Жетысуская область,город Саркан
КГУ «Школа-гимназия №1 Сарканского
районного отдела образования»
Педагог-психолог
Муналбаева Алия Турсынкабыловна
Исследовательская работа на тему: «Роль семейной истории в формировании представлений о семье у старших школьников».
Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, правового и национального самосознания, толерантности, достоинства и ответственности. Однако вопросы формирования ценностей, определяющих представления о роли семьи, истории семьи и рода, остаются не достаточно освещёнными.
Разрешение этой проблемы возможно при условии сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в получении учащимися генеалогических знаний, в восстановлении межпоколенных связей, семейных традиций и семейных ценностей как базисных компонентов в формировании представлении о семье у молодежи.
Мы считаем, что разрешение данной проблемы возможно при условии сотрудничества семьи и школы в получении учащимися генеалогических знаний, в восстановлении межпоколенных связей, семейных традиций и семейных ценностей.
Поэтому цель нашего исследования: изучить влияние семейных истории на формирование представлении о семье у старших школьников в системе непрерывного взаимодействия семьи и школы.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи :
- изучить литературу по теме исследования;
- выявить педагогические условия для формирования семейных представлении старшеклассников;
- разработать проект программы и рекомендации учителям и родителям для формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников, определяющих представления о роли семьи, семейных ценностях и истории семьи .
Объект исследования: учащиеся 10-11 классов.
Так как возраст старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, является сенситивным(восприимчивый), поскольку именно в этот период личность открывает свой внутренний мир, у нее формируются жизненно важные ценности, взаимоотношения с окружающими, происходит осознание своей причастности к семье, роду и роли семьи в своей жизни.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что формирование ценностного отношения к изучению своей семьи будет эффективной , если будет создана целостная образовательная среда семьи и школы.
В нашем исследовании мы попытались раскрыть актуальную на сегодняшний день проблему понимания молодежью необходимости осознанного создания и сохранения гармоничных семейных отношений. Чрезвычайно важным является осознание юношеством своего собственного места в семейной системе еще до того, как они создадут свою семью.
Целью проведенного нами эксперимента было выявление особенностей взаимоотношения между старшеклассниками и родителями и влияния этих отношении на формирование представление о семье у детей.
Общий контингент исследованных состоял из 23 учеников, из них 6 юношей и 17 девушек. Респондентами стали ученики 10 «Б» и 11 «Б» классов. Национальный состав принимавших в эмпирическом исследовании школьников характеризуется следующим образом: 64 % (12% юношей и 52% девушек) составляют казахи, 24% -русские , 12 %– татары.
Чтобы достигнуть поставленной цели на первом этапе работы был проведен опросник Натальи Цветковой «Анализ семейных взаимоотношений». Наша позиция в использовании этого метода в оценке состояния детей основано на том, что стиль воспитания подростков влияет на представления о семье. Многие авторы думают, что напряженные или травмирующие события жизни пропорциональны изменениям в образе жизни индивидуума. Анализ обработки результатов опросника показал следующие результаты:
|
Тип воспитания |
Количество учащихся |
|
Гиперпротекция |
2 человек |
|
Гипопротекция |
2 человека |
|
Потворствование |
1 человек |
|
Неустоичивость стиля воспитания |
1 человек |
|
Вынесения конфликта в сферу воспитания |
1 человек |
|
Воспитательная неуверенность родителя |
1 человек |
|
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка |
1 человек |
Как мы видим, из 100% опрошенных, 39 % семей имеют негармоничный тип воспитания.
Результаты первого опросника выявили семьи с негармоничным типом взаимоотношении. Для более подробного изучения нарушении взаимоотношении был проведен второй опросник. Данный опросник дал возможность оценить отношение учащегося к каждому из родителей. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним».


