Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
История развития программирования, тенденции развития программного обеспечения
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Информатика 10 класс
Дата: Класс: урок |
|
||||
Тема |
История развития программирования, тенденции развития программного обеспечения |
|
|||
Цель урока: |
познакомить с поколениями языков программирования; систематизировать знания учащихся о языках программирования, проследить эволю-цию ЯП в связи с развитием техники; формировать навыки работы в группе и монологическую речь учащихся |
|
|||
Ожидаемый результат |
Учащиеся должны знать: этапы развития языков программирования. Учащиеся должны уметь: различать языки программирования разных поколений.
|
|
|||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
|
|
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и молекулы». |
Ученики с помощью атомов и молекул объединяются в группы. |
|
|
|
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала. Проверяет домашнюю работу по методу «Аквариум». |
Демонстрируют свои знания и умения. |
|
|
|
15 мин. |
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По электронному учебнику учитель объясняет новую тему. Ученики демонстрируют свои знания. Электронный учебник Прогресс компьютерных технологий определил процесс появления новых разнообразных знаковых систем для записи алгоритмов – языков программирования. Смысл появления такого языка – оснащенный набор вычислительных формул дополнительной информации, превращает данный набор в алгоритм. Язык программирования служит двум связанным между собой целям: он дает программисту аппарат для задания действий, которые должны быть выполнены, и формирует концепции, которыми пользуется программист, размышляя о том, что делать. Первой цели идеально отвечает язык, который настолько "близок к машине", что всеми основными машинными аспектами можно легко и просто оперировать достаточно очевидным для программиста образом. Второй цели идеально отвечает язык, который настолько "близок к решаемой задаче", чтобы концепции ее решения можно было выражать прямо и коротко. Язык программирования Язык программирования – формальная знаковая система, предназначенная для записи программ. Программа обычно представляет собой некоторый алгоритм в форме, понятной для исполнителя (например, компьютера). Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими данными при различных обстоятельствах. Понятие язык программирования Функция: язык программирования предназначен для написания компьютерных программ, которые применяются для передачи компьютеру инструкций по выполнению того или иного вычислительного процесса и организации управления отдельными устройствами. Задача: язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для передачи команд и данных от человека компьютеру, в то время, как естественные языки используются для общения людей между собой. В принципе, можно обобщить определение «языков программирования» – это способ передачи команд, приказов, четкого руководства к действию; тогда как человеческие языки служат также для обмена информацией. Исполнение: язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений. Семантика языков программирования – Семантика описывает последствия выполнения конструкций языка с помощью языка логики и задания пред- и постусловий. Компилируемые и интерпретируемые языки – Языки программирования могут быть разделены на компилируемые и интерпретируемые Компилируемые Программа на компилируемом языке при помощи специальной программы компилятора преобразуется (компилируется) в набор инструкций для данного типа процессора (машинный код) и далее записывается в исполняемый файл, который может быть запущен на выполнение как отдельная программа. Другими словами, компилятор переводит программу с языка высокого уровня на низкоуровневый язык, понятный процессору. Интерпретируемые Интерпретируемые языки обладают некоторыми специфическими дополнительными возможностями (см. выше), кроме того, программы на них можно запускать сразу же после изменения, что облегчает разработку. Программа на интерпретируемом языке может быть зачастую запущена на разных типах машин и операционных систем без дополнительных усилий. Однако интерпретируемые программы выполняются заметно медленнее, чем компилируемые, кроме