Предмет: Русский язык и литература
|
Школа: Рассветская основная средняя
школа
|
Учитель: учитель русского языка и литературы Калтаева
Гюльзада Дуйсенгалиевна
|
|
5 класс
|
6 класс
|
Тема
урока:
|
Прямое и переносное значение
слова
|
Цели
обучения:
|
5.2.1.1.
– владеть словарным запасом, включающим слова с прямым и переносным
значением
5.1.3.1.
– понимать основное содержание произведений литературы, содержащих
знакомые лексические и грамматические единицы, отпределять
тему;
|
6.1.3.1. – понимать содержание
рассказов, поэтичеких произведений/фрагментов, содержащих знакомые
лексические и грамматические единицы, определяя тему и основную
мысль, характеризовать и оценивать поступки персонажей или
лирического героя;
|
Цели
урока:
|
Обеспечить формирование интереса к изучению
русского языка.
|
Критерии оценивания:
|
Все учащиеся: смогут различать слова в прямом и переносном
значении;
Болшинство учащиеся: могут владеть словарным запасом, включающим слова в
переносном и прямом значении;
Некоторые учащиеся:
могут понимать
основное содержание текста и уметь закончить смысловую линию
текста
|
Все учащиеся: смогут различать слова в прямом и переносном
значении;
Болшинство учащиеся: могут понимать содержание рассказов и
поэтических произведений
Некоторые учащиеся:
может
характеризовать и оценивать поступки персонажей, а также
придумывать рифмы к словам
|
Языковые цели:
|
-акцентировать внимание на академическом языке
(например, лексика, включающая терминологию и фразы, необходимые
для достижения целей обучения предмета);
-
использовать языковые навыки в различных
комбинациях для достижения различных
целей;
|
Предварительные знания:
|
-знания полученные в 4 классе,
а также на предыдущих уроках русского
языка
|
Методы
обучения:
|
Учебник, раздаточный
материал
|
Ход урока
І ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЧАСТЬ
Установочно-мотивационный
этап
|
-
Создание
положительного эмоционального настроя: Игра «Подари
улыбку».
Здравствуйте, ребята! Повернитесь, пожалуйста,
друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите
улыбку и хорошее настроение однокласснику. Пожелайте друг другу
успехов в работе на уроке.
Я
вам желаю удачи! Садитесь.
-
Постановка
темы и целей урока
-
Актуализация знаний: «Мозговой
штурм»
По лексическому значению определите слово и
запишите его в начальной форме
-
Наука,
изучающая словарный запас языка, называется...
(лексикология)
-
Словарный
состав зыка называется... (лексика)
-
То, что
обозначает слова, называется... (лексическое
значение)
-
Слово,
имеющее одно лексическое значение,
называется...(однозначное)
-
Слово,
имеющее два и более лексических значений,
называется...(многозначное)
-
Словарь, по которому определяется лесическое
значение слова, называется...(толковый)
|
Организационно –
деятельный этап
|
-
Объяснение
новой темы на основе примеров.
-Ребята, давайте
запишем термины «прямое» «переносное
значение».
Сегодня мы с вами
будем выяснять, что означают эти
слова.
Прослушайте загадки
Владимира Степанова. Какие слова помогли вам
отгадать?
1)Серое перышко,
4)Известно с давних нам
времен,
Золтое горлышко. Что
это птица – почтальон.
2)То рыжая, то
серая, 5)Не сидит она на
месте,
Ав лапках шишка
спелая. На хвосте разносит
вести.
3)Серая шейка,
желтый носок, 6)Врач лесного
царства
Плавает в речке, как
поплавок. Лечит без
лекартсва
В
словосочетани золотые
часы прилагательное
обозначает «сделанные из
золота», а в
словосочетании золотые
листья это прилагательное
обозначает «цвет золота, то есть
желтый». Почему одно и то же слово
золотой в разных значениях? Вещи из золота желтого цвета. И листья
похожи цветом на золото. Поэтому и стали желтые листья
называть золотыми. Так у
слова золотой, наряду с прямым значением,
появилось переносное
значение.
-
Ученикам
предлагаются рисунки с изображением словосочетания со словом
«золотой» в прямом занчении: золтые часы, золотой
песок
Подберите
словосочетания к рисункам, используя слово «золотой» (на рисунках
изображены изделия из золота, пустыня с песком, руки рабочего
человека)
|
ІІ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ
ЧАСТЬ
Организационно-деятельный этап
|
Самостоятельная
работа
-
По учебнику: упр.83, стр
43
-
Распределить слова по
значению: 1)по цвету, 2)по
занчению
Крыло самолета, золотая
осень, розовые мечты, серебряная роса, дворник машины, седой
туман
|
Работа под
руководством учителя
(Учитель знакомит
учащихся с краткой биографией Мукагали
Макатаева)
-Ребята вас наверное
заинтересовало название стихотворения М.Макатаева «Три счастья»?
(учитель сам читает
стихотворение)
-Какое настроение и
чувства передает автор?
(Отвечаем на вопросы
упр 2 стр 102 по учебнику
устно)
|
Работа под
руководством учителя
-
Упр 86, стр 44
-
Прочитать рассказ упр 88 и выбрать для ее
концовки одну из пословиц: «Язык острее меча»; «Ласковым словом
много добьешься»; «Не спеши языком, спеши делом». Объясните
значение выделенного словосочетания
|
Самостоятельная работа
(работа с карточками)
Заполнить
«Таблицу-синтез»
Ключевые
слова
|
Толкование
|
Выписки из
текста
|
|
|
|
Закончить данные
предложения по стихотворению «Три
счастья»
В стихотворении
М.Макатаева говорится
о..........
Поэт выражает свои
чувства...................................
В произведении
утверждается мысль
о.................
|
Самостоятельная
работа
-
Упр 90, стр
45
|
Работа под
руководством учителя
Упр 5, стр
103
Ученики отвечают на
вопросы и обосновывают свои
отыеты.
|
ІІІ
Обощающая часть
Оценочно-рефлексионный
этап
|
Указать верные (В) и неверные
(Н) ответы
-
Прямое значение – это основное
значение слова
-
Прямое значение –
по-казахски ауыспалы
мағына
-
Переносное значение – это
хначение вторичное, образное, связанное по смыслу с
прямым
-
В
словосочетании серебряная
роса прилагательное употреблено в
прямом значении
-
В художественных произведениях
слова с переносным значением используетсы как выразительное
средство
|
Выбрать любые слова из стихотворения М.Макатаева
и подберите к ним рифмы. Попробуйте сочинить двустишие, чтобы эти
слова были связаны
|
Ученикам
раздаются листы
самооценки
|
Рефлексия:
|
|
Домашнее
задание
|
Упр 91, стр 45
|
Подготовить выразительное чтение стихотворения
М.Макатаева»Три счастья», написть мини-сочинение на тему
«Счастье»
|