Те, учащиеся у которых по двум опросникам были выявлены негармоничные взаимоотношения с родителями при проведении третьего опросника Антоновой Л.И и Цветковой. Н.А. подтвердили наше предположение о том, что отрицательные взаимоотношения с родителями эти дети переносят на свое представление о семье. Данные дети указали, что не хотят чтобы их семьи были похожи на семью родителей, также причинами неблагополучия в семье указали отсутствие взаимопонимания и нехватки внимания. Кроме того, как следует из ответов, большая часть класса не знают о жизни своих предков.
Результаты эмпирического исследования показали, что 92% учащихся хотят иметь свою семью, 8% - затрудняются ответить. 43% респондентов хотят, чтобы их будущая семья была похожа на семью своих родителей, 35 %- не хотят, а остальные 22% -не знают. Из опрошенных учащихся 35% не знают сколько длится брак бабушек и дедушек. Не интересовались особенностями их семьи.
Таким образом, мы считаем, что глубокое проникновение старшеклассников в историю своей семьи будет одной из ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР, способствующих более осознанному подходу к выбору брачного партнера, сохранению стабильных, гармоничных отношений. Исходя из определения целостной образовательной среды семьи и школы, учитывая ее воспитательные возможности, определяющих направления воспитательной деятельности, мы разработали проект программы «Моя счастливая жизнь -в истории моих предков» В программе представлены содержание, формы, методы подготовки:
- старшеклассников к изучению истории своей семьи и проведению поисковой, исследовательской, творческой, оформительской деятельности;
- учителей к созданию благоприятной ситуаций для духовно- нравственного воспитания старшеклассников;
- родителей к совместной со своими детьми деятельности по изучению истории семьи, к взаимодействию на основе творческого сотрудничества с собственным ребенком в достижении поставленной им цели: написание истории семьи.
Программа включает проведение просветительской работы с детьми, родителями и учителями, тренинговые занятия. В каждом занятии одно психогимнастическое упражнение, одно-два задания для работы в группах или в парах, домашнее задание, обсуждение предыдущего домашнего задания. В программе тренинга упражнения строились по остроте проблематики от более простых к более сложным.
Для внедрения данной программы мы провели следующую работу.
1 этап - проведение семинара для педагогического коллектива, который провела педагог-психолог А.Муналбаева. На данном семинаре был рассмотрен вопрос о важности роли школы в духовно-нравственном воспитании детей. На данном семинаре была рассмотрена программа для дальнейшей работы с детьми по изучению своих истоков, традиции. Учителем истории было взято на заметку проведение исследовательских работ по данному направлению.
2 этап. Был проведен классный час «У старости мудрые глаза». Этот классный час для своих бабушек и дедушек провели сами ученики 10-11 классов. После классного часа были пожелания стариков о необходимости таких мероприятии для подрастающего поколения. На этот классный час также были приглашены гости - ансамбль бабушек, которые показали свои небольшой концерт для присутствующих. Данный классный час произвел огромное впечатление на старшеклассников. Они бурно обсуждали вопросы о том, что традиции и обычаи необходимо чтить и не забывать.
3 этап- проведение родительского собрания. Тема родительского собрания «Роль семьи в формировании духовно-нравственных качеств у детей». На данном родительском собрании рассказывалось о важности построения правильных взаимоотношении с детьми, был рассмотрен вопрос о необходимости привлечения детей к совместной деятельности, что является самым важным в сплочении семьи. Родителей очень заинтересовал метод генограмм. Также родителям были розданы памятки с рекомендациями о построении правильных взаимоотношении со своими детьми.
Родители были заинтересованы в дальнейшей работе по данному направлению и были готовы сотрудничать со школой.
4 этап - работа с учащимися. Ознакомление учащихся с методом «Геннограмм», составление истории семьи, создание герба своей семьи.
ГЕННОГРАММА-это техника, которая исключительно полезна для выявления большого количества информации об отдельных людях, парах, семьях и о взаимоотношениях в них, о том, какие связи проходят от прошлого к настоящему.
