Доклад на
тему
«О состоянии
работы по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних в
КГУ «Лозовская СОШ»
(обобщение опыта)
Заместитель директора по воспитательной работе
Масакова М.С.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних
является одним из важнейших направлений воспитательной работы
школы.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс
сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Является одним
из важнейших направлений воспитательной работы
школы.
Цель которого - создание условий для формирования
у обучающихся норм нравственного поведения.
Задачи:
-отслеживание, предупреждение и анализ нарушения
учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения
обучающихся;
-оказание психолого-педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в учебной деятельности и
поведении;
-выявление несовершеннолетних, семей, находящихся
в социально-опасном положении, трудной жизненной
ситуации;
-оказание помощи родителям несовершеннолетних в
вопросах воспитания и обучения;
-проведение мероприятий по реализации программ и
методик, направленных на формирование нравственного поведения
несовершеннолетних и их родителей.
Решение этих задач происходит на разных
уровнях:
-Индивидуальные беседы с
учащимися;
-Беседы с родителями;
-Психологические занятия;
-Классные часы;
-Родительские собрания;
-Профилактическая работа с приглашением
инспектора ОДН;
-Приглашение на Совет
профилактики;
-Наблюдения в урочное и внеурочное
время.
В
работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних вовлечен
весь коллектив. Классный руководитель осуществляет систематический
контроль посещений занятий, организует досуг детей через различные
мероприятия, своевременно «обнаруживает» отклонения в поведении
ребенка и их причины, принимает меры по их устранению, проводит
консультирование родителей по вопросам воспитания и
обучения.
Вопросы профилактики правонарушений
рассматриваются на совещаниях при администрации, заседаниях МО
классных руководителей, Совете по профилактике , родительских
собраниях.
Обычно дети попадают в «группу риска» в
результате неправильного семейного воспитания: плохие, порой
враждебные, взаимоотношения в семьях; разводы родителей,
манипулирование детьми, перебрасывание ребёнка из одной семейной
ситуации в другую; ненадлежащие, порой невыносимые условия для
проживания (в семьях ведётся аморальный образ жизни: зависимость от
алкоголя, пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т.п.) в
микрорайоне школы таких семей нет.
Поэтому при работе с ребёнком, находящимся в
«группе риска»,
в
первую очередь следует обратить внимание на особенности семейной
ситуации. Работа с семьёй такого ребёнка зачастую оказывается самым
важным и эффективным средством для получения положительных
результатов в работе с самим ребёнком.
Алгоритм работы с неблагополучной
семьей:
- изучение семьи, их проблем;
- первичное обследование жилищных условий
неблагополучной семьи;
- знакомство с членами семьи, её окружением,
беседа с детьми, оценка их условий жизни
- изучение причин неблагополучия семьи, её
особенностей, её целей;
- составление карты семьи;
- координационная деятельность со всеми
заинтересованными организациями (школа, КДН, ОВД, попечительский
совет, сельский акимат);
- составление программы работы с неблагополучной
семьёй;
- текущие и контрольные посещения семьи (справки
посещения семьи);
-выводы о результатах работы с неблагополучной
семьёй.
Важным звеном в профилактической деятельности
школы выступает Совет профилактики, где ведется работа с
несовершеннолетними обучающимися, а также работа с педагогами и
родителями школы.
Немаловажной частью профилактической работы
является обеспечение занятости обучающих. В школе организованы
кружки,секции,факультативные курсы. Наши ребята занимаются также в
ДЮСШ. В целом, охват дополнительным образованием составляет 96,3%.
Особое внимание уделяется обучающимся, состоящие в «группе
риска». Учащихся, состоящих на учете в ВШК и ОДН
нет.
В
течении учебного года для учащихся проводятся единые классные
часы,тренинги, диалоговые площадки, дискуссии,круглые столы на
разные темы: «Агрессия и жестокость в детском мире», «Жить по
правилам – осознанный выбор», «Что такое «хорошо», что такое
«плохо», «Подросток и закон», «Как возникают правовые отношения»,
«Дела красят человека» и др.
Проводятся и другие мероприятия по профилактике
правонарушений и других негативных явлений в среде
несовершеннолетних: месячник правовых знаний, месячник гражданской
защиты, месячник ПДД, месячник безопасности детей, месячник
здорового образа жизни.
Классными руководителями, психологами,
учителями-предметниками, администрацией школы систематически
ведется наблюдение за успеваемостью, посещаемостью уроков,
поведением подростков. Также очень много внимания педагоги уделяют
основам формирования здорового образа жизни.
Профилактическая работа с учащимися -
процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени.
Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных
результатов. Но, как говорят, дорогу осилит идущий. Ведь
именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков
и правильно организованная психолого- педагогическая помощь могут
сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка,
которая приводит к правонарушениям,а порой и
преступлениям.
Нельзя делить детей на плохих и
хороших!!!!!!
Необходимо создать атмосферу успеха, помочь
ребенку поверить в свои силы.
Спасибо за внимание!