Как на свете жить 4 сынып

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Как на свете жить 4 сынып

Материал туралы қысқаша түсінік
орыс тілі мамандарына арналған сабақ жоспары
Материалдың қысқаша нұсқасы

4 казахский класс Русский язык

Тема: Как на свете жить.

Цель: знакомство с содержанием текста «Как на свете жить» В. Сухомлинского; закреплять навыки чтения, учить разграничивать структурные части текста, пересказыва­нию, закреплять употребление предлогов в устной и пись­менной речи, воспитывать чуткое, внимательное отноше­ние друг к другу и окружающим.

Оборудование: плакат «Запомните!» на с. 71, раздаточные дидактичские карточки

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I этап. Организационный момент.

Приветствие. Организация внимания учащихся.

Распределительный диктант с самопроверкой.

Работа над связным текстом – заданное на дом.

Словарная работа (семантизация слов и выражений,данных в постатейном словаре: фонетическое упражнение О (с. 70)

Вступительное слово учителя об авторе.

Пересказ текста учащимися содержания текста. Работа над текстом. Формулировка ответов на вопросы к тексту.

Вывод – самостоятельно формулируют - Как хорошо, что у девочки отец выздоровел!!!

II этап. Сколько учеников – столько мнений! Такое встречается и в грамматике – сегодня пройдем грамматическую тему «Антонимы»

 Послушайте стихотворение:

Слова-неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой шепчет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

Найдите слова с противоположным значением.

Это антонимы (анти – против, онима – имя).

Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.Дети находят антонимы в тексте, определяют их значение.

1. Объяснение новой темы.

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный). Антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д.

При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.

Итак, что же такое антонимы?

Делается вывод.

(Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».

(Посмотрим теперь, как учебник даёт определение антонимов Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

6.Закрепление знания

  1. Игра «Наоборот»

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял - нашёл).

3. Решение грамматических задач.

1.Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье – неученье; свет-тьма)

2. Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

3. Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … .

(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

7.Физкульт-минутка «Две сестрицы – две руки»

9.Контроль усвоения материала

1.Игра “Отгадай, что я”.

Я антоним к слову зной, 
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь… (тишина).

А теперь покажите, как вы усвоили эту грамматическую тему – выполните индивидуальные задания по этой теме.

Самостоятельная работа – с карточка и

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Домашнее задание

V этап. Этап информации о домашнем задании.
Упр. 1, с. 69-70.































Приложение к уроку

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг - …………..

Теплый день - …………

Хорошее начало - ……….

Полезный труд - ………….

Утренний уход - …………..

Последнее поражение - …………


К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

близкий

злой

честь

холодный

редкий

незнакомый

правдивый

новый

узкий

молчать

активный



дальний

говорить

ложный

густой

старый

бесчестье

горячий

широкий

Добрый

Пассивный

известный


Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг - …………..

Теплый день - …………

Хорошее начало - ……….

Полезный труд - ………….

Утренний уход - …………..

Последнее поражение - …………


подберите антонимы

близкий

злой

честь

холодный

редкий

незнакомый

правдивый

новый

узкий

молчать

активный



дальний

говорить

ложный

густой

старый

бесчестье

горячий

широкий

Добрый

Пассивный

известный


Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг - …………..

Теплый день - …………

Хорошее начало - ……….

Полезный труд - ………….

Утренний уход - …………..

Последнее поражение - …………


подберите антонимы

близкий

злой

честь

холодный

редкий

незнакомый

правдивый

новый

узкий

молчать

активный

дальний

говорить

ложный

густой

старый

бесчестье

горячий

широкий

Добрый

Пассивный известный



1)      Подберите антонимы к данным словам.

Тьма - _______ , вверх -  _________, холодный - ___________, помогать__________.

2)     Продолжите  начатые  предложения  антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________. 

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает  ______________ .(


3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________,  лёгкая  задача -_________, лёгкий  мороз -  ___________,          мелкий  почерк-__________, мелкое  озеро-___________

4)  Найди     в словаре       антонимы     к  словам .

Успех-_____________,  родина-______________ ,   активный-____________.


Прочитайте. Впишите в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову.

В книге есть вопросы и ____________________.

Кто хочет много знать, тому надо ______________ спать.

Живут в соседстве __________________ и радость.

Лучше горькая _________________ , чем красивая ложь.


Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь.
Добро-_____________ , сила-___________ , лето ________ 
мир ______________ , молодость ____________________ 
Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.
На какие вопросы отвечают слова? Что обозначают?

Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь.
хороший -_____________ , толстый -_________________, 
весёлый ______________, близкий __________________,
большой ____________________ .
Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий. 
На какие вопросы отвечают слова? Что обозначают?

Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь.
работать -__________________, любить -_________________ ,
смеяться __________________ , расцветать ______________ ,
приходить ____________________ .
Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать.






Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
20.12.2018
686
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі