Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Календарный план ЗПР на познавательные процессы
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Пояснительная записка
Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.
Цель коррекционной работы: коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии; работа над развитием психофизиологических функций; диагностика успеваемости развития ребенка с ЗПР.
ЗАДАЧИ:
o развитие познавательной активности учащихся,
o формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные
признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти,
мышления, речи, воображения;
o формирование обще интеллектуальных умений: приёмов анализа,
сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
o формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
o совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
o обогащение словарного запаса на основе использования
соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве
с обогащением знаний и представлений об окружающей
действительности;
Продолжительность одного занятия 35 минут. Частота занятий -2 раза в неделю.
ЛИТЕРАТУРА.
Авторы: Шерьязданова Х.Т. Ермекбаева Л.К. Алматы .2006 г Коррекционная тренинг-программа по устранению трудностей в обучении детей младшего школьного возраста.
Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003
Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
Календарно-тематический план курса
«Коррекционные занятия на познавательные
деятельности»
Еричева Елизавета ученица 1-го класса
№п\п |
№ урока |
Название раздела, тематика занятий |
Коли-чест-во |
Форма проведения |
Информационное обеспечение |
Дата проведения |
1 |
1 раздел |
|
7 ч |
|
|
|
2 |
1 |
Занятие 1. «Встреча» |
1 |
Игры, упражнение, рисование , лепка |
Раздаточный материал , цветные бумаги, карандаши, овощи, пластилин |
02.09.2013 |
3 |
2 |
Занятие 2. «Лисица» |
1 |
Упражнение, игры, пальчиковые упражнения, |
Карточки «рябина» |
05.09.2013 |
4 |
3 |
Занятие 3. «Мишка» |
1 |
Упражнение, игры, |
Разрезанные картинки, картинки на листе бумаги |
09.09.2013 |
5 |
4 |
Занятие 4. «Белка» |
1 |
Игры , упражнения, практическая работа |
Нарисованные картинки, пластилин |
12.09.2013 |
6 |
5 |
Занятие 5. «Воробышек» |
1 |
Упражнение, зрительная гимнастика , пальчиковые гимнастики, практическая работа |
Разрезанные картинки «Подсолнух», предметы разных геометрических фигур карточки с картинками, карандаши, пластилин, шишки |
16.09.2013 |
7 |
6 |
Занятие 6. «Ежик» |
1 |
Дыхательное упражнение, игры, пальчиковые гимнастика, практическая работа «Ежик» |
Вырезанные картинки «Яблони», разрезанные картинки «Яблоки, карандаши, картинка с изображениями для разных времен года.» |
19.09.2013 |
№п\п |
№ урока |
Название раздела, тематика занятий |
Коли-чест-во |
Форма проведения |
Информационное обеспечение |
Дата проведения |
8 |
7 |
Занятие 7. Дыхательные упражнение |
1 |
Дыхательные упражнения, упражнения |
Загадки о животных, разрезанные картинки с изображениями «Осень, еж», краски, листы , бумаги |
23.09.2013 |
9 |
2 раздел |
2.Цикл занятий покоррекций восприятия, мышления, внимания, мелкой моторики рук |
8 ч |
|
. |
|
10 |
8 |
Занятие 1. «Знакомство» |
1 |
Упражнение , релаксация , настрой, игра |
Картинки с контурными изображениями, соедини точки, краски , картинки |
26.09.2013 |
11 |
9 |
Занятие 2. « В гостях у Солнечного зайчика» |
1 |
упражнения |
Карточки «постройка дома, картинки» |
03.10.2013 |
12 |
10 |
Занятие 3. «Расскажем солнечному зайке о жизни людей» |
1 |
Игры, упражнения |
