ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Теоретическая
часть.
Уважаемые коллеги,
приветствую вас на мастер – классе, а тему, вы определите сами,
выполнив задание.
Задание1.
И
образовательных в
начальной школе использование цифровых
ресурсов
з цепочки слов сложите предложение.
(Учителя определяют тему,
и полученное предложение из слов, наклеивают на
постер.
Итак, мы определили тему
нашего мастер-класса, а теперь перейдем непосредственно к
ознакомлению.
Тема:
«Использование цифровых
образовательных ресурсов в начальной школе».
Мне хотелось бы начать наш
мастер-класс со слов
немецкого педагога Дистерверга, который сказал, что…
Развитие и образование
ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто
желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной
деятельностью…
Успешность обучения во
многом зависит от того, в какой форме организована познавательная
деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем
функционирования различных форм деятельности учителя и учеников,
форм их взаимодействия.
В настоящее время
педагогическая практика испытывает следующие
затруднения:
-учащиеся имеют значительные
учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания
образования;
-приоритетными являются
репродуктивные методы обучения;
-в силу исторически
сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний,
являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может
проявить свою субъективную сущность.
Перед
учителем постоянно возникает вопрос: как сделать материал урока
запоминающимся, интересным, чтобы ученики за короткое время усвоили
как можно больше материала. В этом случае незаменимым помощником
становятся ЦОР.
Цифровые образовательные
ресурсы -
важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного
учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и
внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических
технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей
коммуникативной компетенции - условия успешной социализации
обучающихся.

Актуальность
данного опыта очевидна. Без
использования современных цифровых образовательных ресурсов уже
невозможно представить образовательный процесс, отвечающий
требованиям современного информационного общества.
Не зря
гласит народная мудрость: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать".
Ученики 1—4 классов имеют
наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их
обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного
материала, используя в процесс восприятия нового не только зрение,
но и слух, эмоции, воображение.
Когда можно использовать
ЦОР?
ЦОР
можно использовать на всех этапах урока и при любой организации
учебного процесса. При этом будет изменяться не только содержание
учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель
перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится
разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает
его творческую активность, но и требует высокого уровня
методической подготовленности.
В ходе проведения данного
мастер – класса будут представлены только фрагменты, отражающие
современные цифровые образовательные
ресурсы,
помогающие в процессе обучения. Давайте будем вместе приобщаться и
постигать. Сегодня на мастер-классе мы бы хотели с вами поделиться знаниями и умениями в
области информационных технологий.
ЦОР
применяю на следующих этапах урока:
-
для актуализации знаний (интерактивные задания, электронные
тесты);
-
на этапе объяснения нового
материала (мультимедийные презентации, учебные
видеофрагменты, анимации, интерактивные задания);
- для контроля и оценки знаний, умений и
навыков (программы-тренажёры,
тесты).
-
Использование QR-кода в
обучении - http://www.qrcoder.ru/
Программное
обеспечение
Н
ужно лишь
установить на мобильный телефон небольшую свободно-
распространяемую программу для чтения QR-кодов. Для работы она не
требует доступа в Интернет.
QR-код
— квадратная
картинка, в которую закодирована информация. Это
может быть обычный текст, адрес в Интернете, телефон,
координаты какого-либо места и т.д. Их специальный вид
облегчает чтение заложенных данных с помощью
современных мобильных телефонов оснащенных камерами.
Достаточно навести камеру телефона на код и тут же
получить доступ к его содержимому.
Создавать QR-коды очень
легко и занимает немного времени.
После создания,
распечатанные QR-коды можно развесить по стенам школы или кабинета.
А ученикам будет более интересно получать знания из своих
телефонов, чем со страниц скучных на их взгляд учебников. Это
своего рода Веб-квест,
который способствует достижению нескольких важных целей при
обучении школьников:
- усиление мотивации
обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при
обучении за счёт дополнительных мотивов игрового,
соревновательного, познавательного и др. плана;
- внедрение в учебный
процесс дополнительных (электронных) методических образовательных
ресурсов;
- использование при обучении
новые виды учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и
систематизирующей направленности, активизирующих учебную
деятельность учащихся;
- придать работе над учебным
материалом новую организационную форму, привлекательную для
школьников.
