Классный час «Быть вежливым. Что это
значит?»
Тема: «Быть вежливым. Что это
значит?»
Цель:
-
обогатить речь детей новыми словами и понятиями
по теме «Вежливость»,
-
формировать у детей умение
сотрудничать,
-
обучать умению слушать, мирно решать спорные
вопросы и приходить к единому мнению в команде,
-
воспитывать нравственные качества: сопереживание,
умение помогать друг другу, принимать людей такими какие они
есть
Ход
классного часа
Настрой на работу (психологическая подготовка
)
♦ Дыхательная гимнастика для
успокоения
♦ Спокойное дыхание с закрытыми
глазами
Приветствие детей и гостей
(Дети стоя поворачиваются к
гостям.)
-
Я, Сауле Утегеновна и мои ученики приветствуют Вас. Мы все вместе
говорим Вам «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
Выход на тему классного часа
- О
чём будет наш разговор, какую проблему постараемся решить, я думаю,
вы скажете, прослушав стихотворение
«Здравствуйте!»
— Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу
сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте! -
Что
особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не
сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в
мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в
мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась
жизнь?
-
Что вы можете ответить на эти вопросы?
Тема и задачи классного часа
-
Чему посвящён наш классный час? Почему я назвала это
проблемой?
В
мире вежливость стала не в почёте: люди стали забывать помогать
старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не
просить за это плату. Очень жаль, но в нашем классе тоже
встречаются такие люди.
-
Давайте, попробуем открыть секреты вежливости и
определить:
• какие слова помогают людям
общаться
• какие полезные привычки украшают
человека
• что
необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и
взрослые
Определение слова «вежливость»
-
Как вы понимаете слово «вежливость»?
-
Составьте определение слова ВЕЖЛИВОСТЬ (в
парах)
- В
словаре этики (показ) даётся такое понятие
ВЕЖЛИВОСТИ:
Вежливость - это качество человека, для которого
уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным
способом общения с окружающими.
- А
можно ли научиться быть вежливым?
Анализ ситуации «Двое прохожих»
По
улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в
руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из
книг упала.
- У
вас упала книга! — закричал мальчик, догоняя
прохожего.
-
Разве? — удивился тот.
-
Конечно, объяснил мальчик, — у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет
— всего 5 вещей, а теперь осталось 4.
-
Как, по-вашему, что ответил прохожий мальчику?
- Я
вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с
трудом поднимая упавшую книгу, — однако есть правило, которого ты
еще не усвоил.
-
Что это за правило? Для чего нужны эти правила?
Правила вежливых людей.
- У
каждой группы будет своя ситуация, которую нужно обсудить и
ответить на вопросы:
1.
Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2.
Кого осуждаете? Почему?
3.
Как бы вы поступили в этой ситуации?
4.
Какое правило вежливого человека представите?
-
Правила, которые можно применить в нашем классе.
(вопросы и ситуации для каждой группы
отдельно)
Ситуация № 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла
посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать
огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую
передачу «В мире животных».
ПРАВИЛО №
1
Вежливый Человек постоянно думает об окружающих
людях.
Ситуация № 2.
Марине на день рождения подарили большой набор
фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой
подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» -
говорила она подругам.
ПРАВИЛО № 2
Будь вежлив со своими
товарищами.
Ситуация № 3.
Коля, вбежав в класс, закричал:
-
Привет, Серый!
- Я
сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда
она упала в лужу!
ПРАВИЛО № 3
Вежливый человек не причинит неприятности другому
человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.
Ситуация № 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел
около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла
женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова
отвернулся к окну.
ПРАВИЛО № 4 Вежливый человек внимателен к
людям.
Ситуация № 5.
У
Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют,
играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими
друзьями не бывает скучно.
ПРАВИЛО № 5
Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает
и играет дружно.
-
Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?
Анализ анкеты детей класса.
-
Однажды учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли
грубость, насмешки оскорбления на здоровье людей?
Они
установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые
серьёзные последствия.
Когда человеку приходится переживать боль и
унижение от одноклассников, это сохраняется на долгие годы в
памяти. Воспитанный человек никогда не будет подшучивать над
физическими недостатками своих товарищей, смеяться над
ними.
Мы
провели в классе анкету «Как относятся к тебе твои одноклассники?».
Вот, что написали дети (зачитать несколько высказываний
детей).
-
Что чувствуют дети, написавшие такие строчки?
-
Нам всем не хватает добрых вежливых слов в общении. Как здорово
услышать: «Я рад тебя видеть!», «Я готов тебе помочь!»,
«Здравствуйте!», «Будьте здоровы!». Всем людям плохо без внимания и
сочувствия. Вот и давайте чаще говорить друг другу только приятные
слова. От этого на капельку солнца прибавится в мире, на капельку
счастья прибавится в мире, на капельку радостней сделается
жизнь.
Итог классного часа.
-
Подходит к концу наш классный час. Ответьте на вопрос: «Что значит
«Быть вежливым человеком?»
Рефлексия.
♦ Закончите предложение.
• Я
считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе
…
• Нам
был нужен этот классный час …
• Я
хочу себя похвалить …
• Я
хочу похвалить одноклассников …
• Я
хочу похвалить учителя …
• Я
думаю, что я вежлив, потому что …
• Я
не всегда вежлив, мне нужно научиться …
♦ Чтение стихотворения хором:
А в
играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да
здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да
здравствует вежливость и доброта,
Да
здравствуют добрые лица!
И
пусть тот, кто злится, - стыдится!