Картинки, релаксационное музыка, карточки |
07.10.2013 |
13 |
11 |
Занятие 4. «Прогулка с солнечным зайцем» |
1 |
Упражнения, игры |
Картинки, цветные карандаши, кисти |
10.10.2013 |
14 |
12 |
Занятие 5. «День рождения зайца» |
1 |
Игры, упражнения |
Картинки, игрушка, краски |
14.10.2013 |
15 |
13 |
Занятие 6. «Солнечный зайчик» его любимые занятия. |
1 |
Упражнения, игры |
Картинки, краски, карточки |
17.10.2013 |
16 |
14 |
Занятие 7. «Мы с зайчиком друзья» |
1 |
Упражнения намелкой моторики рук, игры |
Картинки «Соедини по точке», цветные карандаши |
21.10.2013 |
17 |
15 |
Занятие 8. «Прощание с друзьями» |
1 |
упражнения |
Цветная бумага , клей, ножницы, Листы А4 |
24.10.2013 |
18 |
3 раздел |
Цикл занятий по коррекции когнитивных процессов |
35 ч |
|
|
|
№п\п |
№ урока |
Название раздела, тематика занятий |
Коли-чест-во |
Форма проведения |
Информационное обеспечение |
Дата проведения |
19 |
16 |
Занятие 1. «Времена года .Осень» |
1 |
Дыхательные упражнения, упражнения |
Картинки |
28.10.2013 |
20 |
17 |
Занятие 2. «Времена года. Зима» |
1 |
Упражнение |
Картинки «Собери картинки из частей,», «Соедини точки» |
31.10.2013 |
21 |
18 |
Занятие 3. Растения |
1 |
Дыхательные упражнения, игра |
Картинки «Подумай и дорисуй», «Собери картинки из частей» |
14.11.2013 |
22 |
19 |
Занятие 4. Занятия людей |
1 |
Игра, упражнение, |
Картинка «Дорисуй», «Расставь картинки по порядку и составь рассказ» |
18.11.2013 |
23 |
20 |
Занятие 5. «Животные» |
1 |
Упражнение |
Картинки «Соедини точки», «Расставь картинки по порядку » |
21.10.2013 |
24 |
21 |
Занятие 6. «Школа» |
1 |
Дыхательное упражнение |
Картинка «Найди и обведи букву» |
25.11.2013 |
25 |
22 |
Занятие 7. «В гостях у сказки» |
1 |
Упражнения |
Картинка «Дорисуй сказочного героя» |
28.11.2013 |
26 |
23 |
Занятие 8. «Путешествие» |
1 |
Дыхательное упражнения |
Картинка «Соедини точки», «Сосчитай фигуры» |
02.12.2013 |
27 |
24 |
Занятие 9. «Зимние забавы» |
1 |
Дыхательное упражнение, игры, гимнастика для кисти рук |
картинки |
05.12.2013 |
№п\п |
№ урока |
Название раздела, тематика занятий |
Коли-чест-во |
Форма проведения |
Информационное обеспечение |
Дата проведения |
28 |
25 |
Занятие 10.Зимний праздник |
1 |
Упражнение, гимнастика для рук, сказкотерапия |
карандаши |
09.12.2013 |
29 |
26 |
Занятие 11. Мальчик и его занятия |
1 |
Упражнения, дыхательные упражнения |
картинки |
12.12.2013 |
30 |
27 |
Занятие 12. В саду |
1 |
Упражнение, релаксационные упражнение |
Рисунки (фрукты) |
16.12.2013-(18.12.2013) |
31 |
28 |
Занятие 13. Транспорт |
1 |
Дыхательные упражнение |
картинки |
19.12.2013 |
32 |
29 |
Занятие 14. Дикие животные |
1 |
Упражнение, дыхательное упражнение |
Картинки с изображениями «Животных» |
23.12.2013 |
33 |
30 |
Занятие 15. Домашние животные |
1 |
Упражнение, дыхательное упражнение |
Картинки, раздаточный материал |
26.12.2013 |
34 |
31 |
Занятие 16. На кухне |
1 |
Упражнение |
Рисунки с изображениями «продукты» |
09.01.2014 |
35 |
32 |
Занятие 17. На огороде |
1 |
Дыхательные упражнения, игра, упражнение |
Рисунки « с изображениями овощи» |
13.01.2014 |
36 |
33 |
Занятие 18. Девочка и ее занятия |
1 |
Упражнение, дыхательное упражнение, составить рассказ |
Рисунки с изображениями девочки |
16.01.2014 |
37 |
34 |
Занятие 19. Продукты питания |
1 |
Упражнение, дыхательное упражнение |
Рисунки «Продукты питания» картинки «Разукрась» |
20.01.2014 |
38 |
35 |
Занятие 20. Профессии |
1 |
Упражнение, дыхательное упражнение |
Рисунки с изображениями «Профессии» |
23.01.2014 |
39 |
36 |
Занятие 21. Семья |
1 |
Упражнения , рассказ по картинке |
