Сценарий музыкально-литературного бала на тему "От романса до вальса"
Цели мероприятия:
1. Познакомить учащихся с основными этапами развития романса и вальса.
2. Проанализировать произведения русских и казахских поэтов, таких как Пушкин, Лермонтов, Есенин, казахского композитора Шамши Калдаякова, в контексте их музыкального воплощения.
3. Воспитать уважение к культурному наследию, сочетая литературу и музыку.
Действующие лица:
1. Ведущие (2 человека) – элегантные дамы или кавалеры в стиле XIX века.
2. Гости бала – участники в исторических костюмах.
3. Чтецы – декламируют стихи и прозаические отрывки.
4. Танцоры – исполняют вальсы, мазурки и кадрили.
5. Музыканты (или фонограмма) – исполняют романсы, классическую музыку
Дополнительно:
• Костюмы: стиль XIX века (платья, фраки, перчатки, веера).
• Фото-зона: старинные декорации, свечи, книги.
• Рассадка: столики в стиле аристократических салонов.
• Фуршет: лёгкие угощения, чай, вино.
![]()
Часть 1: Вступление — Ожидание бала
(Затемнённый зал. Слышится музыка на фоне, напоминающая шаги и шёпот гостей. Плавно открывается занавес, свет на сцене становится мягким. Пары, одетые в костюмы XIX века, появляются на сцене. Они обмениваются взглядами, излучая загадочность и грацию.)
За кадром звучат строки:
Ах, этот бал! Чудесный бал!
При входе множество зеркал,
Мундиры, фраки, платья.
Ах, этот бал! Чудесный бал!
Блестит пол, огромный зал!
Присутствие всей знати!
Молодой кавалер (с улыбкой, нежно): — Ах, как чудо прекрасно это место! Ах, этот вечер, наполненный музыкой, предвещает встречу! Вальс, романс... когда-то слова эти звучали, как стихия, переполняющая сердца.
Дама (с лёгким поклоном, грациозно): — Верно, милый друг. Но каждое мгновение этого вечера — как стихи Пушкина или Лермонтова: полные любви, надежды, разочарования и волшебства. А этот бал — как символ эпохи, когда каждый шаг в танце был таким же важным, как каждое слово в поэзии.
(Звучит лёгкая музыка, входит дворецкий со словами: «Хозяин и хозяйка бала! Встречаем!».)
![]()
Часть 2: Выход ведущих
(Свет мягко освещает ведущих, которые выходят на сцену. Музыка стихает.)
Ведущий 1 (входит на сцену): — Добрый день, дорогие друзья! Сегодня, на этом балу, мы пройдем путь от романса до вальса, путешествуя по волнам поэзии. Мы перенесёмся в эпоху XIX века, когда романсы, как утончённые песни о любви, покоряли сердца многих. Это время было наполнено поэзией, эмоциями и нежностью. Мы узнаем, как литература и музыка переплетались, создавая прекрасные произведения, которые пережили века и продолжают вдохновлять нас до сих пор.
Ведущий 2 (входит с другой стороны): —Романс – это жанр, в котором поэзия и музыка сливаются в одну гармоничную целостность. Романс возник в начале XIX века в России, став особенно популярным благодаря поэтам, таким как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Сергей Есенин. Вальс, с другой стороны, ассоциируется с балами, роскошью и высшим обществом. Этот танцевальный жанр был настоящим символом XIX века, а его музыкальные произведения часто также отражают темы любви, страсти и разочарования.
Ведущий 1: - А ещё этот вечер будет не только погружением в поэзию, но и в музыку, которая навсегда стала частью нашего сердца. Мы будем проходить путь от романса до вальса, и, узнаем о том, как музыка и литература взаимодействуют и влияют друг на друга. И, возможно, почувствуем даже мелодии Шамши Калдаякова, его чарующую музыку, что заполняет сердце нежностью.
![]()
Часть 3: Романс Пушкина «Я помню чудное мгновенье» — "Я вас любил"
Ведущий 2 (с лёгкой улыбкой): — Наше путешествие начнется с великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Разрешите процитировать для вас самые известные строки, которые стали символом светлой, но не всегда радостной любви.
(Звучит "Я вас любил", читает Владислав 10 класс)
Ведущий 1 (добавляет с поэтическим акцентом): — Как тронуты были сердца теми словами! Вечная сила любви, оставшаяся в памяти народной, как романс, проникнувший в душу. Сейчас вы услышите, как поэзия Пушкина оживает в музыке
(Звучит первый романс «Я помню чудное мгновенье», поёт Нурайым 6 кл)
Подтанцовка Анель 8 кл
Ведущий 1: -Как видите, пушкинский романс полон светлой тоски и воспоминаний о прошлом, а музыка добавляет этому произведению особую лиричность и нежность.
![]()
Часть 4: Романс Лермонтова — "Сошлись мы, и недолго…"
(Музыка стихает, ведущие вновь выходят на сцену.)
Ведущий 1 (с лёгкой печалью, как бы обращаясь к балу): — Да, романсы — это не просто музыка, это история о чувствах, об эмоциях, о тех моментах, которые невозможно забыть. Но как и в жизни, любовь не всегда бывает радостной. Вот как Лермонтов, великий мастер чувства, передал печаль расставания в своих стихах.
Ведущий 2 (с грустью в голосе): — Давайте вспомним строки из его стихотворения «…………………» Читает Таир 9 кл
Ведущий 1 (с чувством): стихи Михаила Лермонтова проникнуты философскими размышлениями о жизни и судьбе. Одно из таких стихотворений – "Парус", было также положено на музыку, и мы услышим этот романс.
(Звучит романс Лермонтова «Парус», поёт Дарья Мирошниченко 6 класс; мальчики 6 и 8 кл. )
Ведущий 2 (с лёгким
вздохом): —
Ах, сколько эмоций передано в этих строках!
Трагизм и философская глубина лермонтовского
стихотворения нашли отклик в музыке, придавая романсу особую
эмоциональную насыщенность.![]()
Часть 5: Вальс — переход к лёгкости и грации
Ведущий 1 (с радостной интонацией): —Музыка и танец могут сливаться в одно целое, не зная границ и преград. Так пришло время для вальса — танца, который стал символом не только грации, но и высокого общества. Давайте вспомним, как вальс звучал в произведениях тех времен. Мы услышим фрагмент вальса Чайковского, который передает всю атмосферу эпохи.
Ведущий 2: — Вальс — это не просто танец, это искусство, которое требует от каждого движения безупречной точности. Уже невозможно представить бал без этого танца! Лёгкие повороты, закруженные движения — это восторг, это возвышенная гармония. Давайте же насладимся этим великолепием.
(В этот момент в зале начинает играть вальс Чайковского, все пары начинают кружиться. Ведущие, продолжая речь, уходят со сцены.)
![]()
Часть 6: Стихи Есенина — романс "Не жалею, не зову, не плачу"
Ведущий 1 (вдохновленно): — Сергей Есенин – поэт, чьи стихи вобрали в себя народную мелодичность и душевную искренность. Послушаем его известное стихотворение «Письмо к матери», которое передает всю тоску и глубину чувств, выраженных в этих строках.
(Чтение стихотворения «Письмо к матери», читает Садыкова Нина 7)
Ведущий 2 (с ярким взглядом): — Стихи Есенина часто становятся не просто основой для романса, но и связующим звеном между народной музыкой и музыкальной традицией. Одним из самых известных романсов, основанных на его стихах, является " Не жалею, не зову, не плачу ".
(Исполнение романса "Не жалею, не зову, не плачу" Кузьмина Олеся )
Ведущий 2 (с
улыбкой): —
Вот как Есенин, великий поэт и романтик, пишет о любви, наполненной
весельем и светом. Его стихи и музыка переплетаются в одном танце,
где царит гармония. И
вот, как прекрасно выражена радость от жизни, даже через
боль. ![]()
Часть 7: Вдохновение Шамши Калдаякова — Музыка, заполняющая сердца
(Плавно звучит мелодия Шамши Калдаякова, начальный аккорд на фортепиано. Ведущие вновь появляются, но на этот раз в их речи звучит новый акцент.)
