Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
жауап
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Перечень вопросов по русской литературе 3 курс.
1.1Художественный мир Ф.М. Достоевского. Духовные искания. Образ Петербурга.
А.П,Чехов. Рассказ " Ионыч" .
Духовная деградация человека.
Федор Михайлович Достоевский был одним из величайших русских писателей, чьи произведения оказали глубокое влияние на мировую литературу. В центре его творчества стояли духовные искания, которые нашли отражение во многих его романах и рассказах.
Поиск Бога
Достоевский был глубоко религиозным человеком, который всю свою жизнь искал Бога и смысл существования. В своих произведениях он поднимал вопросы веры, сомнений и борьбы со злом. Герои его романов часто переживают экзистенциальные кризисы, ищут ответы на вечные вопросы о жизни и смерти.
Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Ф.М. Достоевского, так как с этим городом связаны многие воспоминания писателя. В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского – это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий.
Сюжет
Молодой доктор Дмитрий Ионыч Старцев был назначен земским врачом в сельскую больницу, расположенную в девяти верстах от города С.
Немного освоившись на новом месте, Старцев стал чаще бывать в С., где быстро свёл знакомство с одним из самых интеллигентных и образованных семейств города. Туркины пригласили в гости молодого доктора, и ему сразу пришлась по душе их единственная дочь – восемнадцатилетняя Екатерина, которую домашние ласково звали Котиком. Туркины были доброжелательными, гостеприимными хозяевами, которые душевно встречали гостей и создавали ту особую, неповторимую атмосферу, которая возможна лишь в домах добрых, светлых людей.
Старцев с удовольствием слушал незамысловатые остроты Ивана Петровича – главы семейства и далёкие от жизни романы, написанные его женой Верой Иосифовной. Он восхищался изяществом и талантом Кати, которая недурно играла на рояле и усердно готовилась к поступлению в консерваторию.
Старцев всё собирался ещё раз навестить Туркиных, но работы в больнице было так много, что он каждый раз откладывал визит. Так прошло больше года, пока его не позвали помочь Вере Иосифовне справиться с головной болью. Старцев приехал и с тех пор стал чаще бывать в доме Туркиных. Он сам не заметил, как влюбился в Екатерину.
Спустя некоторое время Старцев получил от Котика записку, в котором она приглашала его на свидание на кладбище. Доктору эта затея пришлась явно не по душе, к тому же девушка так и не явилась в условленном месте, однако он принял твёрдое решение – жениться на Екатерине. Но она отказала Старцеву, объясняя своё решение тем, что хочет добиться чего-то в жизни: стать артисткой, вкусить славу, успех. Доктору было неприятно получить отказ, он злился на Котика, но когда она уехала в Москву, постепенно стал забывать о ней.
Спустя четыре года Старцев стал известным в округе доктором, его практика уверенно росла. Он приобрел экипаж, заметно располнел, стал скучным, замкнутым человеком. Когда Туркины позвали его в гости, он никак не отреагировал на появление Екатерины. Девушка давала ему понять, что хотела бы возобновить их общение, однако Старцеву это было уже неинтересно.
Прошло ещё несколько лет. Теперь доктора уважительно величали Ионычем. Он ещё больше располнел, обрюзг, начал страдать одышкой. Изменилась не только внешность героя, но и его характер: он стал резким, раздражительным, часто срывался на пациентах. Любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней.
У Туркиных всё было по-прежнему, и только Екатерина заметно постарела. Каждую осень она уезжала с матерью в Крым, чтобы поправить слабое здоровье.
Вывод и своё мнение
В своём произведении автор показал, как любовь, вернее, её отсутствие пагубно влияет на человека. Без чистых, светлых, искренних чувств герои заметно деградируют: доктор превращается в скучного, раздражительного, меркантильного мещанина, а его возлюбленная увядает и хиреет на глазах.
Главная мысль
Шансы быть по-настоящему счастливым жизнь раздаёт весьма скупо, и не нужно их упускать.
2. Ф.Достоевский. Изображение трагедии «маленького человека».
И.Бунин "Солнечный удар" анализ.
Тема «маленького человека» — одна из главных тем в творчестве Ф. М. Достоевского. 45
Уже в первом романе «Бедные люди» писатель обращается к этой теме. Главный герой романа — Макар Девушкин — бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием.
