Материалдар / Исследовательская работа " Подростковый сленг"

Исследовательская работа " Подростковый сленг"

Материал туралы қысқаша түсінік
Тема исследовательской работы, выбранная автором проекта для исследования актуальна, потому что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
02 Желтоқсан 2020
335
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема « Подростковый сленг ». Авторы: Арыстан Амина Асетовна ученица 8 «Д» класса . Средней школы №40. Город Актобе Руководитель: Кожабаева Айгул Оразмаганбетовна, преподаватель русского языка и литературы.



Аннотация



Тема исследовательской работы, выбранная автором проекта для исследования актуальна, потому что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.





Аннотация

Автор таңдаған зерттеу жұмысының тақырыбы өзекті, өйткені жастардың сөйлеуі тілді дамыту процесінің құрамдас бөліктерінің бірі болып табылады. Оқушылар тілдегі өзгерістерге тез жауап береді. Мұның бәрі қазіргі жастардың сөйлеу мінез-құлқын зерттеу мәселесін өзекті етеді.





Annotation



The research topic chosen by the author of the project for research is relevant, because youth speech is one of the components of the language development process. Students are the fastest to respond to changes in language. All this actualizes the problem of studying the speech behavior of modern youth.













Предложенная автором творческая исследовательская работа по русскому языку «Подростковый сленг», в номинации «Духовный мир человека» будет интересна для учеников средней и старшей школы, поможет вызвать у них интерес к изучению русского языка и формирование понятия о литературном языке и сленге.


Созданный учащейся 
проект по русскому языку на тему " Подростковый сленг" содержит описание значения и особенностей понятий "речевой портрет" и "языковая личность", а также рассматривает особенности лексикона современных подростков.

Тема исследовательской работы, выбранная автором проекта для исследования актуальна, потому что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.

В приложении к работе по русскому языку "Подростковый сленг" представлен краткий глоссарий наиболее популярных слов, используемых современными подростками в школе.

Оглавление

Введение
1. Понятие «речевой портрет» в современной науке.
1.1. «Речевой портрет» в современной науке.
1.2. Языковая личность и речевой портрет.
2. Особенности лексикона современных школьников.
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение


Работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного школьника. Школьники – это возрастная группа, которая представляет наибольший интерес.

Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.

Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных школьников Средней школы №40,города Актобе.

Предметом исследования стали особенности современных слов и речевого поведения обучающихся, проявляющиеся в процессе общения.

Цель работы

- описать и проанализировать речевой портрет обучающихся школы №40,города Актобе. Цели и задачи проекта:

- выяснить, является ли сленг отдельным языком;

- установить, влияет ли сленг на литературный язык;

изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется молодежь города Актобе;

выявить, является ли употребление сленга потребностью современной молодежи для самовыражения и встречного понимания.

Задача проекта: выяснение причин употребления молодежью сленговых выражений.



Что такое сленг?

Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающие с нормой литературного языка.

Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим, предназначенных для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски (обычно негативной).

Подростковый сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:

  • изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике;

  • анализ слов современного школьника и выявление его особенностей;

  • представление особенностей речевого поведения школьников

  • выяснение причин употребления молодежью сленговых выражений.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование, объяснение значений слов.

Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.

«Речевой портрет» в современной науке

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, который принадлежит к определенной социально-возрастной группе (студент, школьник и пр.) Сленг – особая форма языка, слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.

Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает: 1. Речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку. 2. Вариант разговорной речи (в т. ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи).

Вследствие этого в науке органично вошло такое понятие, как «речевой портрет».


По мнению С.В. Леорды, «
речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность.

Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения.

Языковая личность и речевой портрет

Именно в последнее время в науке сформировалось особое направление, которое изучает языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета.

Термин «языковая личность» получает в современной науке различные определения.

В отечественной науке термин был впервые употреблён В. В. Виноградовым в работе «О художественной прозе».

Языковая личность – это личность, которая выражается в языке и через язык.

В современной науке языковая личность –это понятие, связанное с изучением языковой картины мира. Полное описание языковой личности по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает:

  • характеристику языка;

  • строение языкового компонента на основе текста.

Языковая личность – это личность, которая обладает знанием языковой системы, законов речевого поведения.

В основе разграничения понятий «языковая личность» и «речевой портрет» лежит, прежде всего, необходимость различения языка и речи.

Понятия «языковая личность» и «речевой портрет» взаимосвязаны, по мнению В.В. Виноградова.

Таким образом, опираясь на мнение многих исследователей, можносделать вывод,речевой портрет является фундаментом для становления языковой личности.

Языковой анализ речевого портрета современного школьника

Анализ языкового материала позволил нам создать речевой портрет обучающегося нашей школы, характеризующий возрастные особенности речи на лексическом уровне. В ходе исследования было обнаружено, что для слов современных школьников особенно свойственны единицы таких форм речи как жаргон и слова-паразиты.

Не менее яркими особенностями современной речи школьника является обыгрывание слов и употребление слов-паразитов.Но прежде чем говорить о молодежном жаргоне, необходимо дать понятие жаргона.

С. И. Ожегов дает следующее определение понятию «жаргон»:

  1. Это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами;

  2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.

В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования мной было выявлено, что обучающиеся школы используют в своей речи слова всех сфер:

1. Слова сферы школы

Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:

  • наименования учителей (очумелые ручки – учитель труда, царица сложной науки учитель математики, физрук – учитель физкультуры).

