
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Классный час "Доброта в нас и вокруг нас"
Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас"
Сейчас частенько можно услышать, что зло победило добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в трудности остальных. Молвят, россияне, шагнув в новый мир, где валютные дела стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно посодействовать другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.
Так ли это?
Ответ на этот вопрос совсем важен, поэтому что
речь идет о стержне нашего государственного характера. Делать добро
людям – это душевная потребность для российских людей, которая
сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей сегодняшней жизни
так много зла, недоверия, жестокости, что некие теряют веру в
доброту, благородство и бескорыстие людей.
И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая постоянно
согревает душу того, кто её сотворил.
«Доброта в нас и вокруг нас».
Соц прогресс возможен только в том случае, если он имеет под собою
нравственную базу, проводится в согласовании с гуманистической
моралью. Потому сейчас полностью оправдано обращение к таковым
извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта»,
«добродеяние».
Добро - это всё то, что морально ценно, что содействует
благополучию человека, общества в целом.
Доброта - морально-ценностная черта человека, включающая такие
характеристики, благодаря которым он способен творить добро. К
таковым свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям,
щедрость, готовность поступиться своими интересами ради остальных,
способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Давайте обратимся к высказываниям писателей о
доброте...
Ученик:
-
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
-
Жан Жак Руссо: «Настоящая доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
-
Вильям Шекспир: «Чтоб оценить доброту в человеке, нужно иметь некую долю этого свойства и в самом себе».
-
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
-
Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех остальных».
-
Миша Пришвин: «Наилучшее, что храню в себе, это живое чувство к хорошим людям».
-
Максим Горьковатый: «Как отлично отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро иным, ощущает себя
счастливым. Давайте вспомним некие народные пословицы,
связанные с темой нашего разговора:
Ученик: «Час в добре пробудешь – все горе забудешь»,
«Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро
– век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать»,
«Худо тому, кто добра не делает никому», «Давай вершить добро, пока
есть силы. Не то позже и ты, и я в преддверии могилы только зло
пожнём», «Твори добро, чтоб любя, добро тебя отыскало. Зла не
верши, чтоб тебя не погубило зло».
Учитель:
Вы направили внимание, что рядом с хорошем частенько употребляется
зло. Добро постоянно противодействует злу, борется с ним. Чего
же больше в людях: добра либо зла?
Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло.
Подумайте и выберите соответственный вашим убеждениям жетон.
(Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно
чего же больше в людях добра либо зла).
Когда-то совсем давно, в самом начале нашего века, узнаваемый
музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт
Швейцер, к величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на мед
факультет, прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию.
Получив диплом врача, он совместно с юной и прилежной супругой
уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего
страданий и невежества. На средства, приобретенные от собственных
концертов, книг, лекций, он строит больницу. Он много работал,
шестьдесят лет: лечил, облегчал боль, возвращал удовлетворенность
(лишь у него в больнице прокажённые, люди, обречённые судьбой на
одиночество, жили полной жизнью, работали, растили деток). Глубоко
уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.
Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книжки «Благовение
перед жизнью».
Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть незначительно в
твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении,
может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя
одиноко. Нужно частицу собственной жизни отдавать иным. Как ты это
сделаешь - зависит от тебя и от событий.
Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра
Яшина:
Ученик:
«Сердечко чьё смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?»
Учитель:
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни
всех нас были моменты, когда нам кто-то впору посодействовал в
самых различных ситуациях. Либо вы сами поддержали кого-то в беде,
независимо от того, родной это был человек либо совсем
незнакомый.
Поведайте о хорошем поступке, который сделали вы сами либо таковой
поступок оставил добрую отметину в вашем сердечко, либо видели,
либо услышали о людской доброте и не запамятовали.
«Хороший поступок»:
Рассказы преподавателя и студентов.
Представьте себе, если б каждый из нас был внимателен к окружающим,
скольких бед можно было бы избежать! А сколько новейших друзей
могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то
посодействовал дойти до дома заблудившемуся слепому человеку.
Кто-то в дни террористического акта помчался сдавать кровь, не
дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не
считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша
из детдома и радуется совместно с ним подаркам. Другие, прочитав
рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал скромную семью
«бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя дома и у
друзей…
Обожать население земли легче, чем сделать добро родной мамы -
гласит старинное украинское изречение. В нём крупная мудрость
народной педагогики. Нереально воспитать человечность, если в
сердечко нет доброты к самому близкому и драгоценному человеку -
мамы, папе, дедушке, бабушке.