Ведущий 1 (с вдохновением): — Мы живём в мире, где музыка всегда находит путь в самые глубокие уголки души. И Шамши Калдаяков, один из самых известных казахских композиторов XX века, написал множество произведений, которые, подобно романсу, наполнены и радостью, и горечью. Его музыка о любви, о свободе и о вечных чувствах.
Ведущий 2 (с уважением, обращаясь к зрителям): — Сегодня мы приглашаем вас насладиться теми мелодиями, что звучат не просто как музыка, но как живое выражение души. В его произведениях переплетаются восточные мотивы, нежность и страсть, которые так близки каждому из нас. Недаром его считают ещё и «королём казахского вальса»
(Звучит композиция Калдаякова, ученики 6 кл танцуют вальс, передавая атмосферу восточной красоты и чувственности. После к ним присоединяются пары из учителей и учеников.)
Ведущий 1: Музыка Калдаякова – это прекрасный пример того, как традиции народной музыки переплетаются с более высокими художественными стилями, создавая нечто уникальное и по-своему вдохновляющее.
![]()
Часть 8: Заключение — Символ вечности и гармонии
(Пары продолжают танцевать вальс, ведущие постепенно прощаются с гостями.)
Ведущий 1 (с радостью): — Вот он, тот самый момент, когда танец и музыка сливаются в одно целое. Вальс — это не только движение, но и жизнь. Он легок, грациозен и вечен, как все прекрасные вещи в этом мире.
Ведущий 2 (с благодарностью): — Спасибо, что разделили с нами этот удивительный вечер, где музыка и слова переплетаются, где каждый аккорд и каждый стих рассказывают свою историю.
Ведущий 1 (с глубоким вдохом): — Дорогие друзья! Мы прошли путь от романса до вальса, от печали до радости. Слова Пушкина, Лермонтова, Есенина живут в нашей душе, как и музыка, которую мы сегодня слышали.
Ведущий 2 (с улыбкой): — Бал, как и любовь, полон страсти, но и лёгкости. Пусть в каждом из вас живёт эта гармония — между чувствами и танцем, между слезами и радостью.
(На фоне играет светлый вальс. Пары продолжают танцевать, а ведущие с улыбками прощаются с гостями.)
Ведущий 1 и Ведущий 2 (вместе): — Пусть этот вечер останется в вашей памяти, как вальс, что не заканчивается, как романс, что не забывается. Благодарим за участие и желаем счастья! Благодарим вас за участие в нашем литературном бале!
(Занавес.)
Приглашение на музыкально-литературный бал на тему "От романса до вальса"
![]()
С величайшей радостью и почтением мы приглашаем вас на музыкально-литературный бал, наполненный чарующими звуками, изысканными стихами Пушкина, Лермонтова, Есенина и величайших композиторов, чьи произведения навсегда остались в нашей душе и танцами, которые перенесут нас в волшебный мир XIX века, где от романса до вальса раскроются все тайны того времени.
Дресс-код вечера: Мы призываем вас воссоздать атмосферу эпохи — прекрасной и изысканной. Пожалуйста, явитесь в костюмах в духе XIX века, чтобы вместе с нами погрузиться в эпоху, когда каждый шаг был искусством, а каждое слово — поэзией.
Тема бала: «От романса до вальса». Мы уверены, что этот вечер принесёт вам не только радость, но и волнующие воспоминания о прекрасном времени, когда искусство и танец были не просто частью жизни, а её сердцем.
С нетерпением ждём встречи с вами, чтобы вместе восхищаться изяществом и красотой эпохи, разделить моменты волнующего очарования и непередаваемой грации.
С уважением и предвкушением, Организаторы бала
![]()
Дата и место:
20 февраля. Актовый зал
Время начала:
10:00
Дресс-код вечера: Костюмы в стиле XIX века (платья, фраки, перчатки, веера).
