Материалдар / "Казахские национальные игры"

"Казахские национальные игры"

Материал туралы қысқаша түсінік
Казахские национальные игры В своей педагогической деятельности И.Алтынсарин часто использовал сказки, пословицы, поговорки, загадки и игры. По мнению автора, применение народного творчества в учебно-воспитательном процессе поможет детям уважать традиции и обычаи предков. Одним из важнейших элементов культуры казахского народа являются национальные игры, как историческое наследие, закрепленное вековым опытом и жизнью многих людей. Характерной чертой казахских национальных игр является присутствие возможностей для развития у детей сообразительности, быстроты мышления, обогащения воображения и творческого самовыражения ребенка. Казахскую национальную игру можно рассматривать как средство умственного развития детей младшего школьного возраста. В содержании национальных игр казахского народа заключен познавательный материал, в достаточной степени расширяющий кругозор ребенка, уточняющий его представления о мире, стране, родном народе. Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады





"Казахские национальные игры"











Подготовили: учитель физической культуры Ибрашев.К.Р.





Уральск-2023г





Казахские национальные игры

В своей педагогической деятельности И.Алтынсарин часто использовал сказки, пословицы, поговорки, загадки и игры. По мнению автора, применение народного творчества в учебно-воспитательном процессе поможет детям уважать традиции и обычаи предков. Одним из важнейших элементов культуры казахского народа являются национальные игры, как историческое наследие, закрепленное вековым опытом и жизнью многих людей. Характерной чертой казахских национальных игр является присутствие возможностей для развития у детей сообразительности, быстроты мышления, обогащения воображения и творческого самовыражения ребенка. Казахскую национальную игру можно рассматривать как средство умственного развития детей младшего школьного возраста. В содержании национальных игр казахского народа заключен познавательный материал, в достаточной степени расширяющий кругозор ребенка, уточняющий его представления о мире, стране, родном народе.

Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.

Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.

Военно-спортивные игры выполняли широкую, универсальную функцию, связанную, как с походным бытом – обучая набегам, войнам, столкновениям, так и с чисто хозяйственной деятельностью народа. Яркими представителями таких игр были сайыс, аударыспак, жамбы ату, алтын кабак, скачки, курес и др.

В условия борьбы за независимость и суровой кочевой жизни у казахского народа сложилась самобытная система физического воспитания. В базе ее лежали национальные виды спорта и подвижные игры.

Состязательный характер способствовал развитию у молодёжи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и остальных свойств, нужных кочевнику-шаруа и войну-сарбазу.

В особенности большой популярностью воспользовались конноспортивные игры. Конь составлял подвижную базу кочевого хозяйства и являлся олицетворением красы, чистоты и скорости. В конноспортивных играх он, совместно с всадником-джигитом, участвовал в активном двигательном процессе.

Цель мероприятия:

-формирование интереса к казахским нацио­нальным спортивным играм;

-воспитание уважения к традиционной казахской культуре;

-помочь детям оценить культурные ценности ка­захского народа, передаваемые из поколения к поко­лению;

-познакомить детей с давно забытыми казахскими национальными играми.

Участники: две команды по 10 человек.

Состязания:

Қазақша күрес — борьба по-казахски

Жамбы ату – стрельба по мишени

Асыки — игра в косточки

Орамал — платочный узелок

Қыз куу — догони девушку

Тиынды көтер — подними монету

Тартысу — перетягивание

Қамажай – танец девушек

Ход мероприятия:

Ведущий  1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы приветствуем вас нвнешкольного мероприятие организовано в рамках реализации программы Президента «Рухани жангыру» с целю возрождения национальной самобытности казахского народаа  

Ведущий 2: Щедро одаривая теплом, добром и свет­лыми надеждами к нам вновь пришел праздник об­новления Наурыз. Великий день пробуждения земли, который зовет нас расстаться с раздорами и делиться дастарханом. Казахский народ очень гостеприимный. Будь это гость или просто путник, хозяева обязатель­но угощают его горячим чаем или кумысом. Сегодня все присутствующие на этом празднике наши гости. Наши команды в честь этого прекрасного праздника приготовили свои угощения для членов жюри и присутствующих в этом зале. Команды угощают всех баурсаками и сладостями.

Ведущий  1: Культура казахского народа богата своими обыча­ями и традициями. Как сокровищницу жизни переда­ют их от поколения к поколению. И сегодня мы с вами станем свидетелями прекрасных состязаний, которым уже много-много лет. А вернее поближе познакомимся с казахскими национальными спортив­ными играми. Казахские национальные игры всегда были подвижны и темпераментны – это тот же спорт. Казах – сын солнечных степей, большую часть вре­мени проводил в седле. Огромные просторы наших степей давали возможность новым скачкам. Острота и зоркость глаза всегда считались достоинством каза­хов. Любые праздники, свадьбы заканчивались игра­ми и соревнованиями.

Ведущий 2: Қазақша курес – спортивная борьба ка­захов, имеющая древнее происхождение. Проводилось на всех традиционных торжествах. В борьбе по-казах­ски не существовало ограничений в возрасте и весе. Боролись все, кто желает, даже отец с сыном. О борцах-палуанах складывались песни. Наряду с батыра­ми, особенно почитались в народе силачи — Хаджи-мукан, Балуан Шолак, Битабар. В Наурыз обязатель­но приглашались борцы. Специально стелили ковер. На ковер выходили балуаны, босые, в длинных чапанах, 2-3 раза перевязанных поясом. Победителем мо­жет быть только один. Это – одна из популярных игр казахов. Сейчас мы проведем такое состязание между нашими аулами. Приглашаем на ковер двух балуанов. Девочки в состязании не участвуют. Состязание ” Қазақша курес ”

По окончании состязания члены жюри оценива­ют соревнование борцов.