Достоевский показывает «маленького человека» как личность более глубокую, чем Самсон Вырин у Пушкина. Глубина изображения достигается иными художественными средствами. Например, «Бедные люди» — роман в письмах, что позволяет писателю передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя.
Анализ произведения «Солнечный удар», следует начать с характеристики главных проблем. В рассказе отобразился мотив, очень распространённый как в мировой, так и в отечественной литературе. Тем не менее автор сумел раскрыть его оригинально, углубившись в психологию героев.
В центре произведения тема искренней, пылкой любви, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, разлуки влюблённых, внутреннего противоречия, вызванного несовместимостью чувств и обстоятельств. Проблематика произведения основана на психологизме. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – поручике и прекрасной незнакомке.
Начинается рассказ с описания обеда на палубе корабля. Именно в таких условиях познакомились молодые люди. Между ними сразу же пробежала искра. Мужчина предложил женщине сбежать от посторонних. Сойдя с корабля, они направились в гостиницу. Когда молодые люди остались наедине, пламя страсти сразу же охватило их тела и разум.
Время в гостинице пролетело незаметно. Утром поручик и прекрасная незнакомка вынуждены были расстаться, но сделать это оказалось очень сложно. Молодые люди раздумывают, что же с ними произошло. Они предполагают, что это был солнечный удар. В этих рассуждениях кроется смысл названия произведения. Солнечный удар в данном контексте – символ внезапного психического потрясения, любви, затмевающей разум.
Возлюбленная уговаривает поручика проводить её на палубу, но самому дождаться следующего рейса, а не ехать вместе. Здесь мужчина, кажется, снова поражается солнечным ударом, ведь позволяет себе поцеловать незнакомку при всех. Герой долго не может оправиться после разлуки. Его терзают мысли о том, что у его возлюбленной, скорее всего, есть семья, поэтому им не суждено быть вместе. Мужчина порывается написать возлюбленной, но потом понимает, что не знает её адреса. В таком мятежном состоянии герой проводит еще одну ночь, недавние события понемногу отдаляются от него. Тем не менее они не проходят бесследно: поручику кажется, что он постарел лет на десять.
В произведении автор реализовал идею о том, что настоящая любовь может прийти внезапно. Это чувство дарит миг счастья, за который приходится платить страданиями.
Композиция
Композиция произведения простая, но на некоторые особенности стоит обратить внимание. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Тем не менее начинается рассказ не экспозицией, а завязкой. Такой прием усиливает звучание идеи. Герои знакомятся друг с другом, а потом уже мы узнаем о них больше. Развитие событий – ночь в гостинице и утренняя беседа. Кульминация – сцена расставания поручика и незнакомки. Развязка – вспыхнувшая любовь понемногу забывается, но оставляет глубокий след в душе героя. Такое завершение предоставляет читателю возможность сделать определенные выводы.
Особенностью композиции произведения можно считать и обрамление: рассказ начинается и заканчивается сценой на палубе.
Жанр произведения И. Бунина «Солнечный удар» – рассказ, о чём свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, главную роль играет сюжетная линия влюбленных, главных героев всего два. Направление рассказа – реализм.
3 Образы детей и Петербурга в романе «Преступление и наказание».
А.Куприн. Идейное содержания повести «Алеся»
4.Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание».
Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник».
Жанровое определение произведения «Преступление и наказание» — роман. Но очень сложный, многослойный, многозадачный, поэтому в привычную систему произведение Ф.М. Достоевского не укладывается. Автор проникает в духовный мир героя, рисует множество оттенков его душевной организации, что позволяет назвать произведение психологическим романом.
А.П. Чехова «Крыжовник».
Разорившийся помещик Чимша-Гималайский умирает и оставляет двум сыновьям лишь родовое поместье. Вскоре и его отбирают для погашения долгов. В отличие от своего брата Ивана, Николай мечтает о собственном доме. Символом уюта и благополучия для него становятся кусты крыжовника, которые должны быть посажены возле усадьбы. Николай много и упорно работает, чтобы откладывать деньги на покупку имения. Он урезает себя во всём, даже в самых насущных потребностях. Как только подворачивается возможность, Николай женится по расчёту. Своей жёсткой экономией он быстро доводит супругу до могилы. Однако всё это не омрачает душевное состояние героя, который вскоре осуществляет свою мечту и приобретает усадьбу. Первым делом он высаживает кусты крыжовника и начинает вести жизнь помещика.
Спустя время Николая навещает Иван. Он замечает, что брат изменился в худшую сторону. Он заметно постарел,обрюзг, начал выражаться красивыми, но совершенно пустыми фразами. Николай прожил никчемную, серую жизнь, в которой не было никаких радостей и светлых моментов. Он не принёс никому пользы, не совершил добрых поступков. Впрочем, Николай старается об этом не думать: он наслаждается своей усадьбой и вареньем из крыжовника.
5. Страницы великой жизни. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Нравственно-психологическая эволюция главного героя, средства ее изображения.
Тема Родины в лирике Н.Гумилева. Наизусть одно стихотворение.
Трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» посвящена становлению характера человека в определённые периоды жизни. В книге автор демонстрирует, как меняются у человека ценности в разные периоды жизни. Взрослея, главный герой продолжает рассуждать над смыслом жизни, задаётся вопросами цели человеческого существования. 1
Главный герой трилогии — Николенька Иртеньев — это отнюдь не образец совершенства. Он так же, как все ошибается, запутывается в своих отношениях с близкими, друзьями и родными, очень часто делает неверный выбор. Но именно поэтому его история становления и взросления — это история искренней детской дружбы и любви, первого большого горя и первых неудач вступления во взрослую жизнь — интересна и нашим современникам.
Средства изображения нравственно-психологической эволюции главного героя:
Внутренний монолог. Описывая состояние своего героя в момент внутреннего разговора с собой, автор использует этот приём, чтобы показать изменение душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Сопоставление внутреннего и внешнего мира человека. Трилогия построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека. Главной целью писателя был анализ того, что же составляет сущность каждого человека.
Ветла чернела на вершине,
Грачи топорщились слегка,
В долине неба синей-синей
Паслись, как овцы, облака.
И ты с покорностью во взоре
Сказала: «Влюблена я в вас» —
Кругом трава была, как море,
Послеполуденный был час.
Я целовал посланья лета,
Тень трав на розовых щеках,
Благоуханный праздник света
На бронзовых твоих кудрях.
И ты казалась мне желанной,
Как небывалая страна,
Какой-то край обетованный
Восторгов, песен и вина.
6. Роман «Анна Каренина». Социально-психологическая сущность трагедии Анны
Судьба интеллигенции – основная тема творчества Чехова. Поэтика рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»
Трагическую судьбу героини определяет несколько факторов. Так, Карениной было очень сложно сделать выбор между материнским долгом и страстью. Сын оказался важной частью жизни Анны, поэтому она не могла отказаться от него. Ее положение в обществе было непрочным, ведь она не могла узаконить свою любовь. Даже дети от Вронского по закону принадлежали бы мужу Анны. Кроме того, нужно сказать о ненависти матери Алексея в потенциальной невестке и ее намерении разлучить пару любой ценой. Огромную роль в трагической судьбе Анны сыграло также то, что люди её презирали. Все эти аспекты привели к трагической развязке.
Можно заметить, что Лев Николаевич не осуждал и не оправдывал свою героиню. Писатель страдал вместе с Анной. Героиня вдруг осознала, что потеряла смысл жизни, и прыгнула под поезд. При этом гибель Карениной вызвала ещё несколько трагедий. Так, Вронский всю свою оставшуюся жизнь будет винить себя в смерти Анны, сын героини никогда не узнает, что такое материнская ласка. К тому же когда дочь Анны и Вронского будет расти без матери и отца. Таким образом, Лев Толстой наглядно отобразил пороки, присущие обществу того времени. Безусловно, главная героиня проявила честность, когда бросила мужа, рассказав всю правду. Однако общество все равно отвернулось от Анны, оставив её одинокой.
Чтобы произвести анализ произведения «Человек в футляре», необходимо выявить проблематику рассказа. Одной из главных проблем, описанных автором, является социопатия. Человек полностью отгораживает себя от окружающего общества, стараясь спрятаться от возможных выпадов жизни, различных непредвиденных ситуаций, могущих повредить размеренному течению его жизни.
Одной из главных тем является обособленность человека. Таким закрытым от общества человеком показан главный герой рассказа. Он прячет от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой чехол или футлярчик, он прячет свои чувства, стараясь и всего себя укрыть от человеческих глаз. Беликов боится любого проявления чего-либо неординарного, выходящего, по его мнению, из рамок дозволенного.
Страшно равнодушие Беликова к жизни. Это человек, полностью ушедший в себя. Ему глубоко чуждо стремление людей к чему-то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен уходить от общения с себе подобными, но понимает однобоко. Суть его общения заключается в том, что он посещает своих коллег, молча сидит некоторое время и уходит.
В отношении любви он ведет себя так же. Варенька, кандидатка в его супруги, неотлучно находящаяся при своём брате и мечтающая о собственной личной жизни, пытается разжечь в потенциальном избраннике хотя бы какие-то чувства. Все ее стремления и попытки оказываются напрасными: Беликов не способен на проявление чувств, он бежит от общения с Варенькой. Последней каплей, поставившей точку на этих так и не начатых отношениях, явилась езда Вареньки на велосипеде. Для Беликова такое поведение девушки – край неприличия. Он пошёл к брату Вари, чтобы указать тому, что такое поведение недопустимо. Грубый и прямодушный отпор Коваленко привел Беликова в состояние ступора. Он слег в постель и через месяц умер.
Так закончилась никчёмная жизнь, смысл которой герой рассказа так и не нашёл и не понял. Только в гробу выражение его лица приобрело черты, присущие нормальному человеку. Лишь после смерти замкнутые и напряжённые мышцы лица расслабились и на нем застыла улыбка. Но и это говорило лишь о том, что наконец-то он смог достичь идеала, он лежит в том футляре, в который никто и никогда не посмеет вторгнуться.
7. «Война и мир»Л.Толстого. Проблема жанра. Особенности композиции.
Марина Цветаева.«Верность России и прославлении человека, убийственная ирония и страстная любовь»
Жанр романа
Сам Л.Н.Толстой не давал точного названия жанра роману «Война и мир». На самом деле в романе отразились исторические события, психологические процессы, социально-нравственные проблемы, подняты философские вопросы, герои проживают семейно-бытовые отношения. Роман вмещает в себя все стороны человеческой жизни, раскрывает характеры, показывает судьбы. Роман-эпопея – именно такой жанр был дан произведению Толстого. Это первый роман-эпопея в русской литературе. Поистине Л.Н.Толстой создал великое произведение, которое прошло испытание временем. Его будут читать во все времена.
Особенности романа
Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.
Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.
Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях. Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира».
Родина:
О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»
Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!
Моим стихам, написанным так рано...
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
8. Система жанров. Основные темы, идеи, их развитие в творчестве Л.Толстого.
Н.Гумилев. Сборник «Путь конквистатодоров». Романтические идеалы и реалистические образы.
В творчестве Л. Н. Толстого можно выделить следующие жанры:
Рассказы. Например, «Кавказский пленник», «После бала», «Два гусара», «Ильяс», «Два старика», «Разговор с прохожим».
Повести. Например, «Детство», «Отрочество», «Юность», «Утро помещика», «Смерть Ивана Ильича», «Записки сумасшедшего», «Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната», «Казаки».
Пьесы. Например, «Живой труп», «Нигилист».
Романы. Например, «Анна Каренина», «Воскресение», роман-эпопея «Война и мир».
Основные темы творчества Л. Н. Толстого:
противоборство «естественного» и «искусственного» в человеке;
способность личности к нравственному росту.
Идеи творчества Л. Н. Толстого выражены в его морально-философских трактатах: «Так что же нам делать?», «В чём моя вера?». Также писатель подготовил собственный перевод Евангелия, писал публицистические статьи.
9. Особенности стиля А.П. Чехова- прозаика и драматурга. Тема человеческого «футляра» в «маленькой трилогии». " Человек в футляре"
«Моим стихам… настанет свой черед». Сложная судьба Марины Цветаевой.
Особенности стиля А. П. Чехова-прозаика и драматурга:
Смысловая концентрация в пределах небольшого произведения. Рассказы обрисовывают простые жизненные ситуации и судьбы героев с иронией и одновременно достоверностью. 1
Сочетание тончайшей эмоциональности и сурового равнодушия, лирики и ораторской декламации, романтических и реалистических приёмов. 1
Важность художественных деталей, которые соединяются в яркую реалистичную картину. 1
Использование простых синтаксических форм, а оригинальные метафоры и сравнения заставляют читателя посмотреть под другим углом на предмет или проблему.
Тема человеческого «футляра» в «маленькой трилогии» А. П. Чехова:
Футлярност