На вопрос "Что дало вам изучение своей семьи?" ответ "Мы стали лучше понимать своих родителей. Узнали много интересного из жизни наших бабушек и дедушек. Особенности уклада их семей можно позаимствовать в свою семью. Захотелось быть похожими на них. Эта работа сплотила наши семьи". Те 35% учащихся, которые ответили , что не знают о жизни своих дедушек и бабушек, благодаря составлению генограммы и написанию семейной истории пополнили пробел в знаниях по этому вопросу. После проделанной работы наиболее значимыми ценностями для 32% респондентов явилось почитание родителей, у 42 % - любовь к ближнему, 16% считают главной ценностью- свободу выбора, по 10% -материальное благо, материнство и способность к диалогу.
Таким образом, мы считаем, что проделанная нами работа, дало возможность следующие выводы:
-
Необходимо создание целостной образовательной среды семьи и школы для просвещения моложежи по вопросам семьи.
-
Так как ,проведенная начальная работа по реализации программы уже изменило отношение старшеклассников к семье в позитивную сторону.
-
При составлении геннограмм своей семьи у учащихся выявляются собственные жизненные ресурсы, называемые «любовью Рода», осознаются отношения и появляется уверенность в возможности их коррекции.
4. Мы считаем, что предложенная нами программа будет использована в школах для формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников, определяющих представления о роли семьи, семейных ценностях.
После проведенной просветительской, коррекционной и тренинговой работы с детьми, родителями и сравнивая результаты, сделанные в начале и конце нашего эксперимента, мы заметили улучшения, как на состоянии ребенка, так и в семейных взаимоотношениях. Дети стали с пониманием относиться к родителям, проявили желание продолжить работу по изучению истории своей семьи.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, мы можем сказать, что положительные результаты нашего исследования доказывают, что формирование ценностного отношения к изучению своей семьи эффективна при создании целостной образовательной среды семьи и школы.
Список использованной литературы
1.Курбатов В.И «Социальная работа», М, 2007г.
2.Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В.,Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) М., 2003.
3.Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. - Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008.-583 с.
4.Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / - М., 2004. 5.Наумчик, В. Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Мн., 2005.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
исследовательская работа
исследовательская работа
Жетысуская область,город Саркан
КГУ «Школа-гимназия №1 Сарканского
районного отдела образования»
Педагог-психолог
Муналбаева Алия Турсынкабыловна
Исследовательская работа на тему: «Роль семейной истории в формировании представлений о семье у старших школьников».
Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, правового и национального самосознания, толерантности, достоинства и ответственности. Однако вопросы формирования ценностей, определяющих представления о роли семьи, истории семьи и рода, остаются не достаточно освещёнными.
Разрешение этой проблемы возможно при условии сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в получении учащимися генеалогических знаний, в восстановлении межпоколенных связей, семейных традиций и семейных ценностей как базисных компонентов в формировании представлении о семье у молодежи.
Мы считаем, что разрешение данной проблемы возможно при условии сотрудничества семьи и школы в получении учащимися генеалогических знаний, в восстановлении межпоколенных связей, семейных традиций и семейных ценностей.
Поэтому цель нашего исследования: изучить влияние семейных истории на формирование представлении о семье у старших школьников в системе непрерывного взаимодействия семьи и школы.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи :
- изучить литературу по теме исследования;
- выявить педагогические условия для формирования семейных представлении старшеклассников;
- разработать проект программы и рекомендации учителям и родителям для формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников, определяющих представления о роли семьи, семейных ценностях и истории семьи .
Объект исследования: учащиеся 10-11 классов.
Так как возраст старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, является сенситивным(восприимчивый), поскольку именно в этот период личность открывает свой внутренний мир, у нее формируются жизненно важные ценности, взаимоотношения с окружающими, происходит осознание своей причастности к семье, роду и роли семьи в своей жизни.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что формирование ценностного отношения к изучению своей семьи будет эффективной , если будет создана целостная образовательная среда семьи и школы.
В нашем исследовании мы попытались раскрыть актуальную на сегодняшний день проблему понимания молодежью необходимости осознанного создания и сохранения гармоничных семейных отношений. Чрезвычайно важным является осознание юношеством своего собственного места в семейной системе еще до того, как они создадут свою семью.
Целью проведенного нами эксперимента было выявление особенностей взаимоотношения между старшеклассниками и родителями и влияния этих отношении на формирование представление о семье у детей.
Общий контингент исследованных состоял из 23 учеников, из них 6 юношей и 17 девушек. Респондентами стали ученики 10 «Б» и 11 «Б» классов. Национальный состав принимавших в эмпирическом исследовании школьников характеризуется следующим образом: 64 % (12% юношей и 52% девушек) составляют казахи, 24% -русские , 12 %– татары.
Чтобы достигнуть поставленной цели на первом этапе работы был проведен опросник Натальи Цветковой «Анализ семейных взаимоотношений». Наша позиция в использовании этого метода в оценке состояния детей основано на том, что стиль воспитания подростков влияет на представления о семье. Многие авторы думают, что напряженные или травмирующие события жизни пропорциональны изменениям в образе жизни индивидуума. Анализ обработки результатов опросника показал следующие результаты:
|
Тип воспитания |
Количество учащихся |
|
Гиперпротекция |
2 человек |
|
Гипопротекция |
2 человека |
|
Потворствование |
1 человек |
|
Неустоичивость стиля воспитания |
1 человек |
|
Вынесения конфликта в сферу воспитания |
1 человек |
|
Воспитательная неуверенность родителя |
1 человек |
|
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка |
1 человек |
Как мы видим, из 100% опрошенных, 39 % семей имеют негармоничный тип воспитания.
Результаты первого опросника выявили семьи с негармоничным типом взаимоотношении. Для более подробного изучения нарушении взаимоотношении был проведен второй опросник. Данный опросник дал возможность оценить отношение учащегося к каждому из родителей. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним».


Те, учащиеся у которых по двум опросникам были выявлены негармоничные взаимоотношения с родителями при проведении третьего опросника Антоновой Л.И и Цветковой. Н.А. подтвердили наше предположение о том, что отрицательные взаимоотношения с родителями эти дети переносят на свое представление о семье. Данные дети указали, что не хотят чтобы их семьи были похожи на семью родителей, также причинами неблагополучия в семье указали отсутствие взаимопонимания и нехватки внимания. Кроме того, как следует из ответов, большая часть класса не знают о жизни своих предков.
Результаты эмпирического исследования показали, что 92% учащихся хотят иметь свою семью, 8% - затрудняются ответить. 43% респондентов хотят, чтобы их будущая семья была похожа на семью своих родителей, 35 %- не хотят, а остальные 22% -не знают. Из опрошенных учащихся 35% не знают сколько длится брак бабушек и дедушек. Не интересовались особенностями их семьи.
Таким образом, мы считаем, что глубокое проникновение старшеклассников в историю своей семьи будет одной из ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР, способствующих более осознанному подходу к выбору брачного партнера, сохранению стабильных, гармоничных отношений. Исходя из определения целостной образовательной среды семьи и школы, учитывая ее воспитательные возможности, определяющих направления воспитательной деятельности, мы разработали проект программы «Моя счастливая жизнь -в истории моих предков» В программе представлены содержание, формы, методы подготовки:
- старшеклассников к изучению истории своей семьи и проведению поисковой, исследовательской, творческой, оформительской деятельности;
- учителей к созданию благоприятной ситуаций для духовно- нравственного воспитания старшеклассников;
- родителей к совместной со своими детьми деятельности по изучению истории семьи, к взаимодействию на основе творческого сотрудничества с собственным ребенком в достижении поставленной им цели: написание истории семьи.
Программа включает проведение просветительской работы с детьми, родителями и учителями, тренинговые занятия. В каждом занятии одно психогимнастическое упражнение, одно-два задания для работы в группах или в парах, домашнее задание, обсуждение предыдущего домашнего задания. В программе тренинга упражнения строились по остроте проблематики от более простых к более сложным.
Для внедрения данной программы мы провели следующую работу.
1 этап - проведение семинара для педагогического коллектива, который провела педагог-психолог А.Муналбаева. На данном семинаре был рассмотрен вопрос о важности роли школы в духовно-нравственном воспитании детей. На данном семинаре была рассмотрена программа для дальнейшей работы с детьми по изучению своих истоков, традиции. Учителем истории было взято на заметку проведение исследовательских работ по данному направлению.
2 этап. Был проведен классный час «У старости мудрые глаза». Этот классный час для своих бабушек и дедушек провели сами ученики 10-11 классов. После классного часа были пожелания стариков о необходимости таких мероприятии для подрастающего поколения. На этот классный час также были приглашены гости - ансамбль бабушек, которые показали свои небольшой концерт для присутствующих. Данный классный час произвел огромное впечатление на старшеклассников. Они бурно обсуждали вопросы о том, что традиции и обычаи необходимо чтить и не забывать.
3 этап- проведение родительского собрания. Тема родительского собрания «Роль семьи в формировании духовно-нравственных качеств у детей». На данном родительском собрании рассказывалось о важности построения правильных взаимоотношении с детьми, был рассмотрен вопрос о необходимости привлечения детей к совместной деятельности, что является самым важным в сплочении семьи. Родителей очень заинтересовал метод генограмм. Также родителям были розданы памятки с рекомендациями о построении правильных взаимоотношении со своими детьми.
Родители были заинтересованы в дальнейшей работе по данному направлению и были готовы сотрудничать со школой.
4 этап - работа с учащимися. Ознакомление учащихся с методом «Геннограмм», составление истории семьи, создание герба своей семьи.
ГЕННОГРАММА-это техника, которая исключительно полезна для выявления большого количества информации об отдельных людях, парах, семьях и о взаимоотношениях в них, о том, какие связи проходят от прошлого к настоящему.
На вопрос "Что дало вам изучение своей семьи?" ответ "Мы стали лучше понимать своих родителей. Узнали много интересного из жизни наших бабушек и дедушек. Особенности уклада их семей можно позаимствовать в свою семью. Захотелось быть похожими на них. Эта работа сплотила наши семьи". Те 35% учащихся, которые ответили , что не знают о жизни своих дедушек и бабушек, благодаря составлению генограммы и написанию семейной истории пополнили пробел в знаниях по этому вопросу. После проделанной работы наиболее значимыми ценностями для 32% респондентов явилось почитание родителей, у 42 % - любовь к ближнему, 16% считают главной ценностью- свободу выбора, по 10% -материальное благо, материнство и способность к диалогу.
Таким образом, мы считаем, что проделанная нами работа, дало возможность следующие выводы:
-
Необходимо создание целостной образовательной среды семьи и школы для просвещения моложежи по вопросам семьи.
-
Так как ,проведенная начальная работа по реализации программы уже изменило отношение старшеклассников к семье в позитивную сторону.
-
При составлении геннограмм своей семьи у учащихся выявляются собственные жизненные ресурсы, называемые «любовью Рода», осознаются отношения и появляется уверенность в возможности их коррекции.
4. Мы считаем, что предложенная нами программа будет использована в школах для формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников, определяющих представления о роли семьи, семейных ценностях.
После проведенной просветительской, коррекционной и тренинговой работы с детьми, родителями и сравнивая результаты, сделанные в начале и конце нашего эксперимента, мы заметили улучшения, как на состоянии ребенка, так и в семейных взаимоотношениях. Дети стали с пониманием относиться к родителям, проявили желание продолжить работу по изучению истории своей семьи.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, мы можем сказать, что положительные результаты нашего исследования доказывают, что формирование ценностного отношения к изучению своей семьи эффективна при создании целостной образовательной среды семьи и школы.
Список использованной литературы
1.Курбатов В.И «Социальная работа», М, 2007г.
2.Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В.,Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) М., 2003.
3.Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. - Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008.-583 с.
4.Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / - М., 2004. 5.Наумчик, В. Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Мн., 2005.
шағым қалдыра аласыз













