Педагог
психолог
Акыртюбинской средней
школы
Аксакалова
Назира Сайлауовна
Жамбылская область,р-н
Т.Рыскулова
Интернет и
подростки
Подростковый возраст – это самый трудный и самый
сложный возраст.
Наиболее важным отличительным признаком этого
периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере
самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для
всего последующего развития и становления подростка как личности.
Именно подростковый возраст является критическим в формировании
самоотношения юноши или девушки. Это обусловлено неоднозначностью и
противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе.
Особенности развития личности в этот период во многом определяют их
последующий жизненный путь. Наиболее четко проступают все
особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты
родительского воспитания. Как считают многие авторы, самоотношение
является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это
обусловливает развитие в его сознании совершенно новых
психологических образований – рефлексии на себя, на других, на
общество.
В
данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие,
которое Интернет может оказать на
подростка.
Особый интерес представляет собой такое явление,
как «игры с идентичностью» или экспериментирование с
самопрезентированием, опирающееся на фундаментальное свойство
Интернета, задающее ситуацию безопасности –
анонимность.
Тенденция последних лет показывает, что подростки
все меньше читают и все больше времени тратят на серфинг по
Интернету, компьютерные игры и просмотр телевизионных
передач.
Как
относиться к тому, что подросток готов часами просиживать за
компьютером, играть в игры, блуждать по Интернету, общаться в
социальных сетях или просто плутать по сайтам? Почему
этот вид
деятельности так притягивает детей? Почему так трудно
оторваться? Насколько это полезно или вредно для его психики? Как
относиться к тому, что ребенка, казалось бы, больше ничего не
интересует, кроме этого вида деятельности?
Проблема влияния новых информационных технологий
на психику и здоровье детей. Условно разделяя медицинский и
психологический аспекты, нужно сказать, что с точки зрения медиков,
и многие это уже «проверили» на практике, длительное сидение за
компьютером приводит к проблемам со зрением, к головной боли,
проблемам, связанным с тем, что человек длительное время испытывая
статическую нагрузку, сидит в неподвижном и однообразном положении
– затекают мышцы шеи, спины, ног и др., что снижает и без того
низкую физическую активность современного человека. Не разрешены до
конца и вопрос о том, как влияет на здоровье человека излучение,
исходящее от компьютера, и многие другие медицинские
проблемы.
Интернет сам по себе – ни добро,
ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира,
который становится все более и более цифровым. Разумеется, дети
рано или поздно познают и эту часть мира.
Интернет можно использовать во благо
ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные
ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще
с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими
друзьями и родственниками.
Тем
не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником
зависимого поведения уже с юного
возраста.
Психологи и психиатры по-разному классифицируют
разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из
которых для подростков характерны три:
— Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные
переходы с сайта на сайт.
— Пристрастие к виртуальному общению и
виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах,
форумах и социальных сетях живому общению.
— Игровая зависимость — разнообразные
онлайн-игры и игры по сети.
Как
формируется?
В отличие от алкогольной, никотиновой и
наркотической зависимостей, в случае
интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем
не менее, механизм формирования зависимости – точно такой
же.
«Работают те же самые рецепторы адреналина,
серотонина, дофамина в центрах
удовольствия— это не химическая, а чисто психическая
зависимость».
Факторы риска
Не каждый подросток, заходящий
в интернет, становится зависимым. Существует несколько
факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость.
В основном они схожи с факторами
рисказависимости подростка от алкоголя или
наркотиков.
Главные факторы – наследственная
склонность к формированию зависимостей,
неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется
слишком мало (гипоопека) или, напротив, слишком много
внимания (гиперопека) родителей и отрицательное влияние
сверстников.
Признаки зависимости
Если ребенок успевает в школе, у него
хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для
беспокойства нет.
Если же наблюдаются некоторые из перечисленных
признаков – стоит волноваться:
— увеличение интервала времени, проводимого за
компьютером,
— снижение успеваемости в школе,
— потеря интереса к происходящему
вокруг,
— нарушения сна,
— частые резкие перепады
настроения,
— неадекватное поведение в ответ
на предложение выключить компьютер – вплоть
до скандала.
Профилактика
Уберечь детей от интернет-зависимости можно,
если выполнить несколько простых условий.
1. Находите время для
общения с ребенком. Важно, чтобы в семье
была доверительная
атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру,
чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами
распахивают дверь для зависимости.
2. Будьте для ребенка
проводником в интернет, а не наоборот. «Родители
должны быть немного впередисобственного ребенка в области
освоения интернета», — говорит Макушкин. Нужно самим показать
ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные
сети.
3. Знайте, чем занимается ваш ребенок
в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен
иметь право на неприкосновенность личной переписки.
«У нас такого нет, а, например, в некоторых американских
штатах дети могут в судебном порядке преследовать своих
родителей за чтение их почты», — отмечает специалист. Добавьте
ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте
общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе
того, с кем он общается.
4. Позаботьтесь о досуге ребенка.
Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт,
музыка, коллекционирование – у него не будет много
времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации
использовать интернет в полезных целях будет значительно
больше.
Важный момент: эти условия должны выполняться еще
до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер,
а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за
уши.
Самое важное
Интернет – это важный инструмент для поиска
информации, обучения и общения. Для того, чтобы ребенок
с головой не ушел «в сеть», родителям придется
находить время для общения со своим
сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых
были увлекательными и разносторонними.