Учитель:
Не выдерживает материнское сердечко, сгорает от горя и обиды, если
вырастают недобрые, неблагодарные детки. В маленькой больнице
на окраине огромного городка лежали две мамы – Чернокосая и
Белокосая. Они родили отпрысков. Сыновья родились в один день: у
Чернокосой мамы – утром, у Белокосой – вечером. Обе мамы были
счастливы. Они желали о будущем собственным отпрыском. Я хочу, чтоб
мой отпрыск стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мама. –
Музыкантом либо писателем, известным всему миру. Либо скульптором,
создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Либо
инженером, построившим космический корабль, который полетит к
далекой звезде.… Вот для чего хочется жить…А я хочу, чтоб мой
отпрыск стал хорошим человеком, - произнесла Чернокосая мама. –
Чтоб никогда не забывал мамы и родного дома. Чтоб обожал Родину и
ненавидел противников. Каждый день к юным матерям приходили в гости
отцы. Они долго смотрели на мелкие личики собственных отпрысков, в
очах у их сияло счастье, изумление и умиление. Позже они посиживали
у кровати собственных жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с
ними. У колыбели новорожденного грезят о будущем – естественно,
лишь о счастливом. Через недельку счастливые мужья, ставшие сейчас
отцами, увезли домой жен и отпрысков. Прошло 30 лет. В ту же
маленькую больницу на окраине огромного городка пришли две дамы –
Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица
были таковыми же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг
дружку. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад
они родили отпрысков. Они ведали о собственной жизни, они молчали о
сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила
-Кем же стал твой отпрыск?
-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мама. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего городка. Он пользуется большущим фуррором. Неужто ты не знаешь моего отпрыска? – И Белокосая мама назвала имя музыканта. Да, естественно, Чернокосая мама отлично знала это имя, оно было понятно почти всем. Не так давно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой отпрыск кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтоб тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, отпрыск мой пашет землю и сеет хлеб, убирает сбор и опять пашет землю, сеет и опять убирает… Живем мы в селе – км 100 отсюда. У отпрыска двое деток – мальчик 3-х лет и девчонка не так давно родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло, - произнесла Белокосая. – Твой отпрыск стал обычным, никому не известным человеком.
Чернокосая мама ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой мамы приехал из села отпрыск. В белом халатике, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с мамой. В очах Чернокосой мамы светилась удовлетворенность. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в собственных руках сильную, загоревшую на солнце руку отпрыска и улыбалась. Расставаясь с мамой, отпрыск, как бы извиняясь, выложил из сумки на небольшой столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мать», - произнёс он на прощанье и поцеловал её.
А к Белокосой мамы никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишь и Чернокосая мама, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая произнесла:
-У отпрыска сейчас концерт.… Если б не концерт, он, естественно, пришел бы…
на 2-ой день перед вечером к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб из далекого села. Снова он долго посиживал на белой скамейке, и Белокосая мама услышала, что в поле сейчас жгучая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с мамой, отпрыск выложил на небольшой столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой дамы светилось и, морщины расправились.
К
Белокосой мамы никто не проходил. Вечером дамы лежали молча.
Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, опасаясь, чтоб её вздохи не
услышала соседка.
В 3-ий день, перед вечером, к Чернокосой мамы опять приехал
сын-хлебороб из далекого села – привез два огромных арбуза,
виноград, яблоки. Совместно с отпрыском приехал 3-х летний
черноглазый внук. Отпрыск и внук долго посиживали у постели
Чернокосой мамы; в её очах сияло счастье, она помолодела. Белокосая
мама с болью в сердечко услышала, как внук говорил бабушке:
совместно с отцом он вчера полдня ездил на «капитанском мостике»
комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - произнёс мальчик, и бабушка
поцеловала его.… Белокосая мама в эти мгновения припомнила, что её
отпрыск, выдающийся музыкант, отправляясь в долгие поездки, сдавал,
как говорили в семье, маленького отпрыска в какой-то
интернат…
Месяц лежали в больнице две мамы, раз в день приезжал к Чернокосой мамы сын-хлебороб из далекого села, привозил ухмылку сыновнюю, и, казалось, мама лишь от той ухмылки выздоравливает. Казалось Белокосой мамы, что, когда к её соседке приезжал отпрыск, даже больничным стенкам хотелось, чтоб мама сына-хлебороба быстрее выздоровела. К Белокосой мамы так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи произнесли Чернокосой мамы: «Сейчас вы совсем здоровы. В сердечко нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой мамы врач произнёс: «Вам еще нужно полежать. Естественно, вы тоже станете совсем здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.
За
Чернокосой мамой приехал отпрыск. Он привез несколько огромных
букетов бардовых роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в
больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой мамой, Белокосая попросила её остаться с ней
на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая
мама со слезами на очах спросила:
-Скажи, драгоценная, как ты воспитала такового отпрыска? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… - и она зарыдала.
-Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - произнесла Чернокосая, потому что не может быть в 3-ий раз такового расчудесного совпадения. Потому я скажу тебе всю правду. Отпрыск, которого я родила в тот счастливый день, умер… Погиб, когда ему не было и года. А это… не кровный отпрыск мой, однако родной! Я усыновила его 3-х летним мальчуганом. Он, естественно, смутно помнит это.… Однако я для него – родная мама. Ты это видела своими очами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если б ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего отпрыска приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к отпрыску и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к маме, так и его детки будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть
реальным отпрыском собственного Отечества тот, кто не стал
настоящим отпрыском мамы и отца.
Учитель:
Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у
человека: погибель, старость и нехорошие детки. Старость -
неотвратима, погибель - неумолима, перед этими несчастьями, никто
не может закрыть двери собственного дома. А от нехороших деток дом
можно уберечь, как и от огня.
И это зависит не только от нас, родителей, однако и от вас самих -
деток. Умейте ощущать тончайшие душевные движения мамы и отца. Не
приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтоб жизнь
родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что
раннюю старость и заболевание нам приносят не столько труд и
усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения,
обиды. Когда болит сердечко, за вас детки, седеют волосы. Не
забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа
не остаётся. А рана от обидных слов заживает, однако глубочайший
след оставляет.Будьте хорошим отпрыском, хорошей дочерью до самой
старости.Умейте ощущать сердечко мамы, умейте созидать в её очах
мир и покой, счастье и удовлетворенность, тревогу и беспокойство,
смятение и огорчение. Если ты не научишься созидать в очах мамы её
душу, ты на всю жизнь останешься нравственной
невеждой.
Ученик:
Мы живём в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей.
Нужно уметь ощущать, уметь созидать по-доброму окружающих вас
одноклассников, уметь желать добра.
Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы
собственной души иным людям. Настоящая доброта выражается в желании
созидать наилучшим человека. Настоящая доброта выражается в желании
созидать наилучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в
твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой
товарищ ужаснее тебя означает тебе нужно ещё много, совсем много
учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие
и малодушие.
Учитель:Умейте ощущать рядом с собой человека, умейте
читать его душу, узреть в его очах его духовный мир –
удовлетворенность, беду, несчастье, горе.
Первоклассница нарисовала школу. На чистом листе бумаги она вывела
большой золотой круг - солнце - и вокруг него много маленьких
головок расцветшего подсолнуха.
А где же школа? - спросили ее.
Разве вы не видите? - с удивлением, и даже с обидой произнесла
девчонка.
Вот это - учительница (девчонка показала на солнце), а вокруг, мы
ученики. Это и есть школа.
Ученики ждут от учителя доброты, тепла, роли, любви.
Может ли учитель стать предпосылкой появления зла в душе
малыша.
Дождь постукивал по оконному стеклу. Мелодия дождика, однозвучная
голосу учительницы, убаюкивала. Первоклассник Вова старался не
уснуть, а глаза сами собой предательски закрывались. «НАЗАРЕНКО, ТЫ
Снова ДРЕМЛЕШЬ!» Малыш вздрогнул от резкого голоса учительницы,
поднялся и мужественно подал ежедневник, где учительница сделала
третью на данной недельке запись: «Спал на уроке». Мать, посмотрев
дома ежедневник, придавила отпрыска к себе и зарыдала. Он тоже
зарыдал, потому что и мать, оказывается, боялась учительницу.
