storage/files/materials/docx/image/2023/march/d31/168026002139_html_7655e9bd8e64f38a.png)
Итак, первое и важное
правило:
Маршрутный лист формирует преподаватель, выполняя роль владельца
продукта. В него вносятся все учебные задачи - чтение учебника,
просмотр видео, решение задач, выполнение практических работ и
т.д.
Спринты
Первый спринт мы начали с
совместного рассмотрения темы: прочитали параграф, составили
конспект учебник, решали задачи.
Далее каждый спринт
начинался с планирования. Обучающиеся отбирали учебные задачи на
предстоящий спринт и пользовательские истории, которые они могут
реализовать, используя отработанный
материал.
Здесь возможен и другой
вариант: студенты могут выбрать задачи в предстоящем спринте, а под
них определиться с материалом, который надо выучить и
отработать.
Вторая пара уроков в
спринте начиналась с 5-минутного совещания в группах - Daily Scrum,
где обобщалась информация о проделанной работе дома и определялась
работа на предстоящие уроки. Каждый обучающийся отвечал на 3
вопроса:
- Что я делал к этому уроку?
- Что я буду делать сегодня?
- Что мне мешает работать?
Мешать может все, что угодно: и непонятный момент в параграфе, не
получилось решить задачу, плохое настроение сегодня, не успеваю
работать в таком темпе и т.д. и т.п. Задача Скрам-мастера разрешить
возникающие проблемы - это его главная
задача.
улучшилось. Также
проводилась рефлексия по поводу работы группы и каждого студента в
группе. Каждая группа отвечала на три вопроса:
- Что сделали?
- Как работала группа?
- Что мы можем сделать, чтобы работать
лучше?
Роли
Как я уже сказала,
преподаватель выполняет роль Владельца продукта, т.к. он видит всю предстоящую работу целиком,
понимает все предстоящие задачи. преподаватель формирует маршрутный
лист , состоящий из учебных задач.
Scrum-мастер. На
первых порах, когда технология только внедряется, эту роль также
играет преподаватель. Но со временем, когда студенты поймут и
примут принципы Скрама, можно просто наблюдать со стороны,выделив в
группе студента, который "болеет" за группу, контактирует с
преподавателем. Этот студент великолепно справится с ролью
Скрам-мастера, высвободив преподавателю время, которое можно
потратить на анализ работы групп и отдельных
студентов.
eduScrum-мастер поддерживает командный дух и следит
за соблюдением сроков. Он помогает решать конфликты
в команде и разбираться с препятствиями
в работе, следит за тем, чтобы все встречи проводились
вовремя, отвечает за обновление eduScrum-доски
и поддерживает рабочий настрой в команде. Мастер работает
с каждым участником команды
индивидуально.
Главное условие обучения
по eduScrum — мастер не должен вмешиваться
в рабочий процесс учеников. Они чувствуют свою ответственность
и вовлекаются в процесс совместной работы.
eduScrum-мастеру важно формировать и поддерживать атмосферу
доверия и психологической безопасности в командах.
Преподаватель должен давать возможность студентам самостоятельно
планировать свои шаги, принимать решения командой, совершать ошибки
и не наказывать за них.
Суть этой технологии в том, что преподаватель
берет тему (или несколько тем, если они маленькие) и представляет
ее детям как проект. Предварительно он формирует маршрутный лист ее
изучения. В него вносятся изучаемые разделы темы, все учебные
задачи, требования к результатам изучения темы, задания по теме,
рекомендуемые источники, вид и сроки представления результатов, а
также список творческих заданий или проектов по теме, которые дети
должны выполнить после изучения темы. В
качестве продукта проекта выступают приобретаемые учащимися знания,
умения и компетенции.
Я этот учебный год начала с
применения этого метод на своих уроках математики. В 2-х группах
метод сработал и дал хорошие результаты. На своем открытом уроке на
тему «Показательные уравнения и неравенства»-я продемонстрировала
эффективность этого метода и результаты одного
спринта.
Этот метод мне так же
нравится тем, что я могу охватить большой объем информации за
короткий срок. Так например: тема «Показательные уравнения и
неравенства» в школьной программе изучается на 10 уроках. Если
рассматривать по нашем меркам это 5 пар, но из-за малого количества
часов мы изучаем данный раздел на одной паре. Весь первый семестр я
сама исполняла роль Scrum- мастера, так как студенты только
адаптировались и не могли запланировать весь процесс. Но надеюсь на
втором семестре я отведу эту роль
студентам.
Маршрутный лист нашего
урока состоял из следующих этапов:
-
Определение показательных
уравнений и методы решения
-
Определение систем
показательных уравнений и методы решения
-
Определение показательных
неравенств и методы решения
-
Определение систем
показательных неравенств и методы решения
-
Применение в жизни (быту)
элементов показательных функций, уравнений и
неравенств
Итоги
Рассматривая возможности
Scrum в изучении математики, я постепенно пришла к идее, что
процесс обучения в этом случае можно рассматривать как проект.
Студенты ставят себе цель завершить учебный год с определенными
результатами. И начинают движение к ней, разбив путь на спринты -
от 2 недель (по 4 урока в неделю) до 4 недель (1-2 урока в
неделю).
В ходе первого спринта мы
начали разбираться в сути Скрама.
Во втором спринте были созданы и заполнены таблицы; разобрали суть
совещаний - для чего и как они проводятся.
Выводы у меня
получились такие.
Первое, если вы
только начинаете внедрять Scrum в учебный процесс, то на первую
тему выделяйте на 1-2 спринта больше времени, чем это указано в
программе. Причина понятна: студентам необходимо будет кроме
учебного материала еще и саму технологию Скрам осваивать,
определяться с ролями в группе.
Второе, тему ребята
все-таки освоили , несмотря на то, что им пришлось многое
пересматривать из того, что они сначала себе напланировали. И это
один из полученных уроков: долговременное планирование не имеет
смысла, длинные планы, как правило,
проваливаются.
Третий итог
касается меня — преподавателя: стала более понятна сама методология
Скрам, ее применение в учебном процессе.
И в-четвертых, будьте
готовы к тому, что Скрам вскроет недостатки учебного процесса как
со стороны студентов, так и с вашей стороны как преподавателя.
Прояснится ситуация с выполнением (точнее, невыполнением) домашнего
задания, с работай в группе каждого студента — кто-то рабочая
лошадка, а кто-то просто выезжает за счет других. Выяснится вдруг,
что вы их чему-то не научили, а думали, что все в порядке, и т.д.
То есть надо готовиться принять все это и начать работать над
исправлением.