  • наименования учебных предметов (физра - физкультура, литра - литература, матем - математика);

  • наименования других процессов и предметов учебного процесса (зубрилка – очень умный человек, или ученик, усердно занимающийся учёбой), столовка - столовая, камчатка – последние парты, скатать - списать);

  • наименование отметок (двояк – «двойка», трояк – «тройка», пятак – «пять»).

2. Сфера отдыха.

К сфере отдыха в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как: комп(компьютер), лопата (большой телефон),музон– музыка, лайкни(означает «мне понравилось»), скинь фото (означает «отправить фотографию»), все норм – всё нормально, отпад – используется для выражения эмоционального состояния

3. Сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:

  • слова, называющие части тела (смайл - лицо; крылья – руки, лыжи,- ноги).

  • слова, называющие одежду, обувь (картофан - куртка; кроссы-кроссовки, боты – ботинки). Данные слова были широко распространены в сленге молодежи.

  • слова, называющие различную бытовую технику (комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть- скопировать на флеш-карту;телик - телевизор)

Сленг в нашей школе.С целью изучения популярности сленга среди сверстников нашей школы составления глоссария, мы составили вопросы и провели анкетирование(онлайн) среди подростков лет в 7,8,9, 11 классах. Число опрошенных составило 265 человек. Необходимо было ответить на следующие вопросы:

1.Знаете ли вы, что такое сленг?

2.Известно ли вам об истории возникновения и существования сленга?

3.Как вы считаете, актуален ли сленг в наше время?

4.Часто ли вы используете сленг в своей речи?

5.Можно ли пользоваться сленгом всегда и везде или только при определённых условиях? 6.Напишите наиболее употребляемые слова и их значения (5-6 слов).

Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство школьников употребляют в своей речи жаргонные слова. Причем, девочки используют таких слов меньше, чем мальчики.

Ответы вопроса Да (всегда и везде)233 ч. 66 ч. 252 ч. 233 ч. 32 ч. Нет (при опред. условиях) 32 ч.199 ч. 13 ч. 32 ч. 233 ч. В результате появилась вот такая таблица, из которой видно, что большинство знает, что такое сленг и считает его актуальным и часто используемым, но вот об истории возникновения и существования этого языкового явления знают немногие. Наиболее употребляемыми в настоящее время являются следующие слова и выражения: Бабло, впряга, вымораживать, грузить, забить, завалить, заткнись, клёво, мутить, ништяк, офигеть, отстой, прикольно, респект, стрелка, фигня, фишка, хавать, чел, прогнать тему, файлы попутал, шнурки в стакане.

Возрастные группы носителей сленга в школе:

10-12 лет

13-14 лет

15-16 лет

Анализ опроса :

Проведенное нами исследование показало, что в общении учащихся нашей школы сленг преобладает над литературной речью (63% сленговых слов употребляют юноши и 52% - девушки).

В результате работы мы познакомились с историей возникновения и существования сленга. Выяснилось, что сленг очень актуален в наше время среди сверстников, что, возможно говорит об их небогатом духовном мире.и выяснили, с какой целью обучающиеся употребляют в своей речи жаргонные слова. Для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для того, чтобы стать «своим» в классе, группе. Молодёжь, часто используя сленг в своей речи, даже не задумывается над историей и причинами его возникновения. По итогам анкетирования мы составили глоссарий подросткового сленга нашего города. В ходе работы поняли, что сами, порой, не задумываемся над своей речью, поэтому мы стали прислушиваться к другим и к самим себе. Материалы, предложенные в работе, предназначены для филологов, лингвистов, социологов, а также для тех, кто интересуется проблемами формирования и развития молодежных жаргонов, для проведения классных часов..

Немалую роль в современной речи школьников занимают так называемые слова – паразиты. По нашим наблюдениям, их употребляют обычно те, кто часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Было отмечено, что некоторые ученики намеренно употребляют слова - паразиты в своей речи.

Причины возникновения сленга.

1. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный подростковый сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.

2. Подростковый сленг подобен его носителям, он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак « Я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.

3. После 11 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное соединение центростремительных и центробежных тенденций. Начинается формироваться антагонистическое сознание – «быть не как все» и корпоративное – «быть подобно своим». Так создается специфическая лексика подростков, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни. К подростковым относятся и сленг панков, металлистов, хиппи с их своеобразным лексиконом – причудливой смесью англизированных и воровских по происхождению слов.



Таким образом,результат исследования говорит о том, что язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Реклама 37









Заключение

Подростковый сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники.

По результатам исследования можно сформулировать отдельные выводы относительно употребления молодежного сленга обучающимися:

  • используя в своей речи слова, обучающиеся школы не всегда знают значения того или иного понятия;

  • наиболее часто сленг используется как средство общения со сверстниками, в кругу друзей, на улице, и является необходимой частью устной речи школьной молодёжи.

Язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь – вещи разные. А подростковый сленг – лишь часть «большого» языка. Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов.







Список использованной литературы

1. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.

2. Вопросы языкознания. - М.: Наука. №1. 2004. - с.4-34

3. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.

4. Колесов В.В. Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.

5. Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.

6. Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л «Русская речь», 1995.

7. Ларин Б. А. К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.

8. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.

9. Леорда С.В. Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: Наука. №6, 2006.

10. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – .: ФПб, 1998.

11. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М.: Наука, 1991. – с. 74-75.

12. Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