Достаточно закодировать
простые вопросы с вариантами ответами, чтобы ученики могли
проверить свои знаний по любому предмету. Такие QR-коды можно
использовать во время проведения предметных недель. А можно просто
развесить смешные истории, например, выдержки из школьных
сочинений:
Существует много сервисов,
например:
QR Coder.ru
- Генератор QR-кодов,
Qrmania
Задание 2. Давайте попробуем декодировать уже готовые
коды:
-
2.
3. 
Ответ: Спасибо Вам, что
Вы рядом и читаете эти строки! Рассчитываю, что после сегодняшнего
мероприятия мы все вместе сможем придумать много
нового!!!
-
Облако слов
Облако слов или тегов — это визуальное представление списка категорий
или слов, которые ограничены рамками, отличаются размером и
цветом.
Благодаря удобству
использования и внешней привлекательности облака
слов стали
активно использовать в учебной деятельности.
Первоначально облака слов
выступали только как средства организации гиперссылок. Постепенно
их функции видоизменялись, и сегодня область их использования
гораздо шире.
Каким образом учитель может использовать
облака слов в своей работе?
Облако слов можно
использовать практически на всех этапах урока. Я зачастую использую
данный метод в начале урока на актуализации знаний и в конце урока
при закреплении, также с помощью данного метода можно вывести
учащихся на тему урока.
На ваших столах есть
карточки с изображением облака слов. На данной карточке
предоставлен пример использования данного сервиса на этапе
актуализации знаний по теме «Информация». Я попрошу вас назвать
слова, которые, по вашему мнению, относятся к данной
теме.
Задание 3.
Заполните
таблицу.
(Учителям раздаются карточки с облаком
слов и пустые таблицы. Задача учителей – заполнить
таблицу).

Информация
|
По способу восприятия
|
По способу представления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставшиеся слова помогут
выйти на тему урока. С помощью данной карточки можно организовать
сразу два этапа урока.
Сервисов для создания
подобных заданий очень много. Достаточно научиться работать с одним
сервисом, и с другими сервисами у вас не возникнет никаких
проблем.
Я предлагаю вам познакомится
с сервисом «WordArt.com»
-
На первом этапе вам
необходимо зарегистрироваться.
-
После регистрации необходимо нажать кнопку
«Create»
Страница состоит из 5
вкладок и рабочей области.
-
Words (Слова) – позволяет указать
необходимые слова, настроить шрифт, размер и цвет
слов.
-
Shapes (Формы) – позволяет выбрать
необходимую форму.
-
Fonts (Шрифты) – позволяет выбрать
шрифт.
-
Layout (Расположение) – позволяет
выбрать расположение слов в облаке.
-
Style (Стиль) – позволяет настроить цветовую
схему слов и фона.
Приведём несколько
конкретных примеров использования облака слов
учителями:
-
на уроках русского языка и литературы:
-
задание «Угадайте автора и название произведения»
— в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие
героев произведения, место происшествия и любые другие признаки,
позволяющие распознать текст;
-
задание «Словарные слова» — можно использовать
различные вариации данного задания: облако из одного словарного
слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы;
облако из слов, изученных за год, и т.д.;
-
задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» —
дается большинство слов из пословицы, несколько
пропущено;
-
задание «Соберите имена героев» — учащимся
предлагается самим составить облако, где будут использованы имена
героев нескольких последних произведений;
-
на уроках математики:
-
задание «Устный счет» (кто быстрее решит все
примеры? Кто найдет больше примеров и решит их? Решить только те
примеры, которые имеют положительный ответ и т.п.);
-
задание «Составьте примеры» — облако содержит
математические термины, знаки, цифры;
-
на этапе сообщения темы урока для повышения
мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и
оригинально оформленное название темы;
-
на этапе закрепления или контроля знаний — облако
слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся
выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают
определение или раскрывают понятие;
-
на любом уроке и любом этапе урока — задание
«Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для
ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в
качестве разминки и т.п.;
Сервисы для создания
облака слов
Wordcloud.pro
Tagul.com
Wordle.net
TagCrowd.com
WordItOut.com
Tagxedo.com
3.
