Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Использование игровых технологий при обучении иностранному языку
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
КГКП «Аулиекольский сельскохозяйственный колледж»
ДОКЛАД
«Использование
игровых технологий при обучении иностранному языку»
Выполнил:
преподаватель немецкого языка
Жусупова Л.И.
2021 г.
Изучение иностранного языка начинается уже в начальной школе, и перед учителем встает вопрос об использовании более эффективных технологий образования с учетом возрастных особенностей. Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На мой взгляд, наиболее эффективными при обучении немецкому языку являются игровые технологии.
Психологами было доказано, что игра «оправдывает» переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика, и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности.
Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В частности, выдающийся педагог-новатор А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы или радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка.
Организация обучения с помощью игровых технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов.
-
Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.
-
Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение обучающихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.
Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Основные цели использования игры на уроках иностранного языка:
-
формирование определенных навыков;
-
развитие определенных речевых умений;
3) обучение умению общаться;
-
развитие необходимых способностей и психических функций;
-
познание (в сфере становления собственно языка);
-
запоминание речевого материала.
Эффективность применения игровых технологий заключается в следующем:
-
Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: и учитель, и ученики общаются на иностранном языке.
-
Во-вторых, скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.
-
В-третьих, ученики получают наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют ролевые игры.
-
В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.
-
В-пятых, ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.
Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре обучающиеся усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
Применение игровых технологий позволяет:
- сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка,
- расширить их словарный запас,
-облегчить разучивание лексического и грамматического материала.
Применение игровых технологий требует от учителя особого подхода:
1) доброжелательное отношение к ученику как к личности;
2) положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение
задач (даже если эти усилия не дали положительных результатов);
3) учитель должен анализировать содержание каждого урока с целью более
эффективного применения игровых технологий, ведь, как известно игровая деятельность не всегда в состоянии целенаправленно развивать ребенка, поэтому необходимо сочетать игровую деятельность с серьезными занятиями. Учитель должен увлечь ребенка занятиями, поэтому они должны быть занимательными;
4) учитель должен сохранить за ребенком чувство свободного выбора;
5) учитель должен приложить определенные усилия по обеспечению наглядной базы (кукол, игрушек, картинок) для проведения таких уроков.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов:
а) подготовки учащихся;
б) изучаемого материала;
в) конкретных целей и условий урока.
Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем эта игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением пройденного материала, а также разрядкой на уроке.
Игра как «особо организационное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» позволяет успешно решать важные методические и психологические задачи, такие как:
- создание психологической готовности детей к речевой деятельности, общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи;
- снятие усталости и напряженности.
Таким образом, игровая форма занятий помогает младшим школьникам избежать дополнительной нагрузки и создает условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближающейся к естественной.
Формы игровой деятельности:
-
индивидуальная
-
парная
-
групповая
-
коллективная
Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д.
С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
На уроках иностранного языка выделяют следующие виды учебно-речевых игр:
-
Фонетические.
-
Для работы с алфавитом.
-
Орфографические.
-
Лексические.
-
Грамматические.
-
Для обучения чтению.
-
Для обучения аудированию.
-
Для обучения монологической речи.
-
Для обучения диалогической речи.
Важным фактором при изучении иностранного языка на начальном этапе является изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому разнообразие игровых форм на данном этапе очень важно.
Игры по изучению алфавита:
II класс
1. Перебрасывая мяч, называют букву алфавита в режимах: учитель-ученик,
ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, класс-ученик;
2. Называя букву алфавита, добавляют фразу на эту букву;
3. Один ученик называет любую букву алфавита, другой должен продолжить
его;
4. Ученик называет букву, другой называет крайние стоящие буквы;
5. Подписывают строчные буквы к заглавным и заглавные – к строчным;
6. Исправляют порядок следования букв в алфавите;
7. Находят ошибки в записи алфавита;
- распределяют буквы и звуки по своим домикам;
- составляют из букв слова;
- записывают алфавит на память;
8. Ученик загадывает букву, класс отгадывает его букву;
9. Слушают и хлопают в ладоши, если в телеграмме есть ошибка (телеграмма
из букв алфавита);
10. Хлопают в ладоши при произношении гласных букв (буквы со звуком [i:],[e] , [ei] , und andere); При этом ошибки, которые преднамеренно допускает учитель – не его, а того сказочного героя или куклы, которая всегда помогает вести игру на уроке («Они допустили ошибки, потому что спешили, долго гуляли, играли на компьютере, не выспались, не выучили урок и т.д.», - комментирует учитель);
11. Эстафеты между командами, кто правильно и быстро запишет буквы в
алфавитном порядке, гласные буквы, согласные буквы, звукосочетания;
12. Собирают рассыпавшийся алфавит;
13. Дописывают букву по элементу;
14. Игра в пародистов (звонкий [s] - похож на жужжание шмеля, [r] – рычание тигренка, и так далее).
15. Игра «Учитель». Один из ребят по считалке выбирается «учителем», показывая буквы по таблице – алфавиту, спрашивает учеников, что это за буква.
Эти игры позволяют прочно запомнить произношение, написание букв и
буквосочетаний, кроме грамотного чтения и письма, это позволит грамотно пользоваться словарем.
Лексические игры также очень важны. Например:
1. «Поле чудес»: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы: Wer ist das? Wie ist das?
2. Учебники и рабочие тетради, по которым работают учащиеся, имеют большое количество кроссвордов для запоминания лексики;
3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития
навыков письма;
4. Игра «Угадай, кто это?»;
5. Урок - игра по вводу новых лексических единиц или по их закреплению;
6. Игра в разорванное предложение: составь из слов предложение.
Составляю достаточное количество заданий, которые интересны для моих учеников. Например:
- «Рассмотри картинку, раскрась ее, зная, что 1- «rot», 2 – «blau» und andere»;
- «Найди значение слова, используя цветные карандаши, и напиши звук первой буквы слова»;
- «Найди выделенное слово».
1. «Соберем салат» (называя фрукты и овощи);
2. «Узнай, кто это?»;
3. Составь из фраз диалог;
4. Распредели предложение на четыре - пять смысловых групп;
5. Составь из предложений связный рассказ;
6. Составь кроссворд по теме;
7. Найди лишнее слово в списке;
8. Магический квадрат;
9. «Одень куклу».
IV класс
1. Составь из предложений рассказ / диалог / стихотворение;
2. Сочини диалог / стихотворение на основе данной опоры;
3. Прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической последовательности;
4. Прочитай начало предложения и найди соответствующий конец;
5. Прочитай начало предложения и придумай конец;
6. Составь диалог на заданную тему;
7. Составь вопросы для интервью на заданную тему;
8. «Веселый зоопарк».
При изучении грамматического материала грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и тренировать основные грамматические формы:
1. На введение определенных и неопределенных артиклей;
2. «Цветочек» (на спряжение глаголов);
3. «Фокусы» (на образование множественного числа существительных);
4. Игра «Жадина» (для отработки притяжательных местоимений);
5. Ролевая игра «Дай мне» (для отработки повелительной формы глаголов и
употребления существительных в дательном падеже);
6. «Прятки» (для отработки употребления отрицания - kein);
7. Грамматическое лото (по образованию формы прошедшего времени
глагола);
8. Живое предложение.
Эти игры позволяют запомнить трудные грамматические правила непроизвольно, дети, с удовольствием играя, запоминают эти правила.
Для того чтобы обучить аудированию текстов, нужно развивать фонематический слух, а этому способствуют следующие игры по тренировке слуха:
1. Хлопки, повторение за учителем в такт;
2. Разные хлопки (в ладоши, кулаками, тыльной стороной ладони, руками,
согнутыми в локтях);
3. Игра «Nase -Fußboden - Decke» («Нос-пол-потолок»);
4. «Угадай, чей голосок?»;
Все эти игры можно проводить во время физкультминуток, которые превратятся не только в отдых, но и выполнят задачу по развитию фонематического слуха.
На среднем этапе обучения также целесообразно использовать различные виды дидактических игр:
-
фонетические: «Попугай»,театрализация стихов, а также скороговорки, рифмовки, песни;
-
лексические: