Материалдар / Классный час, посвященный «150-летию Великого Казахского просветителя Ахмета Байтурсынова.

Классный час, посвященный «150-летию Великого Казахского просветителя Ахмета Байтурсынова.

Материал туралы қысқаша түсінік
Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Великого Казахского просветителя, тюрколога, языковеда... Ахмета Байтурсынова.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Қараша 2022
1667
2 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Классный час, посвященный «150-летию Великого Казахского просветителя Ахмета Байтурсынова.

 

 

 

«Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу».

Ахмет Байтурсынов.

 

Цель: Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Великого Казахского просветителя, тюрколога, языковеда...  Ахмета Байтурсынова.

Задачи: Развивать познавательный  интерес к творчеству Ахмета Байтурсынова.

Воспитание казахстанского патриотизма и чувства гордости за свою страну и свой народ.

 

Учитель: Добрый день! Хочу начать классный час стихами  Ахмета Байтурсынова.   Тарту.


Балалар, бұл жол басы даналыққа,
Келіңдер, түсіп, байқап, қаралық та.
Бұл жолмен бара жатқан өзіңдей көп,
Соларды көре тұра қалалық па?!
Даналық — өшпес жарық, кетпес байлық,
Жүріңдер, іздеп тауып алалық та!

 

Ахмет Байтурсынов - известный казахский ученый, переводчик, крупный государственный, общественный деятель, писатель и лингвист. Именно он реформировал казахскую письменность в начале XX века, после чего  смогли пользоваться миллионы человек. В 1912 году он провел целую революцию, убрав все арабские буквыкоторые не использовались в казахском языке, и добавив вместо них уникальные символы. Новый алфавит  сегодня используется казахами по всему миру.

Необходимость менять методы школьного обучения и совершенствование казахского языка. Это лишь часть вопросов, которые ещё в прошлом веке поднимал Ахмет Байтурсынулы. После себя казахский просветитель оставил множество научных трудов. Политик, педагог, литературовед и филолог – талантов у Ахмета Байтурсынова было много. Трудно переоценить его вклад в развитие казахской письменности. Для своего времени он был прогрессивной личностью, что не могло остаться без внимания современников.

 

 

Вот, что писал о Байтурсынове молодой Мухтар Ауэзов. «Открытие казахской школы, преобразованный родной язык, сборники "Қырық мысал" и "Маса". Эти и другие достижения Ахмета Байтурсынова в сфере образования, политики и культуры никогда не будут забыты. Это бесспорно».

Мухтар Ауэзов (1923 год).

 

Ахмет Байтурсынов родился 28 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда. Отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с производством и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь. Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое впечатлениеу будущего поэта. В «Письме к матери», написанном в 1909 годуиз Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так: Сердце моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след.

Ахмет обучался грамоте у аульных мулл. После окончания русско-казахского училища он поехал в Оренбург и поступил в школу казахских учителей. В 1895-1909 гг. преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принесет ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой.

Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1907 года. Затем он был впервые заключен в тюрьму. Байтурсынов не ограничился чисто преподавательскими обязанностями. Он ездил по аулам, агитировал людей в пользу просвещения и делился с ними тем, о чем мечтал. Байтурсынов понимал, куда ведет безжалостная колонизаторская политика царского правительства и в своих выступлениях перед народом смело разоблачал ее. Революция 1905 года подтолкнула его к активным действиям. Первую русскую революцию 1905 года он встретил в Каркаралинске. И с этого времени активно включается в политическую деятельность.

С этого времени все его помыслы были направлены на пробуждение сознания народа. Поиск справедливости и критика действий царской администрации не могли пройти бесследно.

В 1909 году Ахмет Байтурсынов, занимавшийся в то время учительством, снова был заключен на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму. С того времени он переходит к открытой борьбе с произволом, пишет стихи о свободе, призывая к борьбе с народным гнетом.

В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской классики, в частности из произведений И.А. Крылова. Сборник «Сорок басен» А.Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъём культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. В 1913 году Байтурсынов открывает в Оренбурге газету «Казах». Вскоре к ее изданию примыкает Алихан Букейханов и становится одним из ведущих авторов.

В одном из номеров газеты «Казах» (1913 г.) Ахмет Байтурсынов писал «Само существование казахских наций стало острой проблемой». Эти отчаянные слова вырывались у него не случайно. В начале ХХ века форсированными темпами шли колонизация азиатского Востока и интенсивное переселение крестьян из европейской части страны. В результате в 1916 году казахи лишились 40 млн гектаров лучших земель и были вытеснены в бесплодную степь и горы.

Газета просуществовала 5 лет — с 1913  до 1917 года. За это время она стала главным национально-общественно-политическим и научно-литературным изданием. И не случайно в годы сталинских чисток была учинена жестокая расправа над сотрудниками газеты «Казах».

 В 1920 г. был арестован Ахмет Байтурсынов. Он был выслан в Архангельск, а жена с дочкой Шолпан — в Томскую область. Но в 1934 году по ходатайству Е. Пешковой, работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Однако в октябре 1937 года он был снова арестован и растрелян. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.

 

Учитель: Для нашего и будущего поколения  Ахмет Байурсынов является образцом казахского патриотизма, человек который горячо любил Свою Родину и сильно переживал за будущее казахского народа. Он призывал молодежь любить, развивать свой родной язык и никогда ее не терять!

 

А сейчас проведем викторину...

1.                 В каком году и где  родился Ахмет Байтурсынов?

2.                 Кто такой Ахмет Байтурсынов?

3.                 За что он всю жизнь боролся?

4.                 Как называется газета, где главным редактором был Ахмет Байтурсынов?

5.                 Произведение, который принес ему известность

6.                 Какое событие причинило ему боль и глубокую рану в детстве?

7.                 Кем был по профессии Ахмет Байтурсынов?

8.                 За что был арестован  Ахмет Байтурсынов?

9.                 Сколько просуществовала газета «Казах» ?

10.            Какой вклад внес Ахмет Байтурсынов  в развитие казахской культуры?

 

Учитель: Наш классный час подошел к концу. Спасибо всем за внимание!



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