«ОСШ
№13 имени Н. Турекулова»
11
класс
Учитель истории: Абуова Жибек
Кураловна
Тема урока: Исторические
типы мировоззрения
Цель: формировать знания учащихся мифах, особенностях
религиозного мировоззрения
Развивать и расширять круг
мировоззрения учащихся
Воспитывать интерес к
истории человечества.
Тип
урока: комбинированный
Оборудование:
учебник, тетради, наглядности.
Ход
урока:
1.Организационный
момент: Приветствие.
Сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация прошлых
знаний:
1.С чем связано появление и
развитие философского типа мировоззрения?
2.В чем отличия
миропонимания от мировоззрения?
3.Какова роль мировоззрения
в жизнедеятельности людей?
3.Изучение нового
материала:
В мифологии отразилась
способность человека выделять себя из окружающей среды и объяснить
явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все
явления в нем действием богов и героев.
Ранняя
мифология – мировоззрение
общества эпохи охоты и собирательства. Миф в переводе с
древнегреческого языка – слово, рассказ.
Мифы – это
рассказы о деятельности предков, богов, героев, о происхождении
мира, различных природных явлений и общественных установлений –
норм, обычаев, правил поведения. Священная история
рода.
Передача опыта из поколения
в поколение в традиционном обществе происходит в форме передачи
традиций, обычаев т.е. ценностных, нерасчлененных «блоков»
деятельности, воспроизводимых в неизвестном виде в определённой
ситуации. В традиционном обществе, когда возникал вопрос «ПОЧЕМУ»,
ответ был единственным – так принято, так делают все, так делали
предки. В отличие от этого, современный тип трансляции опыта
предполагает его разделение на определённые этапы элементы.
Важнейшее место занимает теоретическое знание, которое содержится в
школьных и вузовских учебниках, научных изданиях. Главное в
мироощущении индивида той эпохи – чувство теснейшей связи
социальным и природным миром, невыделенность его из окружающего
мира.
С мифом и мифологи ей тесно
связана религия. Особенностью религиозного мировоззрения является
формирование в сознании человека особенного сверхъестественного и
сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью
разума.
Религия - это
основанное на вере сверхъестественное мировоззрение, включающее в
себя систему догм, чувств, направленных на иллюзионные предметы и
обрядовые действия, удовлетворяющие определенные духовные
потребности человека.
Специфические черты
философского знания
-
Предмет философии шире
предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает,
интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все
научное знание, не стоит над ним.
Философия -
наука наиболее общих законах развития природы, человека, общества и
познания. Ее специфика стремление к достоверному, обоснованному
знанию, которое ставится выше мнения, веры, догматов и
авторитетов.
Заметную роль в
формировании и последующем обогащении мировоззрений людей играет
естествознание. В него входят такие науки как физика, химия,
биология, геология, география, астрономия и т.д. Вместе они строят
единую естественнонаучную картину мира как систему наиболее важных,
фундаментальных научных знаний о мире
природы.
4.Задание:
* Представьте образ
человека в трех типах мировоззрения
* Раскройте соотношение
«Человек -мир» в естественнонаучном
мировоззрении.
5.Подведение
итогов:
1.В чем особенности
мифологического мировоззрения?
2.В чем особенности
религиозного мировоззрения?
3.В чем особенности
философского мировоззрения?
5. Выставление оценок в
журнал и дневник
6.Д/З β 2 стр.
9-20 читать и пересказывать, конспект