Материалдар / КГУ "ОС школа-интернат"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

КГУ "ОС школа-интернат"

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал предназначен для учащихся 9 классов по биологии по разделу Генетика
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
29 Наурыз 2023
185
3 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КГУ «Основная средняя школа-интернат» Тема урока Взаимодействие аллельных генов: полное и неполное. Явление доминирования признаков. Понятие анализирующего скрещивания и его практическое значение. Генетика пола. Генетический механизм определения пола

Раздел

4 Организменный уровень

ФИО преподавателя

 Жумабекова А.Ж.

Дата

10.02.23 / 16.02.23

Класс9А 9Б

Кол-во присутствующих:6

Кол-во отсутствующих: 1

Цели обучения

9.3.1.2 изучить особенности и значение неполного доминирования признаков и анализирующего скрещивания , закрепить умение решать генетические задачи

Цели урока

познакомить учащихся с явлениями неполного доминирования, сформировать понятия «фенотип», «генотип», дать представление об анализирующем скрещивании, научиться проводить исследованиями и применять методы математической статистики в биологии

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

НАЧАЛО



Орг.момент. Физминутка .Позитивный настрой 2.Проверка д/з.Двое учащихся решают генетические задачи на доске и готовятся к ответу, с остальными учащимися проводится фронтальная беседа по вопросам и основным биологическим понятиям, которые представлены на карточках. Работа с ключевыми понятиями «генотип, «фенотип», «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание»,

знают формулировки определений и основных генетических понятий характеризовать анализирующее скрещивание и объяснять его практическое назначение

 Само- оценивание

Взаимо-оценивание

 ИКТ, презентация

СЕРЕДИНА

Генетические задачи для решения на доске. Выявляют причинно-следственные связи между геноти-пом особи и ее фенотипом используют полученные знания о закономерностях наследования признаков для решения генетических задач,

 Работа с ключевыми понятиями (раздаточный материал один разобран, нужно собрать) Ген, генотип, наследственность, зигота, гомозигота, гетерозигота, фенотип, аллельные гены, аллели, доминантные признаки, рецессивные признаки, гамета Физминутка . «Игра генетических слов» Составление предложений с использованием ключевых понятий генетики

решают генетические задачи; осуществля-ют смысловое чтение текста задачи; пере-водят информацию из вербальной на язык генетической символики

Выстраивают логи-ческие рассуждения при ответах на вопросы учителя

Выбирают пути достижения цели, оценивают правиль-ность своих действий

 ФО

взаимо-оценивание

Раздаточный материал, раззобран-ная карточка по нахождению ключевых понятий инструктивные карточки.

КОНЕЦ

 Итоги урока. Рефлексия. «Дерево желаний» Д/з составить свои примеры задач и выучить 5 ключевых определений

 Делают выводы, пишут на листочках

записывают в дневниках

 ФО, похвала

Стикеры листы с ключевыми понятиями




Задача 1

У томатов красная окраска плода доминирует над желтой. Переопылили два растения с красной окраской плодов: одно было гомозиготным, другое гетерозиготным. Растения с какими плодами вырастут в первом поколении?( Решение

Дано:

А – красн.

а –  желт.

Р:  ♀ АА

     ♂ Аа

        Решение:

Р:     ♀ АА   х   ♂ Аа

G:          А              А

                                а

F1:   АА,    Аа

F -  ?                         красные        красные

Ответ: все растения в первом поколении будут с красными плодами.

Задача 2

У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху  скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?

Дано:

А – серая

а –  черная

Р:  ♀ АА

     ♂  аа

       Решение:

Р:  ♀ АА   х    ♂  аа

G:       А                а


F1:  Аа

F -  ?                       серая

Ответ: все крольчата буду серыми.

2.


Рассмотрим решение задач по теме «Неполное доминирование» (задача разбирается на доске, алгоритм решения задач по теме представлен в приложение 2.

При неполном доминировании гибрид F(Аа) не воспроиз­водит полностью ни одного из родительских признаков, выра­жение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоя­нию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.

Решение: обозначим доминантный ген буквой А, а рецессивный – а. Отметим, что доминантные гомозиготы будут иметь красные ягоды, рецессивные гомозиготы – белые,а гетерозиготы – розовые.
Записываем ход скрещивания. Обе родительские формы – гетерозиготы. Так как по условию они имеют розовые ягоды. Гетерозиготы дают два типа гамет.
Динамическая пауза (физкультминутка) 2 мин.

Давайте попробуем выявить закономерности анализирующего скрещивания. Для этого проведём исследовательскую работу. Используя ее результаты вам необходимо вывести закономерности при анализирующем скрещивании, выяснить, где можно его применить.

Цель работы: познакомить учащимся с анализирующим скрещиванием , его практическим назначением

Приложение 1

Аллели (аллельные гены) — разные формы одного гена, возникшие в результате мутаций и расположенные в одинаковых точках (локусах) парных гомологичных хромосом.

Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.

Гаметы (от греч. «гаметес» – супруг) – половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы всегда несут гены в «чистом» виде, т.к. образуются путем мейотического деления клеток и содержат одну из пары гомологичных хромосом.

Ген (от греч. «генос» – рождение) – участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного конкретного белка.

Гены аллельные – парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

Генотип — совокупность наследственных задатков (генов) организма.

Гетерозигота (от греч. «гетерос» – другой и зигота) – зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb).  

Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

Гомозигота (от греч. «гомос» – одинаковый и зигота) – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные или оба рецессивные).  

Гомозиготными называют особей, получивших от родительских особей одинаковые наследственные задатки (гены) по какому-то конкретному признаку. Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.

Гомологичные хромосомы (от греч. «гомос» – одинаковый) – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный: одна хромосома из пары материнского происхождения, вторая – отцовская.

 Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Таким образом, по генотипу особи могут быть гомозиготными (АА или аа) или гетерозиготными (Аа).

Доминантный признак (ген) – преобладающий, проявляющийся – обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.

Рецессивный признак (ген) – подавляемый признак – обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, b с и т. д

Скрещивание анализирующее – скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого.

Скрещивание дигибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Скрещивание моногибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Чистые линии – организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам и не дающие в потомстве проявления альтернативного признака.

Фен – признак.

Фенотип — совокупность всех внешних признаков и свойств организма, доступных наблюдению и анализу.

Буквенная символика

Женский организм

Мужской организм

Р

Родительские организмы

×

Знак скрещивания

F1, F2

Гибриды первого и второго поколения

А , В , С

Гены кодирующие доминантные признаки

а, в, с

Гены кодирующие рецессивные признаки

АА, ВВ, СС

Генотипы гомозиготных по доминантному признаку

а а, в в, с с

Генотипы гомозиготных по рецессивному признаку

А а, В в,

Генотипы гетерозиготных особей по одному признаку

А а С с,

Генотипы гетерозиготных особей по двум признакам

А В ВС

а в , в с

Генотипы при сцепленном наследовании
























Теоретическое обоснование темы: «Неполное доминирование»

Взаимодействие аллельных генов происходит по следующим направлениям:

Полное доминирование – доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели (1 закон Менделя, или закон доминирования).

Неполное доминирование – проявление промежуточного признака.

Неполное доминирование — один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллельных генов (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллельного гена (рецессивного), и в F1 выражение признака носит промежу­точный характер. Так, при скрещивании ночной красавицы с красной окраской цветков (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), в F1, все растения имеют промежуточную розовую окраску цветков (Аа).

Неполное доминирование очень широко распространено в природе. Оно обнаружено при изучении наследования окраски цветков у многих растений, строения перьев у птиц, окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец, ряда биохимических признаков у человека и др.

У гибридов последующих поколений наблюдалось расщепление и раздельное, независимое наследование признаков, что подтверждает справедливость ги­потезы «чистоты гамет».

Рассмотрим решение задач по теме «Неполное доминирование» (задача разбирается на доске, как алгоритм решения задач по теме )

При неполном доминировании гибрид F(Аа) не воспроиз­водит полностью ни одного из родительских признаков, выра­жение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоя­нию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Законы и закономерности генетики

Название

формулировка

Правило (закон) единообразия гибридов первого поколения (первый закон)

При моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки – оно фенотипически и генотипически единообразно

Закон расщепления (второй закон)

При самоопылении гибридов первого поколения в потомсктве происходит расщепление признаков 3: - образуется две фенотипические группы ( доминантная и рецессивная) ;1:2:1- три генотипические группы

Закон независимого наследования признаков третий закон)

При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1( при этом образуется девять генотипов)

Гипотеза ( закон) чистоты гамет

Находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются при образовании гамет и по одному из каждой пары переходят в них в чистом виде

Закон сцепленного наследования

Сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и не обнаруживают независимого распределания. Гены в хромосомах расположены линейно

Приложение 2 Алгоритм решения задач: «Анализирующее скрещивание»

Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а -рецессивный.

Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.

Запишите генотип гибридов F1.

Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.

Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

ТИП СКРЕЩИВАНИЯ

Схема скрещивания

ЗАКОН. АВТОР

Анализирующее - это

скрещивание особи с

оминантным фенотипом с

особью с рециссивными

признаками (гомозиготой)

для определения генотипа

особи с доминантным

признаком

I вариант

Р АА х аа

G А а

F1 Аа

Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготной особью полученное потомство единообразно, то анализируемая особь с доминантным признаком гомозиготна (АА).

II вариант

Р Аа х аа

G Аа а

F1 Аа аа

Если при скрещивании особи с доминантным признаком с

рецессивной гомозиготой полученное потомство дает

расщепление 1 : 1 ,то анализируемая особь с доминантным признаком гетерозиготна (Аа).










Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!