Материалдар / Использование цифровых образовательных ресурсов и виртуальных лабораторий на уроках русского языка и литературы
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Использование цифровых образовательных ресурсов и виртуальных лабораторий на уроках русского языка и литературы

Материал туралы қысқаша түсінік
Использование цифровых образовательных ресурсов и виртуальных лабораторий на уроках русского языка и литературы
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Қаңтар 2022
272
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


























Использование цифровых образовательных ресурсов и виртуальных лабораторий на уроках русского языка и литературы

















































СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… стр.

1.  Определение понятия ЦОР

1.1. Преимущества использования ЦОР…………………………… стр.

1.2.Задачи ЦОР………………………………………………………… стр.

2. Эффективность применения ЦОР в образовательном процессе.. стр.

2.1.Использование различных обучающих программ……………. стр.

2.2.Использование ресурсов Интернет…………………………….. стр.

Заключение………………………………………………………………. стр.

Список используемой литературы.

Введение

Основные понятия

 Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.

Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания. Много планов спектр целей использования ЦОР и создания новых.

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Актуальность

Заключается в том, что невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества без использования ЦОР.

ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.

Проблема

 Внедрение ЦОР в образовательный процесс в настоящее время осуществляется неравномерно. Наряду с педагогическими работниками, активно использующими ИКТ, достаточно много педагогов, имеющих поверхностные представления об информационных ресурсах и технологиях, возможностях их применения для повышения эффективности педагогической деятельности. Для того чтобы формировать данную компетентность у учащихся, педагог сам должен обладать информационно-коммуникативной компетентностью, уметь ориентироваться в различных видах ЦОР, иметь возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для решения различных педагогических задач: мотивирования учащихся, постановки целей и задач, организации педагогической деятельности, оценки результатов деятельности.

Гипотеза

 Использование современных ЦОР  не дополняют сложившийся традиционный учебный процесс, а приводят к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. 

1.  Определение понятия ЦОР

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика.

В содержание ЦОР входят демонстрационные материалы (плакаты, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, презентации, видеоролики), учебные модули, материалы для практических занятий (интерактивные модели, вопросы, задания, задания-конструкторы, тренажеры) и материалы для контроля и аттестации (тесты, контрольные работы).

1.1. Преимущества использования ЦОР:

ЦОР позволяет увеличить на уроке объем изучаемого материала; наглядность способствует лучшему его усвоению; развивается воображение, логическое мышление, зрительная память; повышается интерес к урокам; развиваются межличностные отношения ученик ↔ учитель, ученик ↔ ученик.

Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучения русскому языку, математике: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

1.2.Задачи ЦОР

Помощь учителю при подготовке к уроку.

Помощь учителю при проведении урока.

Помощь учащимся при подготовке домашнего задания.

2. Эффективность применения ЦОР в образовательном процессе

Цифровые образовательные ресурсы не так-то просто внедрить в сложившийся веками учебный процесс. Необходимо уделять внимание тому, как наладить этот процесс, как освоить новые подходы, способы, методы, формы работы при использовании ЦОР в преподавательской деятельности.

Быстрое развитие информационных технологий определяет необходимость поиска новых подходов к организации процесса обучения. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями. Например, широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Текст может быть начитан носителями языка. Но составление презентации требует большой подготовки учителя по подбору материала, продумывания структуры презентации, выбора оформления и т. д. В настоящее время широкое распространение в школах получило и компьютерное тестирование. Этот способ контроля знаний имеет свои недостатки, но возможность за короткое время оценить многих и сделать это достаточно объективно обеспечивает этой технологии широкую популярность.

Наиболее эффективной технологией, на мой взгляд, является использование на уроках электронных учебников, но сегодня довольно ограниченный круг учителей использует эту технологию, несмотря на большой выбор разнообразных по качеству электронных учебников.

Учитель должен рационально использовать цифровые образовательные ресурсы на занятиях различных видов (уроках, лекциях, занятиях элективного курса, практических занятиях и т. д.).

  Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее

готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

2.1.Использование различных обучающих программ

Многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов, благодаря которым успешно решаются следующие дидактические задачи:

предъявление учебной информации;

— информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;

поддержка различных активных форм занятий;

тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;

контроль и оценка знаний учащихся.

На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи – десяти лет является игра, я убедилась, что использование ЦОР на уроках в начальной школе способствует не только обогащению словаря, но и качеству усвоения материала.

Хочу остановиться на видах демонстрационных материалов.

· Плакаты (слайды) – могут содержать правила, формулировки, их можно распечатать.

· Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать и управлять)

·  Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением.

·  Презентация – несколько последовательных слайдов с чертежами и подписями.

· Видеоролики. К тому же эмоциональный фон создает звуковое сопровождение.

