Этап
|
Действия
учителя
|
Действия
ученика
|
Оценивание
|
Ресурсы
|
1.
Вступление
|
— Добрый день, ребята! Рада вас
видеть. Сегодня у нас шестой урок в серии, посвященной важной теме
— защите от буллинга. Мы уже обсуждали, что такое буллинг, как его
распознать, какие формы он может принимать, а также поговорили о
том, как буллинг влияет на
людей.
— Сегодня на уроке мы
сосредоточимся на том, как можно защитить себя, если вы стали
жертвой буллинга. Мы рассмотрим несколько методов, которые помогут
вам справиться с агрессией и уверенно реагировать в сложных
ситуациях. Важным моментом будет также понимание, к кому можно
обратиться за помощью и как это сделать
правильно.
— Убедитесь, что у вас есть все
необходимое для работы: тетради, ручки. Подготовьтесь активно
участвовать в обсуждениях и
упражнениях.
— Давайте настроимся на работу и
поговорим о том, как правильно защищать свои границы и не позволять
другим нарушать ваши права.
|
Участвуют в обсуждении: Ученики делятся
мнениями.
|
Оценка вовлеченности в обсуждение, правильность
понимания термина.
|
проектор, экран, ноутбук, распечатки с заданиями,
доска, маркеры.
|
2. Обсуждение теории: "Что такое защита от
буллинга?"
|
— Итак, ребята, давайте немного
вспомним, что такое буллинг. Мы уже говорили, что буллинг — это
систематическое унижение или агрессия в отношении другого человека.
Это может проявляться в разных формах: вербальной, физической или
психологической. Но сегодня мы поговорим о том, как можно защитить
себя, если вы столкнулись с
буллингом.
— Защита от буллинга — это не
только умение ответить на агрессию, но и знание, как правильно
реагировать и какие меры предпринимать, чтобы прекратить насилие
или унижение.
— Во-первых, самозащита — это важный аспект. Здесь
речь идет о ассертивности. Это умение уверенно, но при
этом мирно заявить о своих границах. Например, если кто-то начинает
вас оскорблять или шутить на ваш счет, важно уметь сказать: «Мне
это не нравится, прошу прекратить». Это
называется ассертивным
поведением — вы не реагируете агрессией,
но и не позволяете нарушать свои
границы.
— Во-вторых, уход и
избежание ситуации. Если мы понимаем,
что агрессия или буллинг может перерасти в угрозу безопасности,
важно уметь вовремя уйти и обратиться за помощью. Это нормально —
покинуть опасную ситуацию, чтобы обезопасить
себя.
— Еще один важный момент
— вербальная
защита. Иногда достаточно просто
спокойно ответить агрессору, чтобы прекратить конфликт. Например,
сказать: «Я не согласен с твоими словами» или «Ты не имеешь права
так говорить». Здесь важно не вступать в борьбу или споры, а
сохранять спокойствие и
уверенность.
— Ну и,
конечно, поиск
поддержки. Это может быть поддержка
друзей, родителей, учителей или школьного психолога. Помните, что
всегда можно и нужно обратиться к взрослым, если ситуация выходит
из-под контроля.
— Важно помнить, что защита от
буллинга — это не только умение себя защищать, но и осознание того,
что вы имеете право на личную безопасность и уважение. Никто не
имеет права унижать вас или причинять вам
боль.
— Давайте подытожим: защита от
буллинга — это умение быть уверенным в себе, соблюдать свои границы
и при необходимости обращаться за помощью. Уверенность в себе и
спокойное поведение часто помогают избежать эскалации конфликта и
остановить буллинг на ранней
стадии.
Теперь давайте подумаем, как
эти теоретические знания можно применить на
практике.
|
Групповая работа:
Каждая группа обсуждает вопросы и записывает ответы на
доске.
|
Оценка активности групп, полнота
ответов.
|
Листочки с вопросами, маркеры,
доска.
|
3. Групповое обсуждение: "Как обратиться за
помощью?"
|
—
Ребята, теперь
давайте поговорим о том, как правильно обращаться за помощью, если
вы столкнулись с буллингом. Очень важно понимать, что попросить о
помощи — это не слабость, а наоборот, проявление силы и
ответственности за собственную
безопасность.
—
В первую очередь,
если вы стали жертвой буллинга, важно
обратиться к
взрослым. Это может быть учитель,
школьный психолог, директор школы или ваши родители. Они могут вам
помочь разобраться в ситуации, принять меры и обезопасить вас от
дальнейших угроз.
—
Также важно помнить,
что в Казахстане есть горячая линия для детей и
подростков. Вы можете позвонить по
номеру 150. Это анонимная линия, где вам
помогут советом, поддержат и, если нужно, направят к специалистам.
Вы также можете написать на e-mail или обратиться через сайт. Это
очень важный ресурс, который существует для того, чтобы вы не
оставались один на один с
проблемой.
—
Есть
и другие
организации, которые могут помочь в
случае буллинга. Например, можно обратиться в
полицию, если буллинг носит
угрожающий характер, или если есть физическое насилие. Важно знать,
что в Казахстане существует закон, который защищает вас от насилия
и агрессии. Никакие угрозы или физическое насилие не должны
оставаться без внимания.
—
Когда вы решите
обратиться за помощью, постарайтесь сделать это как можно скорее.
Чем быстрее вы расскажете о проблеме, тем быстрее можно начать
действовать, чтобы её
решить.
—
А теперь давайте
подумаем, как правильно говорить о буллинге, чтобы вас точно
услышали. Когда вы обращаетесь к взрослому или в организацию,
говорите конкретно о том, что происходит: кто, когда, как вас
обижает или угрожает. Чем более конкретными будут ваши слова, тем
легче будет решить проблему.
—
Помните,
что не
бойтесь обращаться за помощью. Это ваш
законный и моральный право, и никто не должен вас за это осуждать.
Мы все должны поддерживать друг друга, чтобы остановить буллинг и
создать безопасную атмосферу для
каждого.
—
Давайте теперь
обсудим: кто из вас уже знает, куда можно обратиться за помощью в
своей школе или в городе
(селе)?
|
Индивидуальная работа: каждый ученик
пишет, куда
он может обратиться за
помощью.
- Чтение идей вслух.
|
Оценка разнообразия предложенных действий,
креативность и осознанность.
|
Листочки с вопросами,
маркеры,
|
4.Урок
безопасности
|
Сегодня
на уроке безопасности:
«Эффективные стратегии
реагирования на негативные высказывания относительно вас» мы
поговорим о важной теме — как правильно реагировать на негативные
высказывания в ваш адрес. Каждый из нас хотя бы раз сталкивался с
критикой или обидными словами от других людей. Иногда такие
высказывания могут задеть, расстроить или даже повлиять на нашу
самооценку. Но важно понимать, что у нас есть несколько эффективных
стратегий, которые помогут нам справляться с такими
ситуациями.
—
Первая стратегия —
это ассертивность. Что это значит? Это
способность уверенно и спокойно выразить свои мысли, не переходя на
агрессию, и не молчать, если вам не нравится, что говорят.
Например, если кто-то говорит вам неприятные вещи, можно ответить:
«Мне это не нравится, я не согласен/согласна с вами» или «Я
предпочитаю, чтобы вы говорили это в более уважительной форме». Это
поможет вам не поддаваться на провокации и держать контроль над
ситуацией.
—
Вторая стратегия
— игнорирование. Иногда на негативные
высказывания просто не стоит реагировать. Если кто-то пытается вас
обидеть, просто проигнорируйте это, не вступая в разговор. Это
может быть сложно, но такой подход позволяет не тратить силы на
несущественные вещи и не давать агрессору
удовлетворения.
—
Третья стратегия
— использование
юмора. Это отличное средство для
разрядки напряженной ситуации. Если кто-то пытается вас задеть,
иногда можно просто ответить с улыбкой или пошутить над ситуацией.
Например, если кто-то скажет что-то неприятное, можно с легким
оттенком юмора ответить: «Да, я всегда мечтал(а) стать таким
супергероем!» Это помогает снять напряжение и не воспринимать слова
слишком близко к сердцу.
—
Четвертая стратегия
— это поиск
поддержки. Если вы чувствуете, что не
можете справиться с ситуацией самостоятельно, не стесняйтесь
обратиться к друзьям, учителям, родителям или школьному психологу.
Иногда простая беседа с тем, кто вас поддержит, помогает вернуть
уверенность и понять, что вы не одиноки в таких
ситуациях.
—
Важно помнить, что
никто не имеет права унижать вас или обижать. Ваши чувства имеют
значение, и вы вправе защищать себя. Но помните, что ваша реакция —
это то, что дает вам силу. Вы можете выбирать, как реагировать, и
как следить за своим внутренним
состоянием.
—
Подведем итог: когда
вы сталкиваетесь с негативными высказываниями, важно оставаться
спокойными, уверенными в себе и использовать стратегии, которые
помогут вам не принимать это на свой счет. Будьте ассертивными, не
давайте повода для агрессии и помните, что всегда можно обратиться
за поддержкой, если ситуация выходит из-под
контроля.
|
Участвуют в
обсуждении
|
Оценка вовлеченности в
обсуждение,
|
проектор,
|
5. Заключение и
рефлексия
|
—
Ребята, наш урок
подошел к концу. Давайте подведем итоги того, что мы сегодня
узнали.
—
Мы обсудили, что
такое защита от буллинга и как важно уметь защищать свои границы.
Мы поговорили о таких ключевых понятиях, как
ассертивность,
самозащита, и что не стоит быть
агрессивным или пассивным, а важно быть уверенным в себе и спокойно
заявлять о том, что вам не нравится. Вы узнали,
как уходить от
конфликта, если ситуация становится
опасной, и как обратиться за
помощью.
—
Мы также обсудили,
куда можно обратиться, если вы столкнулись с буллингом: к взрослым,
в школу, на горячие линии, в полицию. Важно помнить, что помощь
всегда доступна, и вы не одиноки в такой
ситуации.
—
Помните, что
бороться с буллингом можно не только самостоятельно, но и с помощью
тех, кто рядом: друзей, родителей, учителей и даже профессионалов,
если это необходимо.
—
Очень важно, чтобы
каждый из вас чувствовал себя безопасно и комфортно в своем
окружении, и чтобы вы знали, что имеете право на защиту и уважение.
Не забывайте, что вас никто не имеет права обижать, и всегда можно
найти решение проблемы.
—
На следующем уроке
мы продолжим работать над тем, как быть уверенным в себе в сложных
ситуациях и как поддерживать других. Не забывайте, что если у вас
возникнут вопросы или вам понадобится помощь, вы всегда можете
обратиться к учителю, психологу или
родителям.
—
Всем спасибо за
активное участие! До встречи на следующем
уроке!
|
-
Запись одного действия, которое ученик готов предпринять.
- Несколько учеников озвучивают свои
идеи.
|
Оценка осознанности и готовности к
действиям.
|
Листочки для
записей.
|