Открытый урок по всемирной истории «История и
Мода»
Разработали: преподаватель истории и
обществознания Лазарева Л.А., преподаватель
спецдисциплин Ефремова
С.А.
Цель:
-
формирование новых способов деятельности,
развитие умений анализировать, обобщать и систематизировать,
устанавливать причинно-следственные связи; продолжить формирование
нравственных привычек и определенных качеств
личности;
-
рассмотреть влияние исторических событий на
развитие моды и стиля.
Тип урока:
интегрированный (всемирная история , конструирование
одежды)
Дидактическое обеспечение
урока :
политическая карта мира, творческие проекты,
таблица критерий оценок .
Межпредметные
связи:
производственное обучение, иностранный язык(английский),
констуирование , история прически, декоративная косметика,
моделирование прически, спецрисунок.
План урока:
I.Организационный
момент.
Приветствие.(Занятие наше сегодня несколько необычно. Его
необычность в том, что оно объединяет конструирование и всемирную
историю. Это интегрированное занятие. Мы проводим его для вас. Я,
Лазарева Любовь Алексеевна и Ефремова Светлана
Александровна.)
II. Актуализация знаний (1
мин.)
1.Беседа. Сегодня мы будем изучать страну, в которой пальто
подает женщина, а не мужчина, где есть только слово «да», и нет
слова «нет», руль в машине с правой стороны, где автомобиль при
появлении хозяина начинает вилять стальным хвостиком- антенной.
Здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет
является цветом траура. Название этой страны в переводе с языка
народа, проживающего в ней «Дай Ниппон», что означает страна
восходящего солнца. Это подходящее название, потому что солнце
каждый день одной из первых приветствует Японию. Сегодня мы будем с
вами гайдзинами- так японцы называют иностранцев, прибывших в
страну.
. Интересные факты о Японии (2
мин.)
-в 300 г. Н.э. возникло единое государство
Япония;
-Островная страна, состоящая из 4000
островов;
- с точки зрения геологии Япония- одно из самых
опасных мест в мире для проживания;
- подвержена частым вулканическим извержениям(
200 действующих вулканов).
- ежегодно случается примерно 15 землетрясений в
год;
- цунами 11 марта 2011 унес жизни примерно 18
тысяч человек;
-занимает 10 место в мире по численности
населения- 127 млн. чел.;
- по площади занимает 60-е место, одна из
плотнонаселенных в мире;
- нация однородна, говорят на одном языке-
японском;
-самая высокая продолжительность в мире- 79
лет;
- 80% населения живет в
городах;
- каждый японец употребляет около 170 кг рыбы в
год;
- крупнейший производитель машин в
мире;
- одна из ведущих стран в мире в области
судостроения, выплавке стали,телеаппаратуры, бытовой и
робототехнике.
-лидерство в области высоких
технологий;
- занимает 8 место в мире по уровню жизни
населения;
-единственная страна в мире, подвергшаяся ядерной
бомбардировке;
-форма правления- конституционная монархия. Глава
государства- формально- император, реально- премьер-
министр;
-остро ощущает нехватку природных ресурсов, 70%
территории составляют горы;
- в Японии в 2011 г.358 тыс. салонов
красоты;
-с 1967 года празднуют Праздник Благодарности
Расческе- главному инструменту парикмахера
- Милитаризация в Японии запрещена
Конституцией;
-пенсия в Японии не выплачивается, они не имеют
отпусков, только небольшие каникулы- 5-10 дней;
-есть музей атомной бомбы ; 99% японских компаний
относится к сфере малого и среднего бизнеса.
III.Работа в группах (15
мин.):
Задание: выделить отличительные черты
экономики и политики Японии:
1-я группа – XIX век:
Первые письменные упоминания о Древней Японии
содержатся в исторических китайских хрониках 1 в. н.э. В них
указывается, что древние японцы вадзин проживали на островах в Восточном
море. Государственной религией был синтоизм, означает
веру в божественные силы природы , и согласно которому императору
поклонялись как богу.
В истории Японии периоды изоляции страны чередуются с периодами
активных взаимоотношений с внешним миром. Япония была открыта для
европейцев в середине XVIвека португальцами, но и после этого она
оставалась малоисследованной страной. Случилось так, что
европейские миссионеры, хлынувшие в Японию, слишком рьяно принялись
насаждать католическую религию среди местного населения, зачастую
прибегая к насильственным мерам. Японский император понял, что
пришельцами руководят хищнические интересы, и запретил въезд в
страну европейцам. Так началась «политика
изоляционизма».
Япония стремилась к изоляции от остального мира в связи с торговой
и культурной экспансией европейцев. В течении
XIXв.
был период относительной стабильности. После заключения договора с
США в 1854 г. И открытию портов страна пережила индустриализацию и
модернизировала экономику. Поскольку японские острова бедны
минеральными запасами, особенно углем, железной рудой и нефтью, она
начала эксплуатировать некоторых соседей, особенно Корею и Китай, и
вступила в период военного авантюризма, который закончился
поражением во Второй Мировой войне. В первой половине
XIX
в. Японию поразил великий голод, вызванный
многолетними неурожаями.
2-я группа – XX
век С
1945 по 1952 г. Япония была фактически оккупирована Соединенными
Штатами Америки, оказавшими на нее мощное экономическое,
политическое и культурное влияние. Это способствовало
вестернизации и
преобразованиям в Японии. Хотя сельскую жизнь это почти не
затронуло, именно в городах, где проживает 79% населения ,
изменения особенно очевидны. После Второй мировой войны последовал
недолговременный демографический взрыв. Япония быстро возрождалась
и переживала период быстрого роста рыночной экономики(«японское
экономическое чудо»).