Ведущий  1: Стрельба из лука – одна из самых люби­мых казахских спортивных забав. Меткий стрелок все­гда ценился в народе наряду с сильными и ловкими борцами. Стрелять из лука начинали в раннем дет­стве, но к соревнованиям допускались только взрос­лые стрелки. Состязания лучников были пешие и кон­ные. Суть состязания: каждой команде дается лук с шестью стрелами (по количеству игроков). У каждого члена команды одна попытка. На расстоянии 5-7 м. висят два воздушных шара, внутри которых лежат монеты. Задача команд – попасть в шар и дружно всей командой собрать разбросавшиеся монеты.

Состязание “Жамбы ату ”

Ведущий 2: У казахов было много игр на меткость. Одна из таких любимых – это игра “Асыки”. В асыки (альчики) играют только мальчики. Основная цель – выиграть побольше асыков. Асыки- это раскрашен­ные овечьи и надкопытные бабки. Суть: оба аула вы­страиваются друг за другом. У каждого в руке по од­ному асыку. Впереди каждой команды выстроены в ряд 10 асыков, расстояние между ними 10см. Задача – сбить впереди стоящие асыки. Выигрывает тот аул, который сбил большее количество.

Состязание “Асыктар” (“Альчики”)

Ведущий 1: У казахов были игры с платком, кото­рым перевязывались чабаны на поясе у мужчин. Эта состязание было одним из любимых среди мужчин. Сейчас наши аулы тоже будут соревноваться в таком состязании. Суть: выходят по одному человеку с каж­дого аула. Между ними посередине ложится платок, концы которого завязаны в крепкие узелки. Каждый игрок стоит на расстоянии 5 м. от платка. Задача каж­дого: первым схватить платок, догнать соперника и нанести удар узелком платка по спине (тот игрок, ко­торый не успел взять первым платок, убегает от свое­го соперника). В состязании участвуют все члены ко­манд по очередности.

Состязание “Орамал” (Платочный узелок)

Ведущий  2:  Сейчас мы проведем состязание «Тиынды көтер» — подними монету. Суть такова: раньше сидя на лошади нужно было собрать монеты с земли. Так как у нас нет лошадей, мы проведем состязание иначе. Нам понадобятся два тонких шерстяных одея­ла для команд. Четыре члена команды держат за че­тыре конца одеяло, на который посередине ложится один игрок. Задача – лежащему игроку нужно собрать рассыпанные тиыны на весу, т.е. игроки таскают ле­жачего игрока, а тем временем игрок собирает тиы­ны. На все дается 15 секунд. Какой аул собрал боль­ше, тот и победитель.

Состязание “Тиынды көтер ” (“Подними монету”)

Ведущий 1: У казахов были разнообразные игры. Были игры, в которых они использовали предметы быта. На­пример, октау (скалка) – предмет для катания теста. Именно с этим предметом быта казахи состязались в перетягивании. Игра очень похожа на перетягивание канатов. Но там состязание командное, а в данном случае соревнование проводится между двумя члена­ми команд. Каждый участник берется за край скалки и по свистку тянет ее в свою сторону. В состязании участвуют все члены команд.

Состязание “Тартысу” — перетягивание

Ведущий 2: Казах без коня — не казах. Конь для ка­заха ~ основное богатство. Он мог обходиться без коровы, без верблюдов, без другого скота, но без ло­шади — никогда. Самых бедных в народе называли ‘”однолошадниками”. Издавна проводились состяза­ния в оседлании коней, в которых участвовали и жен­щины. Праздник “Наурыз” не обходился без этой спортивной игры. Это конноспортивная игра, своими корнями, уходящая в древность, когда девушки были воинами и наездницами. Особенно любили состяза­ние “Қыз куу” – догони девушку. Соревновались де­вушки с джигитами. Джигит на коне должен был дог­нать девушку, которая скакала впереди него и поце­ловать ее в щеку. Если до финиша он ее не догнал, девушка разворачивалась, догоняла джигита и била его камчой (плетка). В этом случае джигит считается про­игравшим. Сейчас с каждого аула приглашаются де­вушка и джигит, для участия в этом соревновании. Скакать они будут на деревянных лошадях (палка с эмитированной головой лошади). С каждого аула уча­ствуют 4 человека (2 девочки, 2 мальчика). Жюри обя­зательно учитывает, чтобы участники не просто бе­жали, а скакали. И так приглашается первая пара. Состязание “Қыз куу – догони девушку”

Ведущий 1: Подходит к концу наш праздник. Впере­ди осталось последнее состязание. В нем будут уча­ствовать только девочки. А состязаться они будут в танцах, точнее в исполнении казахского танца “Қамажай”. Члены жюри учитывают правильное выполне­ние и хореографию.

Итак, подошел к концу наш конкурс, осталось только членам жюри подвести итоги и известить о результатах состязаний, назвать победителей.

 Такия тастамак (тюбитейка-невидимка)

В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку, заметил это - он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

   Арқан тартыс (Перетягивание каната)

Играющие делятся на 2 команды. Посередине площадки кладется канат. Середина каната отмечается ленточкой, под серединой каната проводится поперек черта. Играющие берутся за канат и поднимают его с пола. По сигналу играющие стараются перетянуть канат в свою сторону. Перетягивать канат можно только после сигнала. Игру проводят несколько раз. Выигрывает команда, которая перетянет канат на свою сторону большее число раз

ПЕТУШИНЫЙ БОЙ

Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Правила

1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

2. Руками толкать друг друга нельзя.

Указания к проведению

Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.

Бой петухов может проходить и в другой позе, например в присяде, руки играющие держат на коленя


Итак, подошел к концу наш конкурс, осталось только членам жюри подвести итоги и известить о результатах состязаний, назвать победителей.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