И ННОВАЦИОННЫЕ
ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОСНОВА АКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ
АЛИХАН ГУЛЬМИРА АБДИГАНИЕВНА
Кызылординская область
Шиелийский район
КГУ «казахская средняя школа
№152»
Учитель русского языка и
литературы
Программа курса по русскому
языку в школах с казахским языком обучения в рамках обновления
содержания среднего образования направлена на формирование и
развитие коммуникативной деятельности учащихся. Учебную
деятельность рассматривают с практической позиции, значительное
место отводится использованию языковых навыков в реальной жизни.
Значимая ценность практической деятельности учащихся заключается в
том, что в ней удовлетворяются их индивидуальные интересы,
развиваются способности, активизируются познавательные возможности,
проявляются инициативность, самостоятельность и создается среда для
развития коммуникативных навыков.
Общее направление
учительских поисков – стремление пробудить интерес к изучаемому
предмету, в данном случае, к русскому языку, повысить
результативность обучения за счет активного обучения. Эти проблемы
взаимосвязаны друг с другом, решаются путем повышения
самостоятельности учащихся в учебном процессе. Подходы,
используемые в преподавании предмета, помогают учащимся понять язык
не с помощью перевода на казахский язык, что часто используется в
традиционной практике учителей, а за счет использования картинок,
жестов, действий, ролевых игр с карточками-подсказками, опросов,
обмена мнениями и т.д.
Ни для кого не секрет, что
владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах
нашей жизни. Дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в
конечном итоге, в жизни. Задача развития речи ребенка предполагает
постепенное и качественное формирование процессов слушания,
говорения, чтения, письма, которые очень влияют друг на
друга.
Только связная речь может
помочь стать интересным собеседником или хорошим организатором.
Работа по развитию связной речи учащихся выделяет задачу
формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и
сознательно создавать собственное высказывание в устной или
письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать
речевые ситуации, которые обеспечивают участие детей в диалоговом
обучении, с помощью чего побуждается внутренняя мотивация учащихся
и повышается их речевая активность. В системе работы над развитием
связной речи используются разные группы приемов и типов речевых
упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием
и предложением, логическую работу и тренировочные упражнения.
Используются различные виды изложений, эссе, творческих
работ.
Речевые упражнения решают
следующие задачи: учат детей слушать вопрос, устраняют неточности в
произношении, вырабатывают дикцию, ритм чтения, выразительность,
правильное дыхание, учат понимать жесты, мимику, разыгрывать
небольшие сценки.
Важно и значимо применять
на уроках творческие задания. От того как составлено творческое
задание зависит эффективность развития творческих способностей
детей. Творческие задания в учебниках, в основном, относятся к
«условно творческим», результатом которых являются изложения,
рисунки, ответы на вопросы, нахождение аналогичных ответов или же
направлены на развитие интуиции учащихся[3,
36].
Творческие задания
предполагают использование в творческой деятельности
преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах,
таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ,
аналогичные задания или упражнения и т.д. Систематическое
применение творческих заданий на уроках русского языка способствует
совершенствованию способностей, удовлетворению познавательных
потребностей, может послужить мотивом и целью для развития других
индивидуально-психологических способностей. Особое внимание должно
уделяться творческой деятельности самого ученика. [1,
30]
Организация самостоятельной
работы учащихся на уроке является одной из основных проблем
обучения. Для детей должны быть созданы условия, когда они могли бы
окунуться в речевую ситуацию, для успешного обогащения словарного
запаса слов, развития устной связной речи. При этом у них
укрепляется база информации, воспитываются положительные
эмоции.
Обучение выразительному
чтению предполагает правильное произношение слов при чтении,
развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием
высказывания и текста, выработка умения убыстрять и замедлять темп
чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса в зависимости от
ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Общеизвестно, что
хорошо развитая речь школьников оказывает непосредственное влияние
на обучение детей не только языку, но и является показателем
интеллектуального развития, а также влияет на результаты учёбы по
другим дисциплинам.
Чтобы накапливать
творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать процесс
выполнения творческих заданий: готовность и способность учащихся
осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, уметь ставить новые
задачи, адаптироваться в новых непривычных условиях, межличностных
отношениях. Анализ проведенной работы на уроках русского языка и
литературы показал, что активизация учебно-творческой деятельности
учащихся путем использования различных поисково-развивающих
упражнений, не только развивает их самостоятельную деятельность, но
и служит залогом успешного саморазвития и социализации
учащегося.
В современных условиях
модернизации образования нужны квалифицированные кадры, способные
принимать нестандартные решения, умеющие критически мыслить,
аналитически подходить к планированию и креативно создавать
творческую атмосферу. И особое внимание уделять формированию у
учащихся ключевых компетенций и их социализации в реальной
жизни.
Использованная
литература:
1. Баяманова Р.Г.
Организации коммуникативно-ориентированного урока русского языка.
Учебно-методическое пособие. Караганда: Изд. ТОО «Арко»,
2006
2. Доклады и сообщения по
русскому языку. Т.Давыдова Москва. «Стрекоза»,
2009
3. Матюшкин А.М. Проблемные
ситуации в мышлении и обучении. – М.,1972.
4. Материалы Программы ПК
учителей русского языка школ с казахским языком обучения в рамках
обновления содержания среднего образования РК. «Назарбаев
Зияткерлік мектептері» ДББҰ, 2015.