Материалдар / Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему "Времена года в творчестве Абая. Стихотворение «Зима» Абай Кунанбаев" Средства художественной выразительности. Повторение. 7 класс
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему "Времена года в творчестве Абая. Стихотворение «Зима» Абай Кунанбаев" Средства художественной выразительности. Повторение. 7 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему "Времена года в творчестве Абая. Стихотворение «Зима» Абай Кунанбаев" Средства художественной выразительности. Повторение. С разноуровневыми заданиями для учащихся 7 классов.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
10 Қаңтар 2024
165
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
700 тг 525 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Школа имени И.Кутпанулы

ФИО педагога: Мажитова Дана Уалихановна

Сквозная тема:

Народные приметы и прогноз погоды

Раздел:

ЖАРА и ХОЛОД. СТРАНА И ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Тема урока:

Времена года в творчестве Абая.

Стихотворение «Зима» Абай Кунанбаев.

Средства художественной выразительности. Повторение.

Дата:

20.09.2022

Класс

7 «а»

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

7.1.4.1 определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста

7.4.3.1 представлять информацию в виде таблицы, схемы диаграммы, графика;

7.3.6.1 анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических),

определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

Цели урока

І. Все учащиеся будут уметь:

Знание: познакомятся жизнью и творчеством Абая Кунанбаева ; ознакомятся с его стихами о временах года

Понимание: вспомнят средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения и метафоры.


ІІ. Большинство учащихся будут уметь:

Применение: смогут найти из текстов стихотворений примеры на эпитеты, олицетворения и сравнения.

Анализ: проведут анализ стихов о временах года ,определяя тему, идею жанровые особенности текста. Представят полученную информацию в виде таблицы


ІІІ. Некоторые учащиеся будут уметь:

Синтез: аргументируют свою точку зрения

Оценивание: Обсуждает и выражает свое отношение к теме урока; обобщает и формулирует основную идею произведения; правильно использует грамматические формы слов русского языка и синтаксические конструкции.

Межпредметная связь

Языковая цель



Привитие ценности





Предыдущие знания

Источники

Использование ИКТ

Казахская литература, география


Учащиеся могут: строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи . Ключевые слова и фразы: небосвод, иссохшие, как старики, безлистые руки ветвей, нахмуренный вид, скрипучий, кряхтя, кочевье, мотыльки, родственники, полноводная река, жеребята.


Урок способствует формированию чувства любви к природе, к окружающему миру: развитию внимания к авторскому слову, речи учащихся, воображению; привитию нравственных ценностей и широты взглядов; формированию культуры общения, сотрудничества, самостоятельности и активности.


Урок опирается на знания учащихся о временах года, о типах текста, на знание необходимым уровнем навыка чтения, работы с текстом и умения работать в парах, индивидуально и в группе. Учащиеся продолжат совершенствовать свои знания, умения и навыки через работу над текстом, над заданиями к тексту.


Интернет ресурсы


Ноутбук, проектор, колонки, экран



Ход урока

Этап урока/ время

Действия педагога

Действия ученика

Ресурсы

Начало урока

4 мин.

1.Психологический настрой.

Учитель: -- Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка и литературы.

*Улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе и поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов !

Приветствуют

учителя,

приветствуют друг друга

Учебник «Русский язык и

литература» 7 под ред. У.А.Жанпейс, Н.А.Озекбаева

слайды к уроку по теме.

Середина урока 35 мин.








































































































































































































Конец урок (мин.3)







.


*Актуализация знаний. (10мин.)

--- Мы продолжаем изучение раздела «Жара и холод. Страна и образ жизни».

Ребята, рассмотрите картину и угадайте тему урока. Правильно, на картине изображен Абай Кунанбаев и времена года. А значит тема нашего урока «Времена года в творчестве Абая». (Слайд 1, 2)

Сегодня на уроке вы узнаете: (Слайд 3)

  • о жизни и творчестве Абая Кунанбаева;

  • будете анализировать произведение, определяя тему, идею; находить в тексте художественно- изобразительные средства.

  • научитесь представлять информацию в виде таблицы.

---- Ребята, вы с раннего детства знакомы с творчеством великого поэта Абая Кунанбаева. (Слайд 4) (Послушайте небольшое сообщение учителя о поэте и составьте кластер на тему «Абай» в группе)

Абай Кунанбаев- великий поэт, писатель, просветитель, философ, композитор, основоположник казахской письменной литературы. Родился Абай 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак в семье крупного бая Кунанбая Ускенбаева.

Если отец научил мальчика быть мужчиной, то мать во многом привила ему любовь к творчеству. Улжан была мудрой и доброй женщиной. Большую роль в жизни будущего поэта сыграла его бабушка Зере.

Настоящее имя Ибрагим, но прозвище Абай. «Абай» значит внимательный. Прозвище, данное бабушкой, осталось за ним на всю жизнь.

Абай получает хорошее образование: сначала дома, затем-в медресе, где преподавали арабский, персидские языки, одновременно посещал русскую школу.

Творчество Абая Кунанбаева безгранично. Его произведения уникальны. Абаем созданы около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания». Некоторые свои стихи Абай переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» стала народной.

В памяти казахского поэта названы университеты, школы, улицы, установлены памятники и открыты музеи в разных городах республики. (Слайд 5,6)

Ребята, вы уже поняли , что изучаемый раздел посвящен пейзажной лирике. Каждое время года прекрасно по-своему. Абай Кунанбаев каждому из них посвятил прекрасные строки, и теперь можем их изучить на уроке.

Давайте послушаем наших ребят, которые выучили стихотворения про сезоны года на трех языках.

Еще раз прочитаем стихотворение Абая «Осень». Какие слова вам не совсем понятны.

Глоссарий

мрачно-хмуро

скребет-выцарапывать

вереницей-стаей

приуныли-загрустить

гам-шум

чан-күбі

стан-ткацкий станок

чело-лоб

сват-құда

кряхтя-аһлап,уһлеп.

 Какое эмоциональное воздей­ствие оказало стихотворение на вас, нравится ли вам осень, чем именно. И каково, на ваш взгляд, отношение к этому времени года самого поэта. Обратите внимание на слова, которые передают настроение, чувства автора.  

На небе хмурые тучи, затихли звон­кие детские голоса, деревья похожи на нищих старцев, люди чинят старые халаты и дырявые юрты, в аулах уны­ние, тишина, все чувствуют себя неуютно. Так же безра­достно на душе у Абая: он сожалеет об увядших цветах, улетевших птицах, ему не хватает звонкого детского сме­ха, шуток молодежи, жалко стариков и старух, жизнь ко­торых не устроена. Грустная картина, печаль на душе и в сердце поэта.

Помимо описания безрадостных картин осенней при­роды поэт ярко, зримо рисует жизнь аула. Читатель фи­зически ощущает сырость, холод, видит аулчан, занимаю­щихся привычным  трудом,  готовящихся к долгой   зиме, слышит протяжное курлыканье журавлей, пролетающих над аулом. Пейзажная лирика Абая тесно связана с трудом людей.

Но самое главное — в этих строчках видна душа Абая - человека. Ему жалко бедняков, которых ждет холодная осень. Как бы они ни латали халаты, ни чинили юрты — это не спасет их от страданий в зимнюю стужу. Не только осенние туманы, ветры и слякоть навевают на него тоску, а сострадание к аулчанам, душевные переживания из-за их бедной, неустроенной жизни.





*** Рабочая тетрадь ученика ***


Тема урока:

ВРЕМЕНА ГОДА В ТВОРЧЕСТВЕ АБАЯ

Стихотворение «Осень», «Зима».

Средства художественной выразительности. Повторение.

Число:

20. 09.2022

Класс:

7 А

Для закрепления: (2-3 мин)
  • Какое настроение вызывает в нас эти стихотворения?

  • С какой интонацией нужно читать ? Почему ?

  • Почему стихотворение начинается с описания картин природы ?

  • В чём своеобразие стихотворений Абая о временах года ?

  • Какая главная мысль ? Какую ещё информацию можно получить из стихотворений ?


Самостоятельная работа (разноуровневые задания)

Задание1: (знание, понимание)

- Соотнесите выделенные слова или словосочетания с названиями средств художественной выразительности.

Отрывки стихотворений

Средства художественной выразительности

По дороге зимней, скучной
Тройка
 борзая бежит,
Колокольчик
 однозвучный
Утомительно гремит.

олицетворение

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду

эпитет

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И Бог знает, о чём

Плакал сумрачный лес

метафора

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

сравнение

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.


обращение




Критерии оценивания

Дескрипторы обучающийся:

Соотносят выделенные слова или словосочетания с названиями средств художественной выразительности.

-проводит соответствие между выделенными словами и

словосочетаниями с тропами

Всего -5 баллов.

4-5 балла «удовлетворительно»

(на выполнение- 7 мин.)

Задание 2: (применение)

-- Прочитайте самостоятельно стихотворения «Осень» и «Зима». Найдите и выпишите из текста эпитеты, сравнения , олицетворения.

эпитеты_________________________________________________________

_______________________________________________________________

сравнения_______________________________________________________

_______________________________________________________________

олицетворения___________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!