2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Классный час: "Правопорядок и социальная ответственность"
«Ustaz tilegi» - Республикалық кәсіби педагогтар қауымдастығына қосылып, сайттағы 381 569 материалды тегін жүктеп алу мүмкіндігіне ие болыңыз
Толығырақ

Классный час: "Правопорядок и социальная ответственность"

Материал туралы қысқаша түсінік
Классный час на тему "Правопорядок и социальная ответственность" содержит урок безопасности “Сомнительные формы дохода как не попасть в ловушку мошенников?”. Классный час рассчитан на учащихся 10 класса. Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием правопорядка и социальной ответственности. Развить умений применять знания о правопорядке и ответственности в реальной жизни. Формировать у школьников уважение к законам и правам человека.
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

ФИО педагога


Дата:


Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:



Тема классного часа

"Правопорядок и социальная ответственность"

Урок безопасности: Сомнительные формы дохода как не попасть в ловушку мошенников?

Цель воспитания

Ознакомить учащихся с понятием правопорядка и социальной ответственности.

Развить умений применять знания о правопорядке и ответственности в реальной жизни.

Формировать у школьников уважение к законам и правам человека.

Ценности


Созидание и новаторство



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы

1. Введение (5 мин)

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о правопорядке и социальной ответственности. Эти темы не только важны для нас как для граждан, но и являются основой для нашего взаимодействия с другими людьми в обществе. Мы рассмотрим, почему так важно соблюдать законы, как это влияет на жизнь общества и что такое социальная ответственность.

Подумайте, что мы можем сделать, чтобы жить в гармонии с окружающими, и каким образом наша личная ответственность связана с общими правилами и нормами. Мы с вами поговорим об этом и попробуем понять, как быть ответственным гражданином.

Слушают, задают вопросы, могут высказываться о значении темы.

Устное оценивание за активность в обсуждении.

Презентация, доска.

2. Объяснение понятий (5 мин)

Теперь давайте немного проверим ваши знания по теме. Я предложу вам короткий тест из 5 вопросов. Ваши ответы помогут нам понять, что вы уже знаете о правопорядке и социальной ответственности.

Тест:

  1. Что такое правопорядок?

a) Совокупность законов, регулирующих жизнь общества.

b) Порядок в семье.

c) Меры наказания за нарушение закона.

  1. Социальная ответственность – это:

a) Забота о себе и своих интересах.

b) Осознание и выполнение обязанностей перед обществом.

c) Следование личным интересам, независимо от мнения других.

  1. Какой из следующих примеров демонстрирует социальную ответственность?

a) Соблюдение правил дорожного движения.

b) Игнорирование общественного порядка.

c) Нарушение авторских прав.

  1. Какое из действий нарушает правопорядок?

a) Помощь старшим.

b) Кража в магазине.

c) Пожертвование в благотворительный фонд.

  1. Почему важно соблюдать законы в обществе?

a) Потому что это помогает нам избегать наказания.

b) Потому что это нужно для личной выгоды.

c) Потому что это поддерживает порядок и справедливость в обществе.

После того как учащиеся ответят на вопросы, учитель продолжает:

Теперь давайте разберемся, что стоит за этими понятиями.

Правопорядок – это совокупность правил и законов, которые регулируют поведение людей в обществе и обеспечивают порядок. Правопорядок важен для того, чтобы общество функционировало справедливо и безопасно для всех его членов. Когда мы соблюдаем законы, мы не только защищаем свои права, но и поддерживаем гармонию в обществе.

Социальная ответственность – это осознание своих обязанностей перед другими людьми и обществом в целом. Это означает, что каждый из нас должен принимать участие в жизни общества, заботиться о других, соблюдать нормы и правила. Ответственный человек понимает, что его действия могут повлиять на других, и действует в интересах общего блага.

Задумайтесь: если бы каждый человек игнорировал правила, то в нашем обществе начался бы хаос. Но если мы все будем соблюдать правопорядок и брать на себя социальную ответственность, наше общество будет гармоничным и справедливым.

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении понятий.

Оценка понимания понятий через вопросы и ответы.

Презентация, текстовые материалы.

3. Взаимосвязь понятий (10 мин)

Теперь давайте более подробно поговорим о том, как правопорядок и социальная ответственность связаны между собой. Мы рассмотрим несколько реальных примеров, чтобы понять, как это работает в повседневной жизни.

Пример 1: Соблюдение правил дорожного движения
Представьте, что вы едете по городу на автомобиле. Правопорядок требует, чтобы все водители соблюдали правила дорожного движения. Эти правила регулируют скорость, стоянку, приоритет на перекрестках и другие важные моменты. Если все водители соблюдают эти правила, на дорогах будет безопасно, и количество аварий значительно снизится. Но соблюдение этих правил – это не только обязанность, закрепленная законом, но и социальная ответственность каждого из нас. Мы должны заботиться о безопасности других участников движения, даже если у нас нет прямого интереса в этом. Таким образом, правопорядок и социальная ответственность здесь тесно переплетаются: соблюдение законов поддерживает порядок на дорогах, а наша личная ответственность делает общество безопасным.

Пример 2: Утилизация мусора и забота об экологии
Предположим, вы пришли на прогулку в парк и видите, что кто-то бросил мусор на траве. Это нарушение общественного порядка, поскольку есть законы, которые требуют соблюдать чистоту в общественных местах. Но если вы поднимете этот мусор и выбросите его в контейнер, вы проявите социальную ответственность. Ваше поведение, помимо соблюдения закона, еще и поможет улучшить состояние окружающей среды и вдохновит других следовать вашему примеру. В этом случае соблюдение правопорядка (законы об утилизации мусора) и ваша личная ответственность за чистоту в общественном месте пересекаются, создавая позитивный эффект для общества.

Пример 3: Волонтерство и помощь людям в трудной ситуации
В нашей жизни бывают ситуации, когда люди оказываются в трудных обстоятельствах: например, после природных катастроф или в условиях войны. Здесь правопорядок обеспечит порядок и помощь через специальные службы и законы, регулирующие помощь пострадавшим. Но на уровне каждого человека существует социальная ответственность помогать тем, кто нуждается. Мы можем стать волонтерами, помогать пожилым людям, собирать средства для благотворительных организаций или просто поддерживать тех, кто оказался в беде. Таким образом, правопорядок обеспечит систему помощи, а социальная ответственность каждого из нас сделает эту помощь более эффективной и действенной.

Пример 4: Противодействие коррупции
Когда человек становится частью государственной службы или занимается бизнесом, ему предстоит столкнуться с ответственностью за соблюдение законов, в том числе противодействие коррупции. Закон запрещает взятки и другие виды коррупционных действий, однако соблюдение этих норм – это не только юридическое обязательство, но и наша социальная ответственность перед обществом. Если мы поддерживаем честность и открытость в своей деятельности, это помогает создавать справедливое общество. В противном случае, коррупция подрывает доверие к государству и разрушает общественные институты. В этом примере правопорядок (законы о коррупции) и социальная ответственность (честность и этика) являются неотъемлемыми частями единой системы.

Обсуждают примеры, участвуют в диалоге, приводят свои примеры.

Оценка через участие в обсуждении и аргументацию.

Слайды с примерами, текстовые материалы.

4. Практическое задание: Ролевая игра "Решаем ситуацию" (10 минут)


Теперь мы переходим к интересной и активной части урока — ролевой игре. Это задание поможет вам лучше понять, как важно соблюдать правопорядок и быть социально ответственным человеком в разных ситуациях.

Я разделю вас на несколько групп, и каждая группа получит свою роль. В каждой группе будет ситуация, в которой необходимо будет принимать решение, соблюдая законы и проявляя социальную ответственность.

Правила игры:

  1. В каждой группе один человек будет "задающим вопросы" (например, гражданином или представителем власти), остальные — участниками, которые решают, как поступить в данной ситуации.

  2. Каждая группа обсудит ситуацию, предложит решение и затем представит своё решение всем остальным.

  3. Я буду следить за ходом игры и помогать, если нужно.

Вот какие роли мы распределим:

  • Полицейский

  • Социальный работник

  • Обычный гражданин

  • Представитель местной власти

  • Судья (если ситуация требует судебного разбирательства)

Пример ситуации:
Предположим, вы находитесь на крупном музыкальном фестивале. Молодые люди начинают нарушать общественный порядок: громко кричат, пьют алкоголь в неподобающих местах, бросают мусор на землю. Ваша задача — решить, как вы будете действовать в этой ситуации, принимая во внимание правопорядок и социальную ответственность.

Что нужно сделать:

  1. Обсудите в группе, как каждый из вас будет действовать в своей роли.

  2. Примите решение: какие меры нужно принять, чтобы восстановить правопорядок и при этом проявить социальную ответственность (например, разъяснить правила, призвать людей соблюдать порядок или предпринять другие действия).

  3. Подготовьте короткую презентацию, где объясните, почему вы выбрали именно такой способ действия.