того, они не могут выполняться без дополнительной программы-интерпретатора. Системы объектно-ориентированного программирования Содержат программу-транслятор и позволяют работать в режиме как интерпретатора, так и компилятора. На этапе разработки и отладки проекта используется режим интерпретатора, а для получения готовой программы – режим компилятора. История развития языков программирования Всю историю компьютерной индустрии и компьютерных наук с определенной точки зрения можно представить как историю развития языков программирования. Меняются времена, усложняются задачи, то, что раньше требовало человеко-лет, нынче энтузиасты делают на коленке за несколько недель; накоплена огромная масса типовых решений, типовых библиотек и типовых программистов. А создание, развитие и изменение языков программирования идет полным ходом. Машинный язык Программы на машинном языке – очень длинные последовательности единиц и нулей, являлись машинно зависимыми, т.е. для каждой ЭВМ необходимо было составлять свою программу. Ассемблер (начало 50-ых годов XX в.) Язык Ассемблера – это символическое представление машинного языка. Он облегчает процесс программирования по сравнению с программированием в машинных кодах. Программисту не обязательно употреблять настоящие адреса ячеек памяти с размещенными в них данными, участвующими в операции, и вычисляемые результаты, а также адреса тех команд, к которым программа не обращается. Некоторые задачи, например, обмен с нестандартными устройствами обработки данных сложных структур невозможно решить с помощью языков программирования высокого уровня. Это под силу ассемблеру. В принципе, язык Ассемблер является машинным языком. И программист реализующий какую-либо задачу на языках высокого уровня, с помощью Ассемблера может определить осмыслено ли решение данной задачи, с точки зрения использования ЭВМ. Первые языки программирования высокого уровня С середины 50-ых гг. XX в. начали создавать первые языки программирования высокого уровня (high-level language). Эти языки были машинно независимыми (не привязаны к опред. типу ЭВМ). Но для каждого языка были разработаны собственные компиляторы. Примеры таких языков: FORTRAN (FORmula TRANslator; 1954) предназначен для научных и технических расчетов; COBOL (1959) был предназначен в основном для коммерческих приложений (обрабатывал большие объемы нечисловых данных) – Common Business-Oriented Language); язык BASIC (Beginner’s All Purpose Instuction Code – универсальный язык символьных инструкций для начинающих) (1964 г.) БЕЙСИК Бейсик – это продукт Новой Англии. Cозданный в 1964г., как язык обучения программированию. Бейсик является общепринятым акронимом от"Beginner's All-purpose Symbolic Insruction Code" (BASIC) - Многоцелевой Символический Обучающий Код для Начинающих". Вскоре как обучаемые, так и авторы программ обнаружили, что Бейсик может делать практически все то, что делает скучный неуклюжий Фортран. А так как Бейсику было легко обучиться и легко с ним работать, программы на нем писались обычно быстрее, чем на Фортране. Бейсик был также доступен на персональных компьютерах, обычно он встроен в ПЗУ. Так Бейсик завоевал популярность. Интересно, что спустя 20 лет после изобретения Бейсика, он и сегодня самый простой для освоения из десятков языков общецелевого программирования, имеющихся в распоряжении любителей программирования. Более того, он прекрасно справляется с работой. Несмотря на высказывания снобов - сторонников языков Си и Паскаля, Бейсик считается деловым языком, снабженным мощными средствами решения специфических задач, которые обычно большинство пользователей решают при помощи небольших компьютеров, а именно: работая с файлами и выводя текстовое и графическое изображение на экране дисплея. Современный Фортран (Fortran 95 и Fortran 2003) приобрёл черты, необходимые для эффективного программирования для новых вычислительных архитектур; позволяет применять современные технологии программирования, в частности, ООП. Алго́л– название ряда языков программирования, применяемых при составлении программ для решения научно-технических задач на ЭВМ. Алгоритмические языки программирования С начала 80-ых г. XX в. начали создаваться языки программирования, которые позволили перейти к структурному программированию (использование операторов ветвления, выбора, цикла