Материалдар / Классный час "Закон и порядок"
«Ustaz tilegi» - Республикалық кәсіби педагогтар қауымдастығына қосылып, сайттағы 381 569 материалды тегін жүктеп алу мүмкіндігіне ие болыңыз
Толығырақ

Классный час "Закон и порядок"

Материал туралы қысқаша түсінік
Классный час на тему "Закон и порядок" содержит урок безопасности на тему: «Защита личных границ в интернете и социальных сетях». Урок рассчитан на учащихся 10 класса. Цель классного часа: Формирование у учащихся представления о роли закона в обществе, развитие правовой грамотности, воспитание уважения к закону и порядку.
Авторы:
27 Қаңтар 2025
579
18 рет жүктелген
250 ₸
Бүгін алсаңыз
+13 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +13 бонус беріледі Бұл не?
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады


Поурочный план или краткосрочный план для педагога организаций среднего образования

Классный час


ФИО педагога:


Дата:


Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


Тема урока:

Закон и порядок

Урок безопасности ( 10 минут)

19-УРОК

«Защита личных границ в интернете и социальных сетях»

Цели урока

Формирование у учащихся представления о роли закона в обществе, развитие правовой грамотности, воспитание уважения к закону и порядку.

Цитата недели

«Әділет жолы- адал жол»/ (Дорога честности- дорога справедливости)

Ценность

закон и порядок

Ход урока

Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

0-10 мин

Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим о законе и порядке, о том, как законы влияют на нашу жизнь и почему они так важны для общества. Давайте начнём с простого вопроса: как вы понимаете слово "закон"? Что это такое?

(Учитель выслушивает ответы учеников и записывает ключевые идеи на доске или флипчарте.) Формулирует цель урока.

Отлично! Закон – это обязательное правило, установленное государством. Эти правила нужны, чтобы регулировать наши действия, защищать права каждого человека и поддерживать порядок в обществе. Законы одинаково обязательны для всех – будь это гражданин, чиновник или крупная организация.

Теперь давайте обратимся к главному закону нашей страны – Конституции Республики Казахстан. В статье 1 говорится, что Казахстан – это демократическое, светское, правовое и социальное государство. Это значит, что все законы у нас в стране создаются для защиты человека, его прав, свободы и безопасности.

Почему законы важны? Давайте рассмотрим их основные функции.




Отвечают на вопросы, делятся своими мыслями, обсуждают, почему важен закон в обществе.


Устная активность, вовлеченность.


Презентация с вводными вопросами, доска/флипчарт.

Понятие закона и порядка (10 минут)

Функции закона:

  1. Первая функция – защита прав и свобод граждан.
    Законы гарантируют каждому из нас определённые права. Например, у вас есть право на образование. Это право защищается Законом Республики Казахстан "Об образовании", который гарантирует всем бесплатное среднее образование.

  2. Вторая функция – регулирование общественных отношений.
    Представьте, если бы не было правил на дороге – каждый водитель ездил бы как хотел. Законы помогают упорядочить эти отношения. Например, Правила дорожного движения регулируют, кто, где и как должен передвигаться, чтобы не создавать аварийных ситуаций.

  3. Третья функция – предотвращение нарушений.
    Законы устанавливают ответственность за противоправные действия. Если кто-то нарушает закон, его ждёт наказание. Например, Уголовный кодекс Казахстана предусматривает наказания за кражу или мошенничество. Это удерживает многих от нарушения закона.

  4. Четвёртая функция – обеспечение порядка и стабильности в обществе.
    Законы создают условия, при которых мы можем жить безопасно и комфортно. Например, Закон "О борьбе с коррупцией" помогает снизить взяточничество, что делает работу государственных органов более прозрачной.


Учитель:
Давайте подумаем: какая из этих функций, по-вашему, самая важная? Почему?

(Учитель слушает ответы учеников, поддерживает обсуждение.)

Теперь представьте, что бы произошло, если бы законов не существовало? Например, не было бы уголовного наказания за преступления. Что бы случилось?

