«Формирование ключевых компетенций на уроках
самопознания, способствующих повышению качества
образования
через духовно-нравственное
воспитание»
«Правильно организованное образование строится на
общечеловеческих ценностях. Именно через образование мы хотим
возродить в нашем обществе духовные ценности, чтобы каждый человек
мог в полной мере воплотить заложенные в нём от рождения
способности, тем самым принести пользу государству, всем
людям».
С.А.Назарбаева
Эксперты в области технологий
и образования прогнозируют, что через 20 лет школы
будут развивать не навыки, а черты характера, такие как
креативность, умение абстрактно и критически мыслить,
подстраиваться под обстоятельства и работать сообща. Люди
получат доступ к непрерывному обучению, которое поможет быстро
и гибко адаптироваться под изменяющийся рынок труда
в условиях Четвертой промышленной революции. Строгая фиксация
на стандартах знаний и их оценке уйдет
в прошлое. Выпускников будут оценивать не по баллам
в аттестате, а по приобретенным навыкам
и решенным кейсам. В 2018 году эти прогнозы вряд ли
сбудутся, но шаги навстречу будут
сделаны.
Сегодня в современном мире функциональная
грамотность – это индикатор общественного благополучия любого
государства, в т.ч. и Казахстана. Потому как функциональную
грамотность (лат. – направление) личности рассматривают как степень
подготовленности человека к выполнению возложенных на него или
добровольно взятых на себя функций и предполагает его способность
решать стандартные жизненные задачи в различных сферах
жизни.
Нужно отметить, что важным условием формирования
функциональной грамотности учащегося является самопознание,
адекватное познание себя и своего внутреннего потенциала. Программа
духовно-нравственного образования предмет «Самопознание» является
одним из значимых и функциональных предметов в становлении личности
ребёнка.
Процесс обучения по предмету «Самопознание»
осуществляется посредством целенаправленного развития следующих
жизненно важных ключевых компетенций, которые служат ориентиром для
всех участников образовательного процесса:
-
Определять свою жизненную
позицию;
-
Конструктивно решать различные вопросы
соответственно нравственным нормам;
-
Выстраивать доброжелательные отношения с собой,
людьми и окружающим миром;
-
Оказывать посильную помощь людям, проявлять
заботу о родных и близких;
-
Жить в ладу с самим с собой, быть искренним в
мыслях, словах и действиях;
-
Развивать на практике навыки служения
обществу.
Если мы рассмотрим структуру урока самопознания,
то увидим, что, каждый из этапов (компонентов) урока работает на
конечный результат - формирование аспектов управленческой,
информационной, коммуникативной, социальной, личностной,
гражданской компетенции школьников.
На уроках самопознания я использую
различные методы и приемы работы: позитивный настрой, цитаты, рассказывание
историй, творческая, групповая деятельность, музыка и пение
хором.
-
Мыслить позитивно – это умение человека
отфильтровывать хорошие и плохие мысли, ставя во главу
хорошие. Позитивный настрой - организационный компонент:
2-3 минуты в начале урока способствуют, развитию навыков
эмоционального контроля и концентрации
внимания.
-
Одним из ключевых этапов
урока является рассказывание истории или притчи и последующая
беседа. С древних времен истории служили средством передачи
информации от поколения к поколению. В старину, когда письменность
и книги не были так распространены, рассказывание
историй было главным методом обучения и развития
характера. Ценности, такие как храбрость, честность и верность
вплетались в сюжет и таким образом служили примером для детей.
Данный этап урока позволяет учителю работать