КГУ «Школа – интернат
№24»
отдела образования
города Балхаш
управления
образования Карагандинской
области
Маулетова
Индира
Омаржанова
учитель русского языка и
литературы
Инновационные технологии в
образовании и их значение
Современное общество диктует необходимость
изменений в технологиях и методах обучения в связи со стремительным
развитием системы образования. Выпускники образовательных
учреждений должны быть готовы к адаптации в изменчивой
современности. Поэтому внедрение инновационных технологий обучения,
направленных на индивидуальный подход, мобильность и
дистанционность в образовании представляется необходимым и
неизбежным. Процесс внедрения инновации в педагогике означает
внесения новшества в цели,
содержание, методы и формы обучения и воспитания, формирование
совместной работы ученика и учителя. Педагогическая инновация —
нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании
и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их
эффективности. Следовательно, применение инновационных технологий в
обучении заключается в формировании и развитии содержания
образования и организации нового. Инновационный процесс – это
комплексная деятельность по созданию или разработке, изучению,
адаптации и деление опытом по внедрению
новшеств.
В настоящее время существуют различные
виды инновационных технологий обучения, их разделяют в зависимости
от их признака. В современной системе образования инновационные
процессы интегрируются по следующим направлениям: формирование
нового содержания образования, разработка и внедрение новых
педагогических технологий, реализация смешанного вида обучения,
создание новых видов учебных заведений. Совместно с этим, в
настоящее время внедряется практика инноваций, уже ставшая историей
педагогической деятельности. К примеру, альтернативная
образовательная система начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, и
другие.
Что же такое «инновационная
образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных
составляющих:
-
Современное содержание, которое передается
обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний,
сколько развитие компетенций, которые будут необходимы ученику
после окончания школы.
-
Современные методы обучения — активные методы
формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся
и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном
восприятии материала.
-
Современная инфраструктура обучения, которая
включает информационную, технологическую, организационную и
коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать
преимущества дистанционных форм
обучения.
В современных образовательных
учреждениях применяют самые разнообразные виды инновационных
технологий. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее
характерные инновационные
технологии:
-
информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ);
-
личностно-ориентированное
обучение;
-
проектная и исследовательская
деятельность;
-
игровые
технологии.
1. Информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) в предметном обучении. Работа с ИКТ дает
возможность интеграции различных предметов с информатикой,
компьютерными технологиями, всемирной паутиной, что дает школьникам
возможность лучше изучить процесс информатизации не только в
игровом аспекте, но и в обучающем. Использование компьютерных
программ при изучении общеобразовательных предметов в корне меняет
весь учебно – воспитательный процесс на базе информационных
технологий. В результате в школьной методической системе появляются
новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку
к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой
деятельности.
Практически во всех современных школах
Казахстана сейчас имеются интерактивные доски, учителя могут
выводить на экран любые презентации, видеоматериалы, изображения.
Это помогает сделать учебу живее и интерактивнее вне зависимости от
возраста школьников. Одним из современных интерактивных технологий
является геймификация: в образовательный процесс внедряются
элементы игр (в том числе компьютерных и видеоигр). Геймификация
меняет отношение к ошибкам — дети перестают бояться условной
двойки. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в
компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз
находить новые варианты. С расширением использования современных
образовательных технологий дети могут изучать школьные предметы с
помощью технологий виртуальной и дополненной реальности. Например,
надев VR-шлем, ребёнок сможет наблюдать исторические события и даже
участвовать в них! Это иммерсионное обучение создаёт «эффект
присутствия» и позволяет переживать невозможный в реальном мире
опыт. Такой захватывающий современный формат обучения
позволяет качественнее усваивать
информацию.
2.
Личностно ориентированные технологии обеспечивают комфортные,
бесконфликтные, безопасные условия для развития личности,
реализации всех потенциалов учащегося. Ребёнка в этой технологии
ставят в центр всей школьной образовательной системы. Учащиеся
осваивают образовательную программу в соответствии с их
потребностями и возможностями.
3. Главной целью проектной и
исследовательской деятельности является развитие способности
самостоятельного, творческого поиска данных, постановки и решения
задач, задействования информации из разных сфер знаний. Основной
задачей учителя является привитие интереса к поисковой
деятельности, к самостоятельному самообучению, самоанализу. При
групповой работе над проектом у детей повышаются навыки работы в
команде, умение слушать и слышать, развиваются коммуникативные
навыки и происходит социальная адаптация. Применение такой
технологии развивает у школьников способность познавать мир,
анализировать факты, делать выводы.
4. Игровые технологии стимулируют
творческий потенциал учащихся, дают возможность самореализации.
Возможно применение различных видов игр, игровых заданий, но
наиболее часто используемые: конкурсы, викторины, постановки,
квест, командные игры. Игровые элементы можно использовать на любом
этапе урока. Правильно организованная игра стимулирует память
школьников, заинтересованность, а также преодолевает
пассивность.
Применение инновационных методов в
образовательном процессе необходимо. Традиционные методы уступают
место инновационным технологиям обучения, ведь они дают возможность
сформировать «нового» человека, быстро ориентирующегося и
способного принять самостоятельное решение. Использование
инновационных технологий в школьном обучении позволяют вырастить
сознательную личность, способную быстро адаптироваться под
современные реалии.
Литература
-
https://stranatalantov.com/news/primenenie-innovaczionnyix-texnologij-v-obrazovatelnom-proczesse/
-
https://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii
-
https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/
-
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ,
Материалы IV Международной научно-практической видеоконференции г.
Тюмень, 30 ноября 2016 г.