(Ученики высказывают свои идеи.)

Верно, без законов в обществе начался бы хаос. Никто бы не чувствовал себя защищённым, права людей постоянно нарушались бы. Именно поэтому так важно, чтобы законы существовали, были справедливыми и одинаково применялись ко всем.


Участвуют в обсуждении, приводят свои примеры из жизни.

Устная обратная связь, вовлеченность

Слайды с функциями закона.

Права и обязанности граждан (10 минут)

Учитель:
Ребята, как вы думаете, что такое права граждан? Почему они важны?

Возможные ответы:
Это то, что мы можем делать, не нарушая закон. Например, учиться или работать.

Учитель:
Верно! Права граждан – это возможности, которые даёт нам государство, чтобы мы могли развиваться, чувствовать себя защищёнными и жить достойно. Например, право на образование, медицинскую помощь, свободу слова. А теперь подумайте: какие у вас есть права, которые вы уже используете?

Возможные ответы:
Право на образование – мы учимся в школе.

Возможные ответы:
Право на отдых, мы отдыхаем на каникулах.

Учитель:
Отлично, вы назвали важные примеры. А теперь откроем Конституцию Республики Казахстан – главный закон нашей страны. В статье 30 говорится, что каждый гражданин имеет право на образование, и государство гарантирует бесплатное среднее образование. Разве это не здорово?

Возможные ответы:
Да, без этого многие не смогли бы учиться.

Учитель:
Совершенно верно. А теперь давайте подумаем: если у нас есть права, значит, у нас должны быть и обязанности. Что такое обязанности граждан, как вы думаете?

Возможные ответы:
Это то, что мы обязаны делать, чтобы соблюдать законы.

Учитель:
Правильно! Обязанности – это то, что каждый из нас должен выполнять для блага всего общества. Например, одна из обязанностей граждан Казахстана – платить налоги. Как вы думаете, почему это важно?

Возможные ответы:
Чтобы деньги шли на школы, больницы и дороги.

Учитель:
Совершенно верно. Налоги позволяют государству обеспечивать нас теми же правами – образованием, медицинской помощью, инфраструктурой. А какие ещё обязанности вы знаете?

Возможные ответы:
Беречь природу и окружающую среду.

Учитель:
Отличный пример! У нас есть обязанность защищать природу, потому что мы несем ответственность за будущее нашей планеты. А кто-нибудь знает, какая обязанность связана с безопасностью страны?

Возможные ответы:
Служить в армии?

Учитель:
Верно. Это тоже одна из обязанностей граждан – защищать свою страну.

Учитель:
Итак, у нас есть права, которые помогают нам жить достойно, и обязанности, которые мы выполняем, чтобы общество было справедливым и стабильным. А как вы думаете, что произойдёт, если мы будем только требовать свои права, но забывать об обязанностях?

Возможные ответы:
Наверное, начнётся хаос.

Учитель:
Абсолютно верно. Важно соблюдать баланс между правами и обязанностями. Теперь давайте сделаем так: разделимся на группы. Каждая группа составит список из 3–5 прав и 3–5 обязанностей, которые, по вашему мнению, самые важные. Потом обсудим результаты.

(Учитель делит учащихся на группы и даёт им задание.)

Учитель (подведение итогов):
Вы хорошо поработали, и теперь вы знаете, что права и обязанности граждан – это две стороны одной медали. Помните, что соблюдение обязанностей помогает нам сохранить права и построить справедливое общество.


Учащиеся анализируют и обсуждают, какие права и обязанности наиболее актуальны для них.

Устные ответы, уровень вовлечённости.

Конституция РФ, раздаточный материал

Что происходит при нарушении закона (5 минут)

Учитель:
Ребята, мы с вами уже обсудили, зачем нужны законы и какие они выполняют функции. Но давайте подумаем: что произойдёт, если человек нарушает закон?

(Пауза для размышления, учитель слушает ответы учеников.)

Верно, если человек нарушает закон, он несёт за это ответственность. В зависимости от того, насколько серьёзно было нарушение, ответственность бывает разной. Сегодня мы поговорим о двух её видах: административной и уголовной.