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Интегрированное мероприятие по предметам музыки и русской литературы "ОТ романса до вальса"
Интегрированное мероприятие по предметам музыки и русской литературы "ОТ романса до вальса"
Сценарий музыкально-литературного бала на тему "От романса до вальса"
Цели мероприятия:
1. Познакомить учащихся с основными этапами развития романса и вальса.
2. Проанализировать произведения русских и казахских поэтов, таких как Пушкин, Лермонтов, Есенин, казахского композитора Шамши Калдаякова, в контексте их музыкального воплощения.
3. Воспитать уважение к культурному наследию, сочетая литературу и музыку.
Действующие лица:
1. Ведущие (2 человека) – элегантные дамы или кавалеры в стиле XIX века.
2. Гости бала – участники в исторических костюмах.
3. Чтецы – декламируют стихи и прозаические отрывки.
4. Танцоры – исполняют вальсы, мазурки и кадрили.
5. Музыканты (или фонограмма) – исполняют романсы, классическую музыку
Дополнительно:
• Костюмы: стиль XIX века (платья, фраки, перчатки, веера).
• Фото-зона: старинные декорации, свечи, книги.
• Рассадка: столики в стиле аристократических салонов.
• Фуршет: лёгкие угощения, чай, вино.
![]()
Часть 1: Вступление — Ожидание бала
(Затемнённый зал. Слышится музыка на фоне, напоминающая шаги и шёпот гостей. Плавно открывается занавес, свет на сцене становится мягким. Пары, одетые в костюмы XIX века, появляются на сцене. Они обмениваются взглядами, излучая загадочность и грацию.)
За кадром звучат строки:
Ах, этот бал! Чудесный бал!
При входе множество зеркал,
Мундиры, фраки, платья.
Ах, этот бал! Чудесный бал!
Блестит пол, огромный зал!
Присутствие всей знати!
Молодой кавалер (с улыбкой, нежно): — Ах, как чудо прекрасно это место! Ах, этот вечер, наполненный музыкой, предвещает встречу! Вальс, романс... когда-то слова эти звучали, как стихия, переполняющая сердца.
Дама (с лёгким поклоном, грациозно): — Верно, милый друг. Но каждое мгновение этого вечера — как стихи Пушкина или Лермонтова: полные любви, надежды, разочарования и волшебства. А этот бал — как символ эпохи, когда каждый шаг в танце был таким же важным, как каждое слово в поэзии.
(Звучит лёгкая музыка, входит дворецкий со словами: «Хозяин и хозяйка бала! Встречаем!».)
![]()
Часть 2: Выход ведущих
(Свет мягко освещает ведущих, которые выходят на сцену. Музыка стихает.)
Ведущий 1 (входит на сцену): — Добрый день, дорогие друзья! Сегодня, на этом балу, мы пройдем путь от романса до вальса, путешествуя по волнам поэзии. Мы перенесёмся в эпоху XIX века, когда романсы, как утончённые песни о любви, покоряли сердца многих. Это время было наполнено поэзией, эмоциями и нежностью. Мы узнаем, как литература и музыка переплетались, создавая прекрасные произведения, которые пережили века и продолжают вдохновлять нас до сих пор.
Ведущий 2 (входит с другой стороны): —Романс – это жанр, в котором поэзия и музыка сливаются в одну гармоничную целостность. Романс возник в начале XIX века в России, став особенно популярным благодаря поэтам, таким как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Сергей Есенин. Вальс, с другой стороны, ассоциируется с балами, роскошью и высшим обществом. Этот танцевальный жанр был настоящим символом XIX века, а его музыкальные произведения часто также отражают темы любви, страсти и разочарования.
Ведущий 1: - А ещё этот вечер будет не только погружением в поэзию, но и в музыку, которая навсегда стала частью нашего сердца. Мы будем проходить путь от романса до вальса, и, узнаем о том, как музыка и литература взаимодействуют и влияют друг на друга. И, возможно, почувствуем даже мелодии Шамши Калдаякова, его чарующую музыку, что заполняет сердце нежностью.
![]()
Часть 3: Романс Пушкина «Я помню чудное мгновенье» — "Я вас любил"
Ведущий 2 (с лёгкой улыбкой): — Наше путешествие начнется с великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Разрешите процитировать для вас самые известные строки, которые стали символом светлой, но не всегда радостной любви.
(Звучит "Я вас любил", читает Владислав 10 класс)
Ведущий 1 (добавляет с поэтическим акцентом): — Как тронуты были сердца теми словами! Вечная сила любви, оставшаяся в памяти народной, как романс, проникнувший в душу. Сейчас вы услышите, как поэзия Пушкина оживает в музыке
(Звучит первый романс «Я помню чудное мгновенье», поёт Нурайым 6 кл)
Подтанцовка Анель 8 кл
Ведущий 1: -Как видите, пушкинский романс полон светлой тоски и воспоминаний о прошлом, а музыка добавляет этому произведению особую лиричность и нежность.
![]()
Часть 4: Романс Лермонтова — "Сошлись мы, и недолго…"
(Музыка стихает, ведущие вновь выходят на сцену.)
Ведущий 1 (с лёгкой печалью, как бы обращаясь к балу): — Да, романсы — это не просто музыка, это история о чувствах, об эмоциях, о тех моментах, которые невозможно забыть. Но как и в жизни, любовь не всегда бывает радостной. Вот как Лермонтов, великий мастер чувства, передал печаль расставания в своих стихах.
Ведущий 2 (с грустью в голосе): — Давайте вспомним строки из его стихотворения «…………………» Читает Таир 9 кл
Ведущий 1 (с чувством): стихи Михаила Лермонтова проникнуты философскими размышлениями о жизни и судьбе. Одно из таких стихотворений – "Парус", было также положено на музыку, и мы услышим этот романс.
(Звучит романс Лермонтова «Парус», поёт Дарья Мирошниченко 6 класс; мальчики 6 и 8 кл. )
Ведущий 2 (с лёгким
вздохом): —
Ах, сколько эмоций передано в этих строках!
Трагизм и философская глубина лермонтовского
стихотворения нашли отклик в музыке, придавая романсу особую
эмоциональную насыщенность.![]()
Часть 5: Вальс — переход к лёгкости и грации
Ведущий 1 (с радостной интонацией): —Музыка и танец могут сливаться в одно целое, не зная границ и преград. Так пришло время для вальса — танца, который стал символом не только грации, но и высокого общества. Давайте вспомним, как вальс звучал в произведениях тех времен. Мы услышим фрагмент вальса Чайковского, который передает всю атмосферу эпохи.
Ведущий 2: — Вальс — это не просто танец, это искусство, которое требует от каждого движения безупречной точности. Уже невозможно представить бал без этого танца! Лёгкие повороты, закруженные движения — это восторг, это возвышенная гармония. Давайте же насладимся этим великолепием.
(В этот момент в зале начинает играть вальс Чайковского, все пары начинают кружиться. Ведущие, продолжая речь, уходят со сцены.)
![]()
Часть 6: Стихи Есенина — романс "Не жалею, не зову, не плачу"
Ведущий 1 (вдохновленно): — Сергей Есенин – поэт, чьи стихи вобрали в себя народную мелодичность и душевную искренность. Послушаем его известное стихотворение «Письмо к матери», которое передает всю тоску и глубину чувств, выраженных в этих строках.
(Чтение стихотворения «Письмо к матери», читает Садыкова Нина 7)
Ведущий 2 (с ярким взглядом): — Стихи Есенина часто становятся не просто основой для романса, но и связующим звеном между народной музыкой и музыкальной традицией. Одним из самых известных романсов, основанных на его стихах, является " Не жалею, не зову, не плачу ".
(Исполнение романса "Не жалею, не зову, не плачу" Кузьмина Олеся )
Ведущий 2 (с
улыбкой): —
Вот как Есенин, великий поэт и романтик, пишет о любви, наполненной
весельем и светом. Его стихи и музыка переплетаются в одном танце,
где царит гармония. И
вот, как прекрасно выражена радость от жизни, даже через
боль. ![]()
Часть 7: Вдохновение Шамши Калдаякова — Музыка, заполняющая сердца
(Плавно звучит мелодия Шамши Калдаякова, начальный аккорд на фортепиано. Ведущие вновь появляются, но на этот раз в их речи звучит новый акцент.)
