Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ИСЛАМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ И ЯЗЫК КАЗАХОВ.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Жаркина Меруерт Ашуовна
Преподаватель Высшего многопрофильного
колледжа гражданской защиты.
ИСЛАМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ И ЯЗЫК КАЗАХОВ.
Аннотация
В статье рассматривается культурообразующая роль ислама и его влияние на культуру и язык казахов.
Ключевые слова: ислам, культура, заимствования, религия.
Keywords: Islam, culture, loanwords, religion.
В начале 8 в. ислам, благодаря идеям монотеизма и единоверия, постепенно стал господствующей религией в нашем регионе. Арабская культура привнесла с собой мощный пласт новых мировоззренческих, философских и социальных веяний. Именно с этого периода начинает создаваться и процветать арабо-мусульманская культура, оказавшая огромное влияние на социально-экономическую, политическую и культурную атмосферу всей Средней Азии и Казахстана. Первым и наиболее мощным из этих новых явлений оказалось внедрение ислама, новой государственной религии, соответственно, и арабского языка, письменности и литературы. В культурном аспекте арабское вторжение оказало благотворное влияние на жизнь региона, позволив ему обогатиться посредством взаимовлияния, контактов и дальнейшего синтеза функционирующих культур. Арабский шрифт и арабский язык на многие века становятся синонимами духовного и культурного развития насельников Казахстана.
В условиях глобализации каждая нация, каждый народ и государство обращаются к своей истории, к культурно-духовным наследиям.
Актуализация исламских ценностей обнадеживает множество людей, притягивая их к себе своими идеями. Мусульманским народам этого региона, ранее живших в течение почти века под неусыпным влиянием политики, проповедовавшей материалистическо-атеистическую идеологию, наравне с политической независимостью была предоставлена и свобода вероисповедания.
В Казахстане широко распространяется и продолжает развиваться традиционная исламская религия, обладающая возможностью дать правильное направление в общественном развитии отвечающая естественным запросам в становлении и формировании личности. При поддержке государства и зарубежных спонсоров за короткое время в нашей стране были построены мечети, медресе мусульманские учебные заведения, что является наглядным фактором возрастающего влияние исламской культуры. Мусульмане массовом виде стали совершать хадж в Мекке. Были укреплены связи с исламским миром, проводятся международные конференции и выполняются социокультурные программы.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в настоящее время не только в Казахстане, но и во многих регионах мира формируется новый исламский мир.
За последнее десятилетие в общественной жизни Казахстана произошли большие изменения, в общественном сознании возникло новое течение жизни, возродились великие традиции, отражающие в себе особый духовный мир. Можно считать одним из тех ярких проявлений этого нового течения жизни то, что исламская культура, начиная с тех пор, как Казахстан стал суверенным государством, занимает очень важное место в общественной жизни.
В условиях глобализации установление гармоничных взаимоотношений между различными нациями, этносами и религиозными конфессиями, сохранение единства и противостояние экспансивным внешним влияниям, проблемы бережного отношения к национальным, этническим и человеческим духовным ценностям являются актуальной проблемой, и в ее решении исламская культура играет незаменимую роль. Исламская религия и культура в настоящее время содержат в себе все проявления общественной жизни и во взаимосближении наций занимают очень важное место. Очевидным является следующее: во-первых, духовно-моральные достояния ислама носят общечеловеческий характер, что способствует сохранению этнической особенности иные достоинства нации, дает возможности для создания гражданского общества, а также для определения созидательной роли нации. Во-вторых, в укреплении связей с иными формами социокультурных проявлений (природа, духовный мир и т.д.), усилении их значимости исламская
_______________________________________________________
Вагнер М.В., Едгина Г.Т., Нугуманова М.А., Омарова Г.Н., 2012 г
