«Қостанай қаласы әкімдігі білім
бөлімнің №
17 балабақша»
мемлекеттік коммуналдық
казыналық кәсіпорыны.
Государственное коммунальное казенное
предприятие
«Ясли-сад № 17 отдела образования акимата города
Костанай»
Использование
информационно -
комммуникационных технологий
в
логопедической
работе
Выполнила: Нургазина
Ж.К.
учитель-логопед
ясли-сада № 17
Педагогика должна ориентироваться не на
вчерашний день,
а на завтрашний день детского
развития.
Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт
впереди развития.
Л.С.Выготский.
1. Мы живем в такое время, что информационно -
коммуникационные технологии (ИКТ) уже заняли прочные позиции во
многих областях современной жизни и является самым современным
инструментом для обработки информации, играть роль незаменимого
помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании
речевого и общего психического развития дошкольников и служить
мощным техническим средством
обучения.
В
соответствии с Концепцией внедрение ИКТ
в образовательные учреждения
должно стать ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно
создание системы работы с использованием ИКТ для развития ребенка и
прежде всего, формирования у него психологической готовности к
жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные
технологии.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это
ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и
развивается его личность. И здесь имеются широкие возможности
применения ИКТ, потому что правильно подобранные развивающие
компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего
игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают
эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание
рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию
вновь.
Этот интерес и лежит в основе формирования таких
важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память
и внимание, предпосылки развития логического мышления. Незаменимым
средством для развития чувства ритма, слухового внимания, памяти и
мелкой моторики являются аудиопрограммы, использование
мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр,
разработанных с помощью программы Power Point, ActivInspire, Flash
и другие программы. Эти программы предназначены для коррекции
общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста, что позволяет эффективно организовать
индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.
(фото на протяжение
говорения)
2. В своей работе я широко применяю
информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)
– это компьютер, интерактивная доска и
планшет. Возможностями ИКТ я пользуюсь на всех этапах
коррекционного процесса: от обследования ребенка до формирования
связной речи.
Речь – это
сложный процесс, в котором задействованы различные
органы. Одной из важных задач
является научить произносить сложные звуки, где губы и язык должны
быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение,
без труда совершать многократные переходы от одного движения к
другому. Артикуляционная
гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в
результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка
вырабатывается правильное произношение. Существуют различные
комплексы упражнений, применяемые с помощью ИКТ. Одни направлены на
общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами
дикции (видео).
(фото на протяжение
говорения)
3.
«Пальчиковые игры» являются очень важной
частью работы по развитию мелкой
моторики, потому что
улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики
стимулирует развитие речевых центров.
«Пальчиковые
игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев.
В
любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться
нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую
мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на
кончиках наших пальцев». У
ребенка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая
активность, развивается память.
Выполняя
пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего
развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает
благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка
к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность,
гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит
приобретение навыков письма (видео).
(фото на протяжение
говорения)
4.
Большое количество всевозможных компьютерных программ вполне можно
использовать в своей работе любому педагогу дошкольного учреждения
как для повышения эффективности учебного, воспитательного и
коррекционного процессов, так и для повышения уровня своей
квалификации и профессионального
мастерства.
Я провожу занятия с применением ИКТ по развитию
связной речи, постановке и автоматизации звуков, развитию
фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя
речи и т.д.).
Проблема мотивации – одна из центральных в
логопедической работе. Ребёнок часто не хочет заниматься, его
утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние
картинок с целью автоматизации звука.
ИКТ
несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный
дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают
внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд,
вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть,
вернуться к этому занятию вновь.
Информационно-коммуникационные технологии
обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно
и творчески я применяю на занятиях.
Мы
с детьми учимся планировать, выстраивать логику элемента конкретных
событий, представлений, у них развивается способность к
прогнозированию результата действий. Они начинают думать прежде,
чем делать. Использование компьютерных технологий в
коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный
способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного
материала и его оформление с помощью различных информационных и
электронных ресурсов позволяющих с помощью определенных программ
создавать занятия по сквозным лексическим темам: «Одежда», «Овощи и
фрукты», «Домашние и дикие животные», «Дикие и домашние птицы» и
т.д.
Использование анимации и сюрпризных моментов
делают коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети
получают одобрение не только от меня, но и со стороны компьютера в
виде картинок-призов, смайликов, и в сопровождении звуковым
оформлением. Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет
сделать мне следующие выводы: использование ИКТ становится
необходимым средством обучения детей с нарушениями речи; в
большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим
занятиям, способствует повышению речевой и познавательной
активности; повышению самооценки.
Практика показывает, что использование ИКТ в
работе дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций,
переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения,
активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и
всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
(видео).
(фото на протяжение
говорения)
5. На занятиях я всегда уделяю внимание на то что
дети быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, теряется
интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее
эффективность.
Одним из самых эффективных способов
предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены
их деятельности считаются кратковременные физические упражнения,
так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное
неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности
на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают
работоспособность детей.
На
своих занятиях мы с детьми проводим несложные упражнения,
сопровождающиеся стихами, потешками, чистоговорками связанные с
темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были
просты, доступны и интересны каждому ребенку.
Физминутка - это один из обязательных,
продуманных элементов в непосредственной образовательной
деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка”
активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и
полезно! (видео).
(фото на протяжение
говорения)
6.
Эффективность работы во многом зависит от взаимодействия с другими
субъектами образовательного процесса, в том числе с педагогами и
родителями. Одно из направлений работы моей работы — это
информирование и консультирование педагогов и родителей о нормах
речевого развития, об особенностях формирования речи на всех
возрастных этапах дошкольного детства, о речевых нарушениях, их
профилактике, путях коррекции.
Проведение педагогических мероприятий
(родительских собраний, консультаций, тренингов, мастер-классов и
т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной
формой информирования и консультирования, позволяющей представить
материал красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает
выделить его основные аспекты и дает возможность их
проиллюстрировать.
Спасибо за внимание!