Ведущий 1 (с вдохновением): — Мы живём в мире, где музыка всегда находит путь в самые глубокие уголки души. И Шамши Калдаяков, один из самых известных казахских композиторов XX века, написал множество произведений, которые, подобно романсу, наполнены и радостью, и горечью. Его музыка о любви, о свободе и о вечных чувствах.
Ведущий 2 (с уважением, обращаясь к зрителям): — Сегодня мы приглашаем вас насладиться теми мелодиями, что звучат не просто как музыка, но как живое выражение души. В его произведениях переплетаются восточные мотивы, нежность и страсть, которые так близки каждому из нас. Недаром его считают ещё и «королём казахского вальса»
(Звучит композиция Калдаякова, ученики 6 кл танцуют вальс, передавая атмосферу восточной красоты и чувственности. После к ним присоединяются пары из учителей и учеников.)
Ведущий 1: Музыка Калдаякова – это прекрасный пример того, как традиции народной музыки переплетаются с более высокими художественными стилями, создавая нечто уникальное и по-своему вдохновляющее.
![]()
Часть 8: Заключение — Символ вечности и гармонии
(Пары продолжают танцевать вальс, ведущие постепенно прощаются с гостями.)
Ведущий 1 (с радостью): — Вот он, тот самый момент, когда танец и музыка сливаются в одно целое. Вальс — это не только движение, но и жизнь. Он легок, грациозен и вечен, как все прекрасные вещи в этом мире.
Ведущий 2 (с благодарностью): — Спасибо, что разделили с нами этот удивительный вечер, где музыка и слова переплетаются, где каждый аккорд и каждый стих рассказывают свою историю.
Ведущий 1 (с глубоким вдохом): — Дорогие друзья! Мы прошли путь от романса до вальса, от печали до радости. Слова Пушкина, Лермонтова, Есенина живут в нашей душе, как и музыка, которую мы сегодня слышали.
Ведущий 2 (с улыбкой): — Бал, как и любовь, полон страсти, но и лёгкости. Пусть в каждом из вас живёт эта гармония — между чувствами и танцем, между слезами и радостью.
(На фоне играет светлый вальс. Пары продолжают танцевать, а ведущие с улыбками прощаются с гостями.)
Ведущий 1 и Ведущий 2 (вместе): — Пусть этот вечер останется в вашей памяти, как вальс, что не заканчивается, как романс, что не забывается. Благодарим за участие и желаем счастья! Благодарим вас за участие в нашем литературном бале!
(Занавес.)
Приглашение на музыкально-литературный бал на тему "От романса до вальса"
![]()
С величайшей радостью и почтением мы приглашаем вас на музыкально-литературный бал, наполненный чарующими звуками, изысканными стихами Пушкина, Лермонтова, Есенина и величайших композиторов, чьи произведения навсегда остались в нашей душе и танцами, которые перенесут нас в волшебный мир XIX века, где от романса до вальса раскроются все тайны того времени.
Дресс-код вечера: Мы призываем вас воссоздать атмосферу эпохи — прекрасной и изысканной. Пожалуйста, явитесь в костюмах в духе XIX века, чтобы вместе с нами погрузиться в эпоху, когда каждый шаг был искусством, а каждое слово — поэзией.
Тема бала: «От романса до вальса». Мы уверены, что этот вечер принесёт вам не только радость, но и волнующие воспоминания о прекрасном времени, когда искусство и танец были не просто частью жизни, а её сердцем.
С нетерпением ждём встречи с вами, чтобы вместе восхищаться изяществом и красотой эпохи, разделить моменты волнующего очарования и непередаваемой грации.
С уважением и предвкушением, Организаторы бала
![]()
Дата и место:
20 февраля. Актовый зал
Время начала:
10:00
Дресс-код вечера: Костюмы в стиле XIX века (платья, фраки, перчатки, веера).
шағым қалдыра аласыз