культура имеет непреходящее значение, так как она направляет субъекты и их взаимоотношения на благотворное, гуманное русло. В-третьих, население страны, освоившей исламские ценности, чистоту человеческих отношений, морально-нравственную высоту и духовные достояния стремится превратить в свое внутреннее убеждение. Следовательно, в исламе и в культуре, имеющей отношение к ней, изначально заложены идеи, гуманистические принципы и ценности, отвечающие высоким запросам человечества и его инстинкту самосохранения. В новых духовно-психологических и новых геополитических условиях глобализации Казахстан оказался в самом центре этих явлений, тем важнее значение исламской культуры, противостоящей в виде имму нитета против отрицательных явлений, разрушающих внутренний духовный мир человека, обладаю щей мощной этикой, помогающей человеку стойко выдержать самые сложные жизненные испытания. Велико влияние исламской культуры в формировании духовного мира личности. верующих людей повышаются интеллектуальные способности, они в духовно-психологическом плане чувству ют себя комфортно, повышается их активность. Религия и религиозная культура являются той духов ной ценностью, накопленной в течение многих веков, способной дать правильное направление в раз витии человечества создать условия для крепкого здоровья человека в социально-психологическом плане. Исламская религия и ее культура сложным жизненным проблемам достойно отвечает со своей позиции. И это его свойство тесно связано с морально-этическими ценностями. Исламская культура создает благотворные условия для дальнейшего развития человеческих высоких идеалов, эстетических традиций и обычаев, духовных достояний народа, в воспитании у людей чувства патриотизма, любви к своей Родине, нации и этносу. В жизни мусульманина самое главное, - это вера в Бога и сохранение исламской культуры. Поэтому особенность ислама и его культурных ценностей заключается в понимании как единого целого таких феноменов, как разум, мораль, нравственность, духовность, воспринимая их в повседневной жизни неразрывном виде. При этом исламская культура ценна в познании человеком самого себя, в том, чтобы полнокровной и целенаправленной была его жизнь, дабы он мог правильно строить свои взаимоотношения с другими людьми, и находился в гармоничном сочетании с окружающим себя миром играет важную роль как культурно-этическая система. Здоровое, сильное общество во имя своего будущего укрепляет основы института семьи, за ботится привить детям национальные духовные ценности своего народа. Исламская культура, обо гащая внутренний мир личности, формируя его развитие, обуславливает социально-этическое и пси хофизиологическое здоровье человека. Ислам обладает универсальными моральными ценностями, создающими возможности для решения фундаментальных кризисных вопросов в условиях глобализации. Связь и отношение одного народа с другим осуществляется с помощью языка. Это приводит к тому ,что слова и различные элементы одного языка переходят в другой. Подобное явление языко знании не считается недостатком, а наоборот, оно является одним из способов обогащения лексического состава языка и его развития. В современном казахском языке арабские слова занимают особое место как по числу, так и по значимости для их словарного состава и основного словарного фонда. Проникновение арабской лексики в казахский язык началось вместе с арабским завоеванием и продолжалось в течение ряда веков. Постоянно арабские слова входили не только в лексический со став, но и в основной словарный фонд, так что сегодня очень трудно отличить их от исконно казахских слов по кругу и частоте употребления. Арабские заимствования подвергались частичному исследованию языковедов, однако специального исследования сравнительного и сопоставительного характера- нет. Влияние арабского языка на казахский язык представляет значительный интерес в свете изу чения проблемы языковых контактов и взаимодействия языков. Данное влияние, отражается, в основ ном, на лексике . Лексический пласт казахского языка, как и любого другого языка, является итогом длительного и сложного культурного и исторического процесса. В его составе представлены как исконные слова, так и многочисленные лексические единицы, которые были заимствованы из арабского языка.
Литература
1. Белова А.Г. Историческая морфология арабского языка.-М. Издательская
2. Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины: сборник статей. Вып.2.-М.:Наука,1994.-336с.
3 Дьяков Н.Н.Россия, Запад и мусульманский Восток.-СПб.,1996.-153с.
4. Климович Л.И. Книга о Коране.-М.,1986.-172с
5. Еремеев Д.Е. Ислам:образ жизни и стиль мышления.-М.:Политиздат,1990.-288с.
6.Массэ А.Ислам:Очерк истории/Перевод с французского.Издание 3-е.-М.:Наука,1982 .-191с.
7. Неизвестные страницы отечественного востоковедения.-М. Издательская фирма «Восточная литература>> PAH,1997.-392c.
8. Мец Алам. Мусульманский Ренессанс.-М.:Издательство «ВиМ»,1996.-544с.
9. Нургалиева А.М.Очерки по истории ислама в Казахстане.-Алматы:Дайк-Пресс,2005.-224с.
10. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-ХV вв.- Л., 1966.-400с.
11. Резван Е.А. Коран и его мир. -СПб.: Петербургское Востоковедение,2001.-608с.
12. Султангалиева А.К.Ислам в Казахстане: история, этничность и общество .-Алматы:Казахстанский инсти тутстратегических исследований при Президенте РК,1998.-188с.
13. Токарев С.А.Религия в истории народов мира.-М.:Политиздат, 1986.-576с.
14. Халидов А.Б. Арабский язык. Очерки истории арабской культуры V-XV вв..-Москва,1982.-342с