рисунки |
27.01.2014 |
№п\п |
№ урока |
Название раздела, тематика занятий |
Коли-чест-во |
Форма проведения |
Информационное обеспечение |
Дата проведения |
40 |
37 |
Занятие 22.. В лесу |
1 |
Профилактика нарушения зрения, упр, составить рассказ |
Картинки с изображениями |
|
41 |
38 |
Занятие 23. В цирке |
1 |
Составить рассказ, упражнения |
Составить рассказ по картинке , разукрасить рассказ |
|
42 |
39 |
Занятие 24. На рыбалке |
1 |
Графическое упражнение, расставить фрагменты и восстановить историю |
Раздаточный материал |
|
43 |
40 |
Занятие 25. Воздушный транспорт |
1 |
Упражнения, составить предложения из букв |
Разд. Материал, карточка |
|
44 |
44 |
Занятие 26. Водный транспорт |
1 |
Упражнения , дыхательное упражнения |
Рисунки |
|
45 |
45-46 |
Занятие 27-28. Времена года. Лето |
2 |
Профилактика зрения, упражнения, упр на мелкую моторику рук |
Картинки «Соединить точки» |
|
46 |
47 |
Занятие 29. Времена года. Весна |
1 |
Дыхательное упражнение, профилактика, упражнения |
Картинки «Составить предложения, составить целое из частей» |
|
47 |
48 |
Занятие 30. В школе |
1 |
Профилактика зрения, дыхательное упражнения, упражнения |
Задание на картинке |
|
48 |
49-50 |
Занятие 31-32. Человек и его занятия |
2 |
Упражнения, составить рассказ, |
Картинки «Собери урожай» |
|
49 |
51 |
Занятие 33.Животные |
1 |
Упражнения , упражнение на мелкую моторику рук |
Карточка «Собери части», дорисовать , составить слово |
|
50 |
52 |
Занятие 34. Детские игры, забавы |
1 |
Упражнения , составить рассказ по картинке |
Картинка «Дорисуй половину» |
|
51 |
53 |
Занятие 35. Путешествия |
1 |
Упражнения, дыхательные упражнения |
картинки |
|
52 |
4 |
Цикл занятий покоррекций психомоторики и сенсорных процессов |
16 часов |
|
|
|
53 |
54 |
Занятие 1..Путешествие с Айболитом |
1 |
Упражнения , дыхательное упражнения |
Карандаши |
|
54 |
55 |
Занятие 2.Тренинг мышечного расслабления |
1 |
Упражнения |
Цветные карандаши |
|
55 |
56 |
Занятие 3. «Гномики на стадионе». Быстрота и точность, одновременность движении |
1 |
Игры , упражнения |
Картинки |
|
56 |
57 |
Занятие 4. «Отдых гномиков». Пластичность и ловкость движений |
1 |
Упражнения |
Картинки с изображениями |
|
57 |
58 |
Занятие 5 «Гномики артисты цирка» |
1 |
Упражнение. Физмин. Пальчиковые гимнастика, |
Работа в тетради |
|
58 |
59 |
Занятие 6. Тренинг ощущении. |
1 |
Упражнение |
|
|
59 |
60 |
Занятие 7-8.Радость, грусть, злость, страх, счастье, жалость. Диагностика эмоций. |
2 |
Упр, физкультминутка |
Пиктограмма «Радость» и т.д. |
|
60 |
61 |
Занятие 9. «В гостях у Медвежат». Диагностика восприятия |
1 |
Игра, упр, гимнастика |
картинки |
|
61 |
62 |
Занятие 10. «Здравствуйте» диагностическоезанятие. |
1 |
игра, глазовые упражнения, физкультминутка |
Картинки с изображениями |
|
№п\п |
№ урока |
Название раздела, тематика занятий |
Коли-чест-во |
Форма проведения |
Информационное обеспечение |
Дата проведения |
62 |
63 |
Занятие 11. Спортивные приключения гномов. Координация, пластичность и ловкость движении |
1 |
Упражнения |
Карандаши |
|
63 |
64 |
Занятие 12. Дождевые червячки. Диагностика мимики, общения без слов |
1 |
Дыхательное упражнение, пальчиковые гимнастика, физкультминутка |
Работа в тетради |
|
64 |
65 |
Занятие 13.Большое кругосветное путешествие |
1 |
Игра, упражнения, графический диктант |
Карандаши |
|
65 |
66 |
Занятие 14.Мелкая моторика. Графомоторная методика «Я и моя семья» |
1 |
Упражнения, дыхательное упражнение , упражнения для мелкой моторики рук, физкультминутка |
Цветные карандаши |
|
14