Каждая группа будет выступать перед классом, объясняя свои действия и решения.


Разделение на группы. Каждая группа получает свою роль и ситуацию для обсуждения.

Обсуждение ситуации в группе, поиск решений и подготовка презентации.

Презентация решений каждой группы. Каждый участник группы объясняет, как он решал бы проблему, исходя из своей роли.


Как группа аргументирует своё решение, опираясь на соблюдение правопорядка и социальной ответственности.

Способность участников работать в команде и четко объяснять свои действия.

Творческий подход к решению проблемы.

Ситуации для обсуждения, доска для записи.

5. Урок безопасности (10 мин)

Сомнительные формы дохода как не попасть в ловушку мошенников?

Теперь давайте рассмотрим, как мошенники используют сомнительные схемы для того, чтобы обмануть людей. Мы все слышали о различных мошенничествах, таких как финансовые пирамиды, фальшивые инвестиции и интернет-обманы. Задача каждого из нас — быть осторожным и уметь распознавать такие предложения.

Предлагаю вам поучаствовать в мини-игре. Я разделю вас на группы и дам каждому из вас описание нескольких сомнительных схем получения дохода. Ваша задача — проанализировать каждый случай и решить, что в нем выглядит подозрительным и как можно избежать попадания в ловушку.

Ситуация 1: Инвестиции с гарантированным доходом

Описание:
Вам предлагают вложить деньги в новый стартап, который обещает гарантированный доход в размере 20% в месяц. Обещают быстрые выплаты и гарантии возврата вложений. Но на вопрос о рисках и подробностях бизнеса отвечают уклончиво, а вся информация о проекте представлена на неофициальных сайтах и в социальных сетях.

Вопрос для обсуждения: Что в этой ситуации вызывает подозрения? Как можно проверить, не является ли это финансовой пирамидой?

Ситуация 2: "Работа" без вложений, но с большими перспективами

Описание:
Вы получаете предложение о работе в интернете, где обещают значительный доход (например, от 50 000 рублей в месяц) без необходимости вкладывать деньги. Для начала работы нужно зарегистрироваться на платформе и приобрести некоторые обучающие материалы или специальное программное обеспечение за деньги.

Вопрос для обсуждения: Какие признаки указывают на то, что это может быть обманом? Как можно удостовериться в легальности этого предложения?

Ситуация 3: Поддержка "друзей" через сеть

Описание:
Ваш друг (или знакомый) предлагает вам "поддержать его бизнес" — купить товары по сильно завышенной цене или вступить в схему, где нужно пригласить других людей, чтобы получать комиссионные. Он обещает большие деньги, но, когда вы спрашиваете, как работает схема, он начинает отмахиваться или предлагает не задавать вопросы.

Вопрос для обсуждения: Почему это предложение может быть подозрительным? Какие способы защиты от таких мошеннических схем существуют?



Разделение на группы. Каждая группа получает описание сомнительных схем (например, финансовые пирамиды, слишком выгодные предложения).

Обсуждение и поиск признаков мошенничества. Презентация решения: как можно избежать обмана и что делать в случае сомнительных предложений.

Оценка будет основываться на способности учеников распознавать признаки мошенничества и предложить реальные способы защиты.

Презентация,

6. Подведение итогов Домашнее задание (5 мин)

Итак, мы с вами обсудили важные аспекты правопорядка и социальной ответственности. На протяжении урока мы разобрали, как соблюдение законов влияет на общество, какие последствия могут быть при игнорировании этих норм, а также как важно проявлять личную ответственность за свои поступки. Мы рассмотрели практические примеры, разыграли реальные ситуации и обсудили, как не попасть в ловушку мошенников.

Рефлексия:
Подумайте, пожалуйста, о том, что нового вы узнали на этом уроке. Какие выводы можно сделать? Как эти знания могут помочь вам в жизни? Не забывайте, что правопорядок и ответственность — это основа нашего общества, и каждый из нас несет свою долю ответственности за его функционирование.

Заключение:
Итак, мы подошли к завершению урока. Правопорядок и социальная ответственность — это те принципы, которые лежат в основе стабильного и справедливого общества. Каждый из нас, следуя этим принципам, может внести свой вклад в улучшение общественной жизни.

Объясняет задание на дом: написать эссе.

Слушают выводы, отвечают на вопросы, делятся мнениями. Слушают инструкцию, задают уточняющие вопросы.

Устное оценивание за активность в рефлексии.

Презентация, доска.



21 Ақпан 2025
1771
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі