КГУ «Школа – интернат №24»
отдела образования города Балхаш
управления образования Карагандинской области
Маулетова Индира Омаржанова
учитель русского языка и литературы
Инновационные технологии в образовании и их значение
Современное общество диктует необходимость изменений в технологиях и методах обучения в связи со стремительным развитием системы образования. Выпускники образовательных учреждений должны быть готовы к адаптации в изменчивой современности. Поэтому внедрение инновационных технологий обучения, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании представляется необходимым и неизбежным. Процесс внедрения инновации в педагогике означает внесения новшества в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, формирование совместной работы ученика и учителя. Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Следовательно, применение инновационных технологий в обучении заключается в формировании и развитии содержания образования и организации нового. Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию или разработке, изучению, адаптации и деление опытом по внедрению новшеств.
В настоящее время существуют различные виды инновационных технологий обучения, их разделяют в зависимости от их признака. В современной системе образования инновационные процессы интегрируются по следующим направлениям: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, реализация смешанного вида обучения, создание новых видов учебных заведений. Совместно с этим, в настоящее время внедряется практика инноваций, уже ставшая историей педагогической деятельности. К примеру, альтернативная образовательная система начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, и другие.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
-
Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, которые будут необходимы ученику после окончания школы.
-
Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
-
Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
В современных образовательных учреждениях применяют самые разнообразные виды инновационных технологий. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
-
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
-
личностно-ориентированное обучение;
-
проектная и исследовательская деятельность;
-
игровые технологии.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Работа с ИКТ дает возможность интеграции различных предметов с информатикой, компьютерными технологиями, всемирной паутиной, что дает школьникам возможность лучше изучить процесс информатизации не только в игровом аспекте, но и в обучающем. Использование компьютерных программ при изучении общеобразовательных предметов в корне меняет весь учебно – воспитательный процесс на базе информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности.
Практически во всех современных школах Казахстана сейчас имеются интерактивные доски, учителя могут выводить на экран любые презентации, видеоматериалы, изображения. Это помогает сделать учебу живее и интерактивнее вне зависимости от возраста школьников. Одним из современных интерактивных технологий является геймификация: в образовательный процесс внедряются элементы игр (в том числе компьютерных и видеоигр). Геймификация меняет отношение к ошибкам — дети перестают бояться условной двойки. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты. С расширением использования современных образовательных технологий дети могут изучать школьные предметы с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности. Например, надев VR-шлем, ребёнок сможет наблюдать исторические события и даже участвовать в них! Это иммерсионное обучение создаёт «эффект присутствия» и позволяет переживать невозможный в реальном мире опыт. Такой захватывающий современный формат обучения позволяет качественнее усваивать информацию.
2. Личностно ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные, безопасные условия для развития личности, реализации всех потенциалов учащегося. Ребёнка в этой технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы. Учащиеся осваивают образовательную программу в соответствии с их потребностями и возможностями.
3. Главной целью проектной и исследовательской деятельности является развитие способности самостоятельного, творческого поиска данных, постановки и решения задач, задействования информации из разных сфер знаний. Основной задачей учителя является привитие интереса к поисковой деятельности, к самостоятельному самообучению, самоанализу. При групповой работе над проектом у детей повышаются навыки работы в команде, умение слушать и слышать, развиваются коммуникативные навыки и происходит социальная адаптация. Применение такой технологии развивает у школьников способность познавать мир, анализировать факты, делать выводы.
4. Игровые технологии стимулируют творческий потенциал учащихся, дают возможность самореализации. Возможно применение различных видов игр, игровых заданий, но наиболее часто используемые: конкурсы, викторины, постановки, квест, командные игры. Игровые элементы можно использовать на любом этапе урока. Правильно организованная игра стимулирует память школьников, заинтересованность, а также преодолевает пассивность.
Применение инновационных методов в образовательном процессе необходимо. Традиционные методы уступают место инновационным технологиям обучения, ведь они дают возможность сформировать «нового» человека, быстро ориентирующегося и способного принять самостоятельное решение. Использование инновационных технологий в школьном обучении позволяют вырастить сознательную личность, способную быстро адаптироваться под современные реалии.