«Мамочка, ты не плачь, я завтра опять пойду в детский сад. Там
можно спать, играться, бегать. А в классе совершенно ничего нельзя,
лишь смирно сиди за партой и стой у стены на переменках». «Ты уже
большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда я пойду на работу!»
На следующий день мама пошла в школу совместно с отпрыском. На
уроке арифметики учительница несколько раз делала замечание Саше,
который всё время отвлекался на посторонние дела: что-то находил в
столе, ранце, демонстрировал другу. Наконец учительнице это
надоело: она скоро подошла к Саше, отобрала у него альбом с марками
(это с ними он возился) и, пройдя к столу, произнесла: «Чем
растрачивать время на марки, да ещё на уроке, лучше бы арифметикой
занялся, ведь у тебя одни двойки». Мальчик зло и обиженно поглядел
на учительницу и до конца урока ничем не занимался.
Эти ситуации побуждают вас задуматься о том, что педагогические
решения, совсем частенько зависят от человечности учителя, от его
умения глубоко понимать ребёнка, его внутренний мир, от сострадания
ребёнку.
10-ки, сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося - это те
тропинки, которые ведут к человеческому сердечку, это важное
условие дружбы, товарищества учителя и учащихся.
Если учителя и учеников объединяет духовная общность, при которой
забывается, что преподаватель - управляющий и наставник, если
учитель стал другом ребёнка, если эта дружба озарена благородством,
добротой в сердечко ребёнка никогда не покажется зло, а учительская
душа не умрёт без взаимной любви.
Учитель
Это было в последний год войны. Ученика 4-ого класса Володю обидела
одноклассница Нина. Она произнесла ему на перемене: Пять платьев с
заплатами. Нина намекала на то, что у Володи 5 сестренок, мать
частенько болеет, отец умер на фронте, не на что приобрести
новейшие платья, потому у сестренок платья с заплатами… Володя
не сумел стерпеть обиды. Он не пошел жаловаться к Марии Петровне.
Он ударил Нину, она залилась слезами. Мария Петровна все
слышала и видела. Она, вздохнув, произнесла: Сегодня я приду к
вам домой, Володя.
Мария Петровна пришла к ним не так давно, всего две недельки назад.
До нее нас учила совсем строгая учительница Мария Николаевна. Если
уж она к кому приходила домой – без ремешка не обходилось.Мы
приуныли. На Володю смотрели с сочувствием: будешь бит сейчас,
Володя…На последующий день Володя пришел в школу веселый. Он
несколько раз повторил: К нам приходила Мария
Петровна… позже он поведал: Мария Петровна ни слова не
произнесла о том, что он ударил Нину. Она принесла сестренкам
игрушки, а самой старшей – платьице. А когда уходила, тихонько,
совсем тихонько произнесла Володе:
-А драться нельзя…
-Я
никогда больше не буду драться, - произнёс Володя. – Поэтому что
это больно Марии Петровне…
И помните постоянно:
Учитель – это человек лишь с хорошим сердечком.
Давайте будем обучаться любви, пониманию и доброте. Неправда, что
этому нельзя научиться! Можно. Нужно лишь захотеть этого совсем
сильно. Нужно много и напряженно мыслить. Нужно слушать свое
сердечко. А самое основное – нужно смотреться в глаза малыша.
Конкретно смотреться – как в зеркало. И в их черпать любовь,
удовлетворенность и веру в себя.
Нынешний разговор отдаёт каждому возможность задуматься: а что
лично я могу сделать для того, чтоб мир поменялся к лучшему? Да,
обычный человек, не владеющий ни властью, ни большими средствами,
не может воздействовать на изменение политической, экономической,
экологической ситуации в стране. Но он может конкретно сейчас,
сейчас, когда так нашлась борьба между хорошем и злом, встать на
сторону добра. И для этого необходимо сделать одно – полюбить
близкого собственного. Ближний – это не только родной, знакомый,
друг, однако и совсем незнакомый человек, и ему, может быть,
живется сейчас ужаснее, чем тебе. Если представить себе, что каждый
так поступит, то возникает возрастающий с каждым днем круг людей,
объединенных не только желанием делать доброе дело, однако и
творящих добро.
Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла.
Нужно стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку
зла обрывать на себе, не пускать его далее по кругу.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем
живём на Земле.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