Ключевое понятие, которое усвоила Япония в своем
восстановлении, было единство правительства, рынка и рабочей силы.
Этот принцип стал руководящим в современной
Японии.
Япония выбрала политику протекционизма(поощрения развития отечественного производства)
и поддержки экспорта. Доходы инвестировались в исследования,
развитие которых спонсировалось правительственными кредитами. Это
позволило Японии к середине 1950-х гг. возвратиться к довоенному
уровню производства. К 1960 г. Ее экономика взлетела в 1980 г.
Темпы роста несколько замедлились в связи с мировым энергетическим
кризисом.
Основной доктриной внешней
политики Японии остается концепция
целесообразности союза с США, в стране продолжает находится
множество военных объектов США. С Россией мирный договор так и не
подписан из-за проблемы северных территорий. Япония требует
возвращения ей 4-х Южнокурильских островов, и отказывается от
предложения России заключить договор о дружбе и
сотрудничестве.
3-я группа – XXI век Япония сегодня- вторая в мире наиболее мощная
экономическая держава, но с начала XXIв.
пытается преодолеть экономический спад. Страна, которая когда-то
казалась способной управлять мировой экономикой, стоит перед
серьезными проблемами своего экономического будущего. Цунами в 2011
г. нанес серьезный урон экономике, унес более 20 тыс. человеческих
жизней.. Низкий коэффициент рождаемости – только одна из проблем,
стоящих перед Японией. Другие проблемы связаны с нехваткой
ресуросов.61% электричества Японии производится на импортированном
ископаемом топливе( своя ядерная энергия составляет 29% и 9% -
гидроэлектроэнергия). Но Япония не стоит на месте. Она стала
лидером в так называемой «солнечной революции». Другие проблемы-
банковская система, требующая серьезной реформы ; растущий дефицит
земли, годной для сельского хозяйства, промышленности и людей,
стареющее население Неотъемлемым преимуществом является известная
японская деловая этика, а также лидерство Японии в области высоких
технологий. На мировом рынке она по-прежнему является одним из
основных поставщиков продукции сложных наукоемких отраслей
промышленности и современных конструкционных материалов. Крупные
достижения в робототехнике также многообещающие . Банковские
услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля.
Телекоммуникации и строительство играют значительную роль в
экономике страны. Основные партнеры по экспорту – США, Китай, Южная
Корея, Тайвань, Австралия, Саудовская Аравия и т. Д.Япония
экспортирует электронику, бытовую технику. В страну ввозятся
ископаемое топливо, мясо говядины,
текстиль.
В последнее время наметились существенные
изменения в международном положении и внешней
политике. Впервые после окончания Второй мировой
войны Япония заявила о желании иметь собственную военную политику и
полноценную армию, ее не устраивает военная доктрина, основанная
только на самообороне. Правительство планирует внести изменения в
статью 9 Конституции, что позволит вооруженным силам Японии
участвовать в международных конфликтах и правом применения оружия.
Сейчас Япония намерена играть более активную роль в мировой
политике. Важнейшей внутриполитической задачей Японии является
приведение в соответствие ее экономической мощи с политическим
влиянием в мире.
IV. Итоги работы в группах(2
мин.)
V. Вступление (1 мин.)
1. вводная беседа:
Изучив исторические, политические и экономические события Японии,
во второй части урока, мы должны рассмотреть как они повлияли на
развитие японского стиля и модных тенденций.
Мода-
это непродолжительное господство в определенной социальной среде
тех или иных вкусов, которые пользуются признанием большинства.
Мода 1- это мода большим тиражом. Мода 2- это высокая подиумная
мода. Мода находится на поверхности стиля.
Стиль-это слово греческого происхождения, которое в
переводе означает «стержень».Стиль- это художественный язык эпохи,
который проявляется в архитектуре, одежде, прическе и т.д. Дать
характеристику стилю можно по 3 признакам:
1.фоме
2.цвету
3.фактуре
Стилист -человек, владеющий основами преобразования
внешности по законам красоты и стиля с учетом индивидуальных
особенностей и основных тенденций моды. Стилист, создающий внешнюю
оболочку, подбирает одежду, прическу, макияж, аксессуары и т.д. А
заканчивает процесс создания образа имиджмейкер.
Имидж-
означает образ. Имиджмейкер- человек, который отвечает за
психологическую сторону преобразования личности. Он помогает
подобрать манеру или стиль поведения с учетом индивидуальных
особенностей, профессии и направленности
личности.
VI.Анализ творческой домашней работы(1
мин.)
VII. Презентация слайд-шоу(2
мин.)
Цель: отработка новых способов деятельности над
созданием стиля и имиджа разных исторических
эпох.
VIII. Демонстрация моделей (15
мин.)
Задание: продемонстрировать особенности моды,
стиля, имиджа Японии в соответствии исторических
периодов.
1 группа- особенности японской моды
XIX
века;
2 группа-
особенности японской моды XX
века;
3 группа-
особенности японской моды XXI
века.
IX. Подведение итого урока.
(Разработана таблица с критериями оценок-
3 мин.)
X.Домашнее задание(1
мин.):
1.подобрать интересные факты о Японии; подготовить
презентацию «Сотрудничество Казахстана и Японии»;
2.на
основе последних политических, экономических, культурных событий и
модных тенденций разработать проект «Индивидуального Японского
стиля».
XI. Рефлексия(2 мин.)
- с
чем связано процветание Страны восходящего
солнца?
-перечислите японские каноны
красоты?
- какие вы знаете особенности японского стиля,
формы, цвета, текстуры?
-чем, на ваш взгляд, вызван интерес к японской
моде?
- в
какие отрасли экономики Казахстана вкладывают свои инвестиции
японские компании?