Литература
-
https://stranatalantov.com/news/primenenie-innovaczionnyix-texnologij-v-obrazovatelnom-proczesse/
-
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ, Материалы IV Международной научно-практической видеоконференции г. Тюмень, 30 ноября 2016 г.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Инновационные технологии в образовании и их значение
Инновационные технологии в образовании и их значение
КГУ «Школа – интернат №24»
отдела образования города Балхаш
управления образования Карагандинской области
Маулетова Индира Омаржанова
учитель русского языка и литературы
Инновационные технологии в образовании и их значение
Современное общество диктует необходимость изменений в технологиях и методах обучения в связи со стремительным развитием системы образования. Выпускники образовательных учреждений должны быть готовы к адаптации в изменчивой современности. Поэтому внедрение инновационных технологий обучения, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании представляется необходимым и неизбежным. Процесс внедрения инновации в педагогике означает внесения новшества в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, формирование совместной работы ученика и учителя. Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Следовательно, применение инновационных технологий в обучении заключается в формировании и развитии содержания образования и организации нового. Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию или разработке, изучению, адаптации и деление опытом по внедрению новшеств.
В настоящее время существуют различные виды инновационных технологий обучения, их разделяют в зависимости от их признака. В современной системе образования инновационные процессы интегрируются по следующим направлениям: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, реализация смешанного вида обучения, создание новых видов учебных заведений. Совместно с этим, в настоящее время внедряется практика инноваций, уже ставшая историей педагогической деятельности. К примеру, альтернативная образовательная система начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, и другие.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
-
Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, которые будут необходимы ученику после окончания школы.
-
Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
-
Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
В современных образовательных учреждениях применяют самые разнообразные виды инновационных технологий. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
-
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
-
личностно-ориентированное обучение;
-
проектная и исследовательская деятельность;
-
игровые технологии.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Работа с ИКТ дает возможность интеграции различных предметов с информатикой, компьютерными технологиями, всемирной паутиной, что дает школьникам возможность лучше изучить процесс информатизации не только в игровом аспекте, но и в обучающем. Использование компьютерных программ при изучении общеобразовательных предметов в корне меняет весь учебно – воспитательный процесс на базе информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности.
Практически во всех современных школах Казахстана сейчас имеются интерактивные доски, учителя могут выводить на экран любые презентации, видеоматериалы, изображения. Это помогает сделать учебу живее и интерактивнее вне зависимости от возраста школьников. Одним из современных интерактивных технологий является геймификация: в образовательный процесс внедряются элементы игр (в том числе компьютерных и видеоигр). Геймификация меняет отношение к ошибкам — дети перестают бояться условной двойки. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты. С расширением использования современных образовательных технологий дети могут изучать школьные предметы с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности. Например, надев VR-шлем, ребёнок сможет наблюдать исторические события и даже участвовать в них! Это иммерсионное обучение создаёт «эффект присутствия» и позволяет переживать невозможный в реальном мире опыт. Такой захватывающий современный формат обучения позволяет качественнее усваивать информацию.
2. Личностно ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные, безопасные условия для развития личности, реализации всех потенциалов учащегося. Ребёнка в этой технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы. Учащиеся осваивают образовательную программу в соответствии с их потребностями и возможностями.
3. Главной целью проектной и исследовательской деятельности является развитие способности самостоятельного, творческого поиска данных, постановки и решения задач, задействования информации из разных сфер знаний. Основной задачей учителя является привитие интереса к поисковой деятельности, к самостоятельному самообучению, самоанализу. При групповой работе над проектом у детей повышаются навыки работы в команде, умение слушать и слышать, развиваются коммуникативные навыки и происходит социальная адаптация. Применение такой технологии развивает у школьников способность познавать мир, анализировать факты, делать выводы.
4. Игровые технологии стимулируют творческий потенциал учащихся, дают возможность самореализации. Возможно применение различных видов игр, игровых заданий, но наиболее часто используемые: конкурсы, викторины, постановки, квест, командные игры. Игровые элементы можно использовать на любом этапе урока. Правильно организованная игра стимулирует память школьников, заинтересованность, а также преодолевает пассивность.
Применение инновационных методов в образовательном процессе необходимо. Традиционные методы уступают место инновационным технологиям обучения, ведь они дают возможность сформировать «нового» человека, быстро ориентирующегося и способного принять самостоятельное решение. Использование инновационных технологий в школьном обучении позволяют вырастить сознательную личность, способную быстро адаптироваться под современные реалии.
Литература
-
https://stranatalantov.com/news/primenenie-innovaczionnyix-texnologij-v-obrazovatelnom-proczesse/
-
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ, Материалы IV Международной научно-практической видеоконференции г. Тюмень, 30 ноября 2016 г.
шағым қалдыра аласыз













