Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Оценивание
|
Ресурсы
|
1. Вступительная
часть
|
Сегодня мы с вами
поговорим на важную и актуальную тему — буллинг. Это явление, к
сожалению, существует в разных коллективах, в том числе и в
школьной среде. Но что самое важное, мы можем его предотвратить и
бороться с ним, если будем внимательны друг к другу, открыты к
диалогу и готовы помочь тем, кто оказался в трудной
ситуации.
Мы рассмотрим, что
такое буллинг, какие его виды существуют, почему важно не
оставаться равнодушными и как можно помочь жертвам буллинга.
Надеюсь, что сегодняшний урок поможет нам лучше понять, как важно
создавать в школе атмосферу уважения, дружбы и
поддержки.
Я призываю вас быть
активными и искренними, делиться своим мнением и слушать мнения
других. Важно, чтобы каждый из вас чувствовал себя в безопасности и
знал, что может рассчитывать на помощь и
поддержку.
Давайте
начнем!
Блиц -
опроса
-
Что такое
буллинг?
а) Дружеские
отношения
б) Агрессивное
поведение одного человека по отношению к
другому
в) Проблемы с
коммуникацией
-
Какие формы буллинга
вам известны?
а)
Физический
б)
Вербальный
в)
Кибербуллинг
г) Все
вышеперечисленное
-
Кто может стать
жертвой буллинга?
а) Только слабые и
неуверенные люди
б) Каждый может
стать жертвой
в) Только популярные
дети
-
Как часто вы
встречали случаи буллинга в своей
школе?
а)
Часто
б)
Редко
в)
Никогда
-
Как вы думаете, что
может стать причиной
буллинга?
а)
Ревность
б) Желание
доминировать
в) Невозможность
адаптироваться
г) Все ответы
верны
-
Как вы думаете,
какой вред может причинить буллинг
жертве?
а) Психологические
проблемы
б) Физические
травмы
в) Ухудшение
отношений с окружающими
г) Все ответы
верны
-
Как вы думаете,
нужно ли вмешиваться в ситуацию, если вы стали свидетелем
буллинга?
а) Да,
обязательно
б) Нет, это не моя
проблема
в) Зависит от
ситуации
-
Какие способы борьбы
с буллингом вы знаете?
а) Обратиться к
взрослым
б)
Игнорировать
в) Самостоятельно
решать проблему с агрессором
-
Кто, по вашему
мнению, должен бороться с буллингом в
школе?
а) Только
учителя
б) Все
школьники
в) Только
родители
-
Что бы вы
посоветовали человеку, который стал жертвой
буллинга?
а) Принять агрессию
и не отвечать
б) Поговорить с
учителем или психологом
в) Игнорировать
ситуацию и надеяться, что все
пройдет
Эти вопросы помогут
учащимся задуматься о проблеме буллинга, ее последствиях и путях
решения.
|
- Участвуют в обсуждении,
отвечают на вопросы о
буллинге.
|
Участие в
обсуждении.
|
Презентация, карточки с
ситуациями.
|
2. Как распознать
буллинг
|
Буллинг часто скрыт
от посторонних глаз и может быть трудно заметен, если не обращать
внимание на динамику межличностных отношений в
коллективе.
-
Неравенство в
отношениях: один человек или группа
доминирует над другим, издевается, манипулирует, исключает из
общения, не давая возможность другим высказаться или участвовать в
мероприятиях.
-
Молчание и
игнорирование: буллинг часто включает в себя
игнорирование, уклонение от общения, бойкотирование человека, что
может быть не так очевидно, как прямые
оскорбления.
-
Скрытые
угрозы: буллинг может выражаться в
косвенных угрозах или манипуляциях, например, через шантаж,
заставляющий человека чувствовать себя под
давлением.
Буллинг часто
маскируется под «невинные» шутки или сарказм. Однако, если эти
«шутки» имеют явный направленный негативный характер и регулярно
повторяются, это может быть формой
буллинга.
-
Шутки на личные
темы: насмешки, касающиеся
внешности, интеллекта, социальных или этнических характеристик,
которые не воспринимаются как «добрые шутки», а больше как способ
унизить.
-
Сарказм или
уничижительные комментарии: например, на тему того, что
человек не «потянет» определенные задачи, что он «не вписывается» в
коллектив или не соответствует каким-то
стандартам.
Распознавание буллинга требует внимательности и
комплексного подхода. Не всегда поведение агрессора или жертвы
является очевидным, и важно учитывать как явные, так и скрытые
признаки насилия. Методы распознавания помогают не только
предотвратить буллинг, но и создать безопасную атмосферу для всех
участников коллектива.
|
Принимают участие в
обсуждении
|
Оценка участия в ролевых
играх.
|
Раздаточные материалы для
ролевых игр.
|
3. Как помочь
другим
|
Мини-проект "Будь
хорошим другом"
Учащиеся работают в
командах, чтобы разработать проект по борьбе с буллингом, который
будет включать не только план действий, но и креативные методы
помощи жертвам. Например, они могут
создать:
-
Плакат с
призывом: на котором будет описано, что
делать, если ты стал свидетелем буллинга, и как помочь
жертве.
-
Видеоролик: команда может записать
видеоролик, в котором они в разных ситуациях показывают, как можно
противостоять буллингу (например, что делать, если кто-то
издевается над твоим другом в
интернете).
-
Манифест
дружбы: создать текст или стихи,
которые будут призывать всех быть добрыми и поддерживать друг
друга.
Проект может быть
представлен на школьной линейке или в виде выставки, где другие
учащиеся смогут увидеть, что важность дружбы и поддержки — ключ к
решению проблемы буллинга.
Цель: создать коллективный продукт,
который будет напоминать всем о важности взаимной поддержки и
дружбы, а также развить командное
взаимодействие.
|
Работают в группах,
разрабатывают планы действий. - Представляют свои планы
классу.
|
Оценка качества предложенных
планов.
|
Листки для групповой
работы.
|
4. Урок безопасности (10
минут)
|
“Ответственность
за распространение ложной информации, в том числе в
сети”
Ответственность за
распространение ложной информации, включая в сети, регулируется
законами, направленными на защиту от клеветы, кибербуллинга,
распространения фейков и иных форм манипуляции. В большинстве стран
существуют законодательные акты, которые предусматривают
ответственность за распространение ложных сведений, особенно если
это касается:
-
Клеветы и
клеветнических заявлений — распространение заведомо
ложной информации, порочащей репутацию человека, может привести к
гражданской или уголовной
ответственности.
-
Кибербуллинга — если ложная информация
используется для унижения или угроз, она может стать основанием для
уголовного преследования или административных
санкций.
-
Фальшивых
новостей и манипуляций общественным
мнением — законы в некоторых странах
вводят ответственность за распространение ложных новостей,
направленных на манипуляцию мнением общества, особенно в контексте
выборов или кризисных
ситуаций.
Штрафы, компенсации,
а также уголовные наказания могут быть применены к тем, кто
сознательно распространяет ложную информацию с целью причинить
вред. Важно помнить, что для установления ответственности
необходимо доказать умышленность или халатность в действиях
распространителя ложной
информации.
|
Участвуют в обсуждении,
отвечают на вопросы
|
Вовлеченность в
беседу
|
Видеоролик
|
5. Заключение и подведение
итогов
|
Подведение итогов урока,
повторение ключевых моментов. - Напоминание о важности уважения и
безопасности.
|
Обсуждают, что нового узнали
на уроке. - Отвечают на вопросы учителя, дают идеи для улучшения
атмосферы в школе.
|
Оценка активности в
заключении
|
- Презентация, материалы для
обсуждения.
|