Классный час, посвященный 175- летию
Абая Кунанбаева
Учитель казахского языка и литературы:
Айтмагамбетова А.Б
Тема классного
часа: «175-
летию Абая Кунанбаева»
Класс:: 7 «В» класс
Дата
проведения: 12 декабря 2019 год
Цель: расширить знания учащихся о жизни и
творчестве Абая Кунанбаева
Образовательная – способствовать расширению и углублению
знаний учащихся о жизни и творчестве Абая Кунанбаева; показать
значение произведений Абая для подрастающего
поколения.
Развивающая
- развивать умения учащихся пользоваться
дополнительной литературой: справочной, мемуарной, документальной,
анализировать их, продолжить развитие устной речи у учащихся,
умение обобщать и делать выводы; продолжить формирование умения
анализировать прочитанное
Воспитательная - вызвать уважение и интерес к
произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек - наш
соотечественник, познакомить с его трудами, в которых поэт
призывает к справедливости, честности, порядочности; раскрывая идеи
поэта, просветителя.
Методы:
-
Словесный –
рассказ
-
Наглядный -
презентация
-
Приемы критического мышления: «Кластер»,
синквейн
-
Частично-поисковый
метод
Форма: групповая,
практическая
МПС: казахская литература.
Тип классного
часа:
интегрированный
Ход классного
часа
1.Организационный
момент.
2.Актуализация знаний
учащихся
Первый поэт казахов – Абай
Кунанбаев.
Ни в раннем, ни в позднем периоде
истории
казахов не известно имя
поэта,
превосходящего его по величию
духа
Ахмет Байтурсынов
Учитель задает детям вопрос: «Что вы знаете
про Абая?». Анализируя ответы детей, подводит к теме классного
часа.
- Абай Кунанбаев - великий поэт казахского
народа, философ – гуманист, композитор, мастер художественного
слова.
Сейчас учащиеся 6 класса покажут, что же
они знают о жизни этого великого человека. Знают они не так уж и
мало и вы сейчас в этом убедитесь.
Сценка (Илья, Валерия, Алина сидят полукругом на
стульях и ведут беседу)
Илья
: Ребята, давайте поговорим о чём
–нибудь важном и
интересном.
Алина: Предложение
принимается!
Валерия: О чём же будем
говорить?
Илья:
Да о том, что узнали недавно. Я вот,
например, узнал, что настоящее имя Абая - Ибрагим. Оказывается ,
его мама в детсве звала Абаем, что в переводе означает
“внимательный”.
Алина: А я прочитала о том, что Абай с раннего
возраста начал писать стихи, но первое стихотворение было
напечатано, когда поэту было сорок лет и называлось оно
“Лето”.
Валерия
: Послушайте, кроме того, что Абай писал
стихи, он ещё был талантливым
композитором.
Илья:
Абай Кунанбаев знал несколько языков и
переводил на казахский язык произведения Лермонтова, Крылова.
Особенно ему нравилось переводить
А.С.Пушкина.
Алина: А почему?
Валерия: Да потому что взгляды Пушкина были схожи
со взглядами Абая. И если бы Александр Сергеевич так рано не
ушёл бы из жизни, то они обязательно бы встретились.и
подружились
Алина:
Ребята я придумала! А давайте, почитаем
стихи Абая.
1: Не для забавы я слагаю
стих,
Не выдумками наполняю
стих.
Для чутких слухом, сердцем и
душой,
Для молодых я свой рождаю
стих.
Кто сердцем прозорлив и чуток,
тот
Поймет, что в каждый я влагаю
стих.
2 Сам хозяин ты судьбы
своей.
Труд — отрада, лень — жестокий
бич.
Мало толку в пышности
речей,
Если смысла знанья не
постичь...
Будь разборчив в пути
своем:
Если ты талантлив —
гордись
И надежным лишь
кирпичом
В стену строящуюся
ложись.
3 Убегающий видит
путь,
Догоняющий — вслед
спешит.
Воля с разумом их
ведут,
Справедливость — вот свет
души.
Удержи корысти
порыв,
Похвалы не ищи, —
смотри.
Недостатки искусно
скрыв,
Лишь в борьбе победу
бери!
1 Волю дав хвастовства
словам,
Не мечтай других
превзойти:
Возбуждая зависть, и
сам
Оступиться можешь в
пути.
2 Тверже ногу, шагай смелей,
-
И тогда не погибнет
труд,
Речи тех, кто учит
детей,
Как зерно в земле,
прорастут.
- Спасибо, ребята. Стихи эти написаны
давно, но в них отразились моральные и гражданские идеалы поэта.
Глубокие мысли и трогательное заботливое отношение поэта к судьбе
молодого поколения всегда, во все времена питали и продолжают
питать умы и чувства людей.
Сейчас я приготовила презентацию о поэте,
познакомит вас с биографией Абая
Кунанбаева.
- Произведения
“Слова
назидания” были
написаны Абаем в пожилом возрасте. В нём он размышляет о смысле
жизни, даёт советы молодёжи, разоблачает человеческие пороки,
пропагандирует высоконравственные качества
человека.
:“Слова…” написаны просто, доступно и
интересно.
Послушайте некоторые из
них.
Алина
“Слово
третье”
“Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен;
безвольный же человек всегда хвастлив; хвастливый кроме трусливости
ещё и глуп; а глупый всегда невежествен и бесчестен. Из бесчестных
выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не
нужные на свете”.
Илья:“Слово
восемнадцатое” “Красивым и сильным делает человека его ум,
образованность, честь и обаяние”.
Валерия “Слово тридцать
первое” “Для
того, чтобы запомнить советы и следовать им, нужно соблюдать четыре
условия.
Первое: Надо быть сильным настолько, чтобы подавить в
себе самолюбие, когда тебе дают
совет.
Второе: Надо принимать умные слова сердцем, всей душой
так, словно утоляешь ими жажду.
Третье: Следует по нескольку раз повторять услышанное,
чтобы закрепить его в памяти.
Четвёртое: Надо держаться подальше от вещей, которые
изнашивают человеческий ум и заставляют его терять свои
ценные свойства”
Групповая
работа. Учитель предлагает учащимся выполнить
задания в группах.
Задание 1.
дети оформляют и
защищают КЛАСТЕР. В центре листа бумаги написано слово АБАЙ,
учащимся необходимо в виде схемы изобразить свои ассоциации по
данной теме. Затем спикер от каждой команды защищает свою работу.
Учитель подводит итог.
Задание 2 «Адасқан
әріп» соатвь слово ( ИБРАГИМ, АБАЙ, ҚҰНАНБАЙ
,СЕМЕЙ)
3.
Закрепление. Учитель предлагает детям ответить на
вопросы:
1. В каком году родился А.Кунанбаев?
(10
августа 1845г )
2. Назовите настоящее имя Абая.
(Ибрагим)
3.Как звали отца Абая:
(Кунанбай
Ускенбаевич)
4. Кто являлся первым воспитателем и
учителем Абая? (бабушка
Зере)
5. В каком городе Казахстана открыт
республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая?
(Семей)
6.Что раскрывал в своих произведениях Абай
Кунанбаев? (пороки людей, высмеивал социально зло и
невежество)
4.Рефлексия. Учащимся предлагается составить синквейн
на слово «Абай»
1 зат есім
Абай
2 сын: дарынды,
ұқыпты
3 глагол :
оқытады, шақырады ,
жазады
4
Дарынды Абай мійрімділікке шақырады.
5 Абай- Ибрагим