·  Материалы, обеспечивающие практическую работу (слайды с условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную работу ребенка со средствами ИКТ)

На уроках русского языка я использую казахстанское учебное пособие «ОПИК»

Главный принцип Opiq - обеспечение учителей и студентов качественной учебной литературой, составленной ведущими специалистами. По этой причине только лучшие издатели могут размещать свои учебные материалы на Opiq.

Что представляет собой Opiq? Это служба с единой лицензией, которая обеспечивает доступ ко всем более чем 75 учебным наборам в Библиотеке, включая учебные материалы и рабочие тетради. Учебные комплекты можно использовать как с печатными СМИ, так и индивидуально.

Обширные возможности поиска и интегрированный контент позволяют легко находить как простые, так и более сложные материалы по желаемой теме, а также устанавливать связи между ними и другими дисциплинами.

К примеру, учащимся отправляются задания в виде сообщения, дети выполняют задания и отправляют на проверку. Там есть журнал, где можно зафиксировать оценки. Или учащийся сам самостоятельно может использовать поиск учебного материала. Чтобы найти нужную информацию в Opiq, можно воспользоваться функцией поиска или просмотра интегрированного содержания. Пользователь может выбрать различные фильтры поиска. Искусственный интеллект осуществляет поиск изученного ранее и изучаемого позже материала в рамках одного предмета.

Данный тип учебников не является самоучителем и не позволяет самостоятельно освоить тот или иной предмет, но он выполняет важную функцию в сопровождении учащегося, ставит те же цели и задачи, что и преподаватель, проверяет ход выполнения работы и отвечает на некоторые вопросы, которые могут возникнуть в процессе обучения. Данная технология является новым источником и стимулом для саморазвития ученика. Эти и другие возможности электронных учебников позволяют активизировать процессы обучения на всех этапах усвоения материала .

Итак, мы  видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована  мыслительная  деятельность  каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

 Проведение интегрированных уроков; результативность  проектной, исследовательской деятельности повышается  при использовании ЦОРов.
 Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное  применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:  1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.
При подготовке  к уроку необходимо продумать, насколько оправданным  является применение ПК. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где  ЦОР применить необходимо.  
2.2.Использование ресурсов Интернет

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего

знания, умения и навыки, т. е. служить своего рода «раздаточным пунктом»

готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения.

Между тем, до сих пор учебный процесс в начальной школе построен так, что все временное учебное пространство отдано уроку, который часто

планируется и проводится методами традиционной дидактики. В условиях

работы по новому ГОСО начального образования урок должен не только

перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить

место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. Теперь перед учителями начальных классов ГОСО ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:

- создания и использования информации ( в том числе запись и обработка

изображений и звука, выступление с аудио - и видео-сопровождением и

графическим сопровождением )

- получение информации различными способами (поиск в сети Internet, работа в библиотеке и др.)

- проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;

- создание материальных объектов, в том числе произведений искусства;

- обработка материалов с использованием технологических инструментов,

проектирования и конструирования.

В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь

учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к

печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

Особую помощь учителям окажут учебники с электронным приложением. Они помогут ответить на такие, всегда актуальные, вопросы:

- как обучать;

- как создать в классе соответствующую новому способу обучения

образовательную среду;

- с помощью чего учить;

- как наиболее эффективно реализовать поставленные ГОСО задачи.

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), под которыми будем понимать специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов (источников и инструментов), предназначенных для использования в учебном (образовательном) процессе, для воспроизведения и функционирования которых необходимы средства вычислительной техники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование ЦОР позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места в лаборантских помещениях. Кроме того, занятие можно проводить не только в специально оборудованном классе, но и в любом другом помещении, в

котором можно развернуть экран и видеопроекционное оборудование с компьютером (ноутбуком).

Использование ЦОР позволяет:
1. улучшить эффективность и качество образования;
2. ориентироваться на современные цели обучения;
3. повысить мотивацию учащихся к обучению;

4. использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
5. учитывать страноведческий аспект;
6. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
7. реализовать индивидуальный подход;
8. усилить самостоятельность школьников;
9. изменить характера взаимодействия учителя и ученика;
10. объективно оценивать знания учащихся;
11. повысить качество наглядности;
12. облегчить труд учителя.

Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю:
• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса;
• экономить время для речевой практики;
• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников;
• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний.

Подводя итог, можно сказать, что со временем широкие возможности, которые предоставляют электронные учебники для учебного процесса и для самообразования, а также они становятся полноправной заменой для бумажных учебных пособий в процессе образования. Несмотря на то, что бумажный учебник привычнее и удобнее для восприятия, электронные учебники с каждым годом приобретают все большую популярность ввиду боле

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!