и практически отказ от частого использования операторов перехода (goto). К этим языкам относятся: язык Pascal (назван его создателем Никлаусом Виртом в честь великого физика Блеза Паскаля; 1970); язык Си, позволяющий быстро и эффективно создавать программный код (1971) ю Язык программирования Pascal был создан Никлаусом Виртом, и назван в честь французского философа и математика XVIIв. Блеза Паскаля. Языки объектно-ориентированного программирования (90-ые г. XX в.). В основу этих языков положены программные объекты, которые объединяют данные и методы их обработки. В этих языках сохранялся алгоритмический стиль программирования. Для них были разработаны интегрированные среды программирования, позволяющие визуально конструировать графический интерфейс приложений: язык С++ (1983) – продолжение алгоритм. языка Си. язык Object Pascal (1989) был создан на основе языка Pascal. После создания среды программирования – Delphi (1995). язык Visual Basic(1991) был создан корпорацией Microsoft на основе языка Qbasic (1975) для разработки приложений с графическим интерфейсом в среде ОС Windows. Языки программирования на платформе .NET. Интегрированная среда программирования Visual Studio .Net, разработанная корпорацией Microsoft, позволяет создавать приложения на различных языках объектно-ориентированного программирования, в том числе: на языке Visual Basic .Net ( на основе Visual Basic) - 2003 г.; на языке Visual C# (С-шарп) – на основе языков С++ и J – 2003 г.; на языке Visual J# (J-шарп) – на основе Java и JavaScript – 2003 г.. Единственный способ изучать новый язык программирования – писать на нём программы. – Какие программы вы
знаете? (Учащиеся называют программы, учитель
записывает названия на
доске). . Практическая работа для группы Выясните, к какому классу – текстовым или графическим редакторам, драйверам, системам программирования, программам профессионального назначения и т.д. – относятся следующие программы: Norton Commander, WinRar, keyboard.drv, «1С Предприятие», MS Word, FoxPro, 3D Studio, C+, Фортран, Linux, Блокнот, mouse.drv, MS Excel, Adobe Photoshop, Macromedia Flash, Компас 3D, Pascal, QIP, Си, Basic, AVP Касперского, Windows7, Paint, Outlook Express, HTML, Dr Web, MS Access, Nero Premium. Распределите их по группам в ячейки таблицы: V. Закрепление материала сегодня я узнал… было интересно… Сегодня на практической части
занятия мы продолжим осваивать клавиатуру. Ваша цель сегодня
научиться редактировать, т.е. изменять текст. Для работы с клавиатурой будем использовать уже знакомую программу «Блокнот». На рабочем столе найдете значок текстового файла «Урок5 Практика». Откройте его двойным щелчком. Ваша задача – внести в этот текст свои данные. Для этого необходимо перемещаться по тексту (используем кнопки управления курсором), удалять символы (кнопки [Backspase] и [Delete] ) и печатать свой текст. Знать, что такое архитектура
ЭВМ, схему устройства компьютера. Учащимся, имеющим компьютеры
дома, продолжить осваивать «слепой десятипальцевый метод
печати».
|
|
|||
10 мин. |
IV. Закрепление урока. Предлагает ученикам тест на соответствие. По методу «Мозговой штурм» закрепляет урок. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте характеристику основных этапов развития вычислительной техники. 2. Сформулируйте, в чем заключается принципиальное значение вычислительных инструментов, предложенных Паскалем, Бэббиджем. 3. Раскройте содержание термина "булева алгебра". 4. Что такое архитектура фон Неймана? 5. Приведите классификацию компьютеров по функциональному назначению. 6. Представьте классификацию языков программирования. 7. Перечислите основные характеристики персонального компьютера. 8. Охарактеризуйте изменение элементной базы компьютеров при смене их поколений. 9. Какие причины обусловили появление компьютеров четвертого поколения? 10. Какие классы современных персональных компьютеров вы можете перечислить? |
Ученики соотносят вопросы с правильными ответами. Ученики демонстрируют свои знания. |
Тест на соответствие |
|
|
5 мин. |
V. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Проводит рефлексию. |
Оценивают работу своих одноклассников. |
Дерево Блоба стикеры |
|
|
2 мин. |
VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
|
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________