Административная ответственность

Административная ответственность наступает за менее серьёзные нарушения, которые, однако, нарушают общественный порядок или установленные правила.

Примеры:

  • Переход улицы в неположенном месте. За это могут выписать штраф.

  • Нарушение правил дорожного движения, например, превышение скорости. Здесь тоже грозит штраф или временное лишение прав на управление автомобилем.

  • Если кто-то нарушает правила благоустройства – например, мусорит в общественном месте. За это также предусмотрен штраф.

Цель административной ответственности – не наказать жёстко, а напомнить человеку о важности соблюдения правил.

Вопрос к ученикам:
Как вы думаете, почему важно соблюдать даже такие "мелкие" законы, как правила дорожного движения?

(Ученики отвечают, обсуждение кратко фиксируется.)

Уголовная ответственность

Теперь поговорим об уголовной ответственности. Она наступает за более серьёзные нарушения – преступления, которые могут нанести вред человеку, обществу или государству.

Примеры:

  • Кража, когда кто-то берёт чужую собственность.

  • Хулиганство, сопровождающееся угрозами или насилием.

  • Нарушения, связанные с наркотиками.

  • Даже распространение фейковой информации может стать преступлением, если оно приводит к панике или массовым беспорядкам.

Виды наказаний здесь более серьёзные:

  • Это может быть лишение свободы, то есть заключение в тюрьму.

  • Штрафы, которые значительно выше, чем в случае административной ответственности.

  • Обязательные работы – когда человек должен отрабатывать на благо общества.

Учитель:
Как вы думаете, почему уголовные наказания такие строгие?

(Ученики делятся мнением.)

Вы правы. Цель таких наказаний – защитить общество от опасных действий и людей, которые могут причинить вред другим.

Различие между административной и уголовной ответственностью

Чтобы вам было проще запомнить:

  • Административная ответственность связана с нарушениями правил, которые регулируют порядок в обществе.

  • Уголовная ответственность наступает за более серьёзные нарушения, которые причиняют ущерб людям или обществу.

Учитель:
Теперь представьте, что кто-то нарушает закон, но наказания нет. Что произойдёт с обществом?

(Ученики обсуждают, приводят примеры.)

Верно, без ответственности законы перестанут работать. А если каждый начнёт нарушать правила, мы потеряем безопасность, стабильность и порядок.

Итог:
Мы с вами поняли, что наказания за нарушения – это не просто строгие меры. Это способ поддерживать справедливость, защищать права и безопасность всех граждан. Поэтому важно не только знать законы, но и соблюдать их.


Слушают, обсуждают примеры, задают вопросы.

Активность в обсуждении.

Слайды с примерами видов ответственности.

Практическая часть (20 минут)

Ребята, мы с вами уже разобрались, что происходит, если закон нарушается, и как важно защищать права граждан. А сейчас мы перейдём к практике: вы будете работать с конкретными ситуациями – кейсами. Ваша задача: проанализировать предложенную ситуацию, определить, какие законы или права были нарушены, и предложить решение. Мы работаем в группах, потому что очень важно научиться обсуждать и решать подобные вопросы вместе."

Действие учителя:

  • Раздаёт карточки с кейсами или выводит их на экран (вариант для цифрового урока – отправить текст кейсов через электронные платформы).

  • Поясняет, как выполнять задание:

    1. Прочитайте ситуацию.

    2. Ответьте на вопросы:

      • Какие законы или права были нарушены?

      • Кто пострадал от нарушения?

      • Какую ответственность несёт нарушитель?

      • Как можно защитить права в этой ситуации?

    3. Подготовьте 2-3 минутный устный ответ, который представите всем.


"Каждая группа получает свою ситуацию. Ваша задача – обсудить её внутри команды и ответить на вопросы. Подумайте, как можно защитить права пострадавших и что грозит нарушителю. У вас будет 10 минут на обсуждение, а потом каждая группа представит свои выводы."

Примеры кейсов:

  1. Кейс 1: Нарушение прав работника
    Работодатель уволил сотрудника без объяснения причин и без компенсации, хотя сотрудник был оформлен официально. Какие права работника нарушены? Что делать в этой ситуации?

  2. Кейс 2: Хулиганство
    Подростки на улице разбили витрину магазина. Владелец магазина вызвал полицию. Какие законы были нарушены? Какая ответственность грозит нарушителям?

  3. Кейс 3: Интернет-мошенничество
    Женщина перевела деньги "интернет-магазину", который исчез после получения оплаты. Какие её права нарушены? Как она может защитить свои интересы?

  4. Кейс 4: Оскорбление в социальных сетях
    Школьник опубликовал оскорбительные комментарии под фотографиями своего одноклассника. Какие законы или права нарушены? Как можно урегулировать ситуацию?

  5. Кейс 5: Экологическое правонарушение
    Компания сбрасывает отходы в реку без разрешения и нарушает экологические нормы. Какие права граждан нарушаются? Какую ответственность должна понести компания?

4. Представление результатов

Действие учителя:

  • Вызывает по очереди группы для представления своих выводов.

  • Задаёт уточняющие вопросы, помогает сформулировать выводы, если нужно.


"Давайте послушаем, как ваша группа решила эту ситуацию. Какие права или законы были нарушены? Что можно сделать, чтобы защитить пострадавших? Какую ответственность понесут нарушители?"

Действие учащихся:

  • Представляют свои выводы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.


Групповая работа, качество выводов.

В каждой группе учащиеся читают свой кейс, обсуждают ответы на вопросы и распределяют роли для представления результата (например, один ученик рассказывает о ситуации, другой – о нарушении закона, третий – о возможных решениях).


Обсуждают кейсы, составляют список прав/обязанностей в группах, делятся выводами с классом..

Раздаточный материал с кейсами, маркеры, бумага

Урок безопасности

Личные границы в интернете – это правила и ограничения, которые помогают сохранить вашу безопасность и комфорт в виртуальной среде. Важно помнить, что, как и в реальной жизни, вы имеете право на уважение и приватность.

Чтобы защитить свои границы:

  1. Не делитесь личной информацией. Старайтесь не публиковать данные, такие как адрес, номер телефона или финансовые сведения.

  2. Контролируйте доступ к вашему контенту. Используйте настройки конфиденциальности, чтобы ограничить круг людей, которые могут видеть ваши публикации.

  3. Будьте внимательны к сообщениям. Не открывайте ссылки или файлы от незнакомцев – это может быть попытка взлома или мошенничества.

  4. Отстаивайте свои права. Если кто-то нарушает ваши границы – оскорбляет, угрожает или использует ваши данные без разрешения – блокируйте таких людей и сообщайте о них администрации платформы.

Интернет должен быть безопасным местом для каждого. Уважайте чужие границы и защищайте свои!


Высказывают свое мнение

Вовлеченность

Презентация

Конец урока

40-45 мин

Сегодня на уроке мы узнали, что законы играют важнейшую роль в жизни общества: они защищают наши права, регулируют отношения между людьми и помогают предотвращать нарушения. Мы обсудили, что каждый гражданин не только имеет права, но и обязан соблюдать законы и выполнять свои гражданские обязанности.

Мы разобрали:

  1. Что происходит, если закон нарушается, и какие виды ответственности существуют (административная и уголовная).

  2. Как защищать свои права в различных жизненных ситуациях.

  3. Как важно соблюдать баланс между правами и обязанностями, чтобы поддерживать порядок и справедливость в обществе.

Главный вывод: законы – это основа порядка, а их соблюдение делает наше общество безопасным и стабильным. Каждый из нас может внести вклад в поддержание законности, начиная с уважения своих обязанностей и прав других людей.


Дети отвечают на вопросы.

Проводят самооценку работы на уроке.


Уровень рефлексии, ответы на вопросы.


Листочки для рефлексии, доска/флипчарт.




.



.



.














Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі