Интеллектуальная игра «Изучаем
русский язык!»
Цели
мероприятия:
-
Активизация мыслительной
деятельности учащихся, дать возможность проявить свои знания,
умения, навыки.
-
Развивать сообразительность,
устную и письменную речь.
-
Воспитывать любовь русскому
языку и речи, уважение друг к другу.
Оборудование: слайды с заданиями, изображёнными на
интерактивной доске.
Русский
язык в умелых руках и
в
опытных устах – красив, певуч,
выразителен, гибок,
послушен,
ловок и
вместителен.
А. И.
Куприн
Ход
игры:
Ведущая: Приветствуем вас, уважаемые ученики и
учителя! Начинается наша интеллектуальная игра «Изучаем русский
язык!». В игре принимают участие 5 команд учащихся 8-10
классов.
1-тур. Викторина.
За каждый правильный ответ дается по
одному баллу.
8 «а» класс
-
Я в озерах и реках, но в воде
меня нет. Я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет.
Буква Р.
-
Что находится между небом и
землёй? Союз
И.
-
В каком слове сорок
гласных? Сорока.
-
Какие два личных местоимения
мешают движению на дорогах? Я-мы.
-
Первый слог – личное
местоимение 2 лица, второй – звук, которая издает лягушка. И должно
получиться слово. Ты-ква.
8 «ә» класс
-
В каком местоимении два звука,
но одна буква? Я.
-
Что у зайца позади, а у цапли
спереди? Буква
Ц.
-
Что означает слово
квартет? Четыре.
-
Сколько личных местоимений в
слове семья? Семь.
-
Из далеких мест. Одним
словом. Издалека.
9 «а» класс
-
Я у дуба, я у зуба, я у слов и
у цветов, я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту.
Корень.
-
Если бы не было его, не сказал
бы ничего. Язык.
-
Стоит дуб, на дубу двенадцать
гнезд, в каждом гнезде по четыре синицы. Год, месяц, недели.
-
Как большой дом превратить в
маленький? Прибавить
к слову дом уменьшительно-ласкательный суффикс –ик.
Домик.
-
Какую часть слова можно найти в
земле? Корень.
9 «ә» класс
Давайте вспомним героев
сказок. В газете напечатали объявления. Отгадайте, кто их
написал?
-
Сплю и вижу принца.
Спящая
красавица.
-
Утеряна туфелька. Нашедшего
прошу вернуть за вознаграждение. Золушка.
-
Отнесу пирожок вашей
бабушке. Красная
шапочка. Волк.
-
Какой вопрос ставится в русском
языке к названиям домашних животных, зверей птиц, рыб.
Кто?
-
Каким ключом нельзя открыть
замок? Родником.
10-класс
-
Сто одежек и все без
застежек. Капуста.
-
Пять чуланов, одна
дверь. Перчатки.
-
Один льёт, другой пьёт, третий
растёт. Дождь, земля,
трава.
-
Один костёр весь свет
согревает. Солнце.
-
Пять братьев годами равные, но
ростом разные. Пальцы.
2-тур. Конкурс знатоков
слов.
Прочитать, какие слова здесь
написаны и переведем на казахский язык. За прочитанное слово – 1
балл, за перевод – 1 балл. Общий балл – 2.
1-команда.
100л, 3ко, 100рож, 40а, 100н,
100янка
2-команда
100лица, вы3, 3буна, те100,
100й, о5
3-команда
Ме100, рас100яние, 100п, 7я,
3котаж, 100ляр
4-команда
40оножка, на100ящий, 100лб, 3о,
100г, 100ловая
3-тур.
«Одним словом»
За правильный ответ ставится по одному
баллу.
1-команда. Группа учеников одного и того
же года. Одноклассники.
Как мы назовем того, кто водит
самолеты? Летчик.
Как мы назовем того, кто играет на
пианино? Пианист.
2-команда. Комната для занятий в
школе. Класс.
Как мы назовем того, кто грузит
тяжести? Грузчик.
Как мы назовем того, кто пишет романы и
повести? Писатель.
3-команда. Свидетельство об окончании
школы. Аттестат.
Как мы назовем того, кто переводит с
одного языка на другой? Переводчик.
Как мы назовем того, кто рисует?
Художник.
«Кто правильнее?»
За правильный ответ ставится по одному
баллу.
Написать правильно прописью
числительные.
763, 675, 1544 – 1-команда
86, 534, 1329 – 2-команда
494, 345, 268 – 3-команда
4-тур.
«Диктант»
Ведущий читает текст
диктанта. Затем каждый участник пишет по 2 слова на доске и
передаёт мел следующему участнику. Написанный диктант проверяется
мной и командами.
1-команда
Три путника встретились у
одного родника. Путник, будь чистым, как этот родник.
2-команда
Её все любили, а она любила
меня, для меня жила и работала. После школы я в институт не попал,
так как не занимался.
«Кто больше?»
Из слова «государство»
составить как больше слов.
5-тур. Выступление жюри после игры. Подведение
итогов игры. Награждение победителя.