LearningApps.org.
Особенно хочется отметить
сайт LearningApps.org. Здесь просто кладезь самых разнообразных
вариантов создания игровых упражнений.

Сервис
довольно прост для самостоятельного
освоения.
Имеется
огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по
различным предметам. Можно познакомиться с приложениями,
отсортировав их, например, по оценке пользователей, сначала вам
покажутся те упражнения, которые получили более высокую оценку.
Если вы зарегистрируетесь на сайте, то можете создавать и свои
упражнения, подобные имеющимся. Для этого под каждым упражнением
есть кнопка "Создать подобное приложение". Все созданные вами
приложения, а также упражнения, выбранные вами из готовых
сохраняются в личном кабинете (кнопка "Мои
приложения").
Наилучшим
вариантом использования таких упражнений на уроке является наличие
компьютеров у детей или интерактивной доски (приставки) в
классе.
Мне бы
хотелось остановиться на тех ресурсах, которые я чаще всего
использую на уроках.
4.
Презентации. Использую их и при объяснении
нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении
творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить
всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и
ссылку на другой ЭОР.
5.Анимации и
иллюстрации. Использую при объяснении нового
материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал,
позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы
можно использовать для организации творческой
работы.
Использование мультипликации и анимации
разнообразят уроки, активизируют учащихся. Интересно звучит на
уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция
сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем,
для пояснения используются различные звуки и анимация
(но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает
восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный
материал.
На
этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные
тесты. Это и тесты из коллекций
ЦОР, они помогают систематизировать изученный
материал. Преимущество электронных тестов в высокой степени
интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае
необходимости помогают вспомнить теоретический
материал.
Неоспорим тот факт, что
применение интерактивных тестов – один из способов развития
ключевых компетенций. Такая форма обучения и контроля знаний
обучающихся вызывает интерес и способствует решению
образовательных задач.
Назову те из
них, которые на сегодняшний день апробированы мной и
зарекомендовали себя неплохо: Online Test Pad, MyTest, learning
apps.
Но не стоит
безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное
применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная
длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1
классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15
минут.
-
Работа за
компьютером.
(учителя работают за
компьютерами).
Учителя создают тесты на
компьютерах, используя разные типы вопросов:
-
выбор одного варианта
ответа;
-
выбор нескольких вариантов
ответа;
-
ввод ответа с
клавиатуры;
-
установка
соответствия;
-
расстановка в нужном порядке.
-
Создание
постера.
Учителя создают постер и защищают свой
проект.
Подводя итоги, отмечу, что
использование ЦОР – это один из самых важных результатов
инновационной работы в школе. Практически на любом школьном
предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу
необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок
по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим.
Использование ЦОР позволяет осуществить задуманное, сделать
урок более результативным, чем при использовании традиционных
методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения
влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это
способствует значительному повышению качества
образования.
Вывод один – нужно не стоять
на месте, а совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы
достигнем успеха в своей профессиональной
деятельности.
-
Рефлексия
слушателей по результатам практической работы с
учителем-мастером.
Уважаемые коллеги!
Благодарю Вас за участие в
мастер-классе.
Интересно узнать Ваше мнение по поводу мастер-
класса.
Продолжите, пожалуйста, предложения (не
обязательно все):
Меня
удивило то, что…
Мне
показалось интересным ….
Мне не
понравилось …..
Мне
было трудно ….
Мне
показалось странным…
Я не
понял(а) ….
Я не
смог(ла)…
Я
желаю …
А я
вам желаю:

Спасибо за
внимание!
Приложение 1.
Практические задания для
учителей
Задание1.
Из цепочки слов сложите
предложение:
образовательных в
начальной школе использование цифровых
ресурсов
Задание 2.
Расшифруйте с помощью генератора QR
кодов:
-
2.
3. 
Задание 3.
Создать тесты в системе Online Test Pad, MyTest,
learning apps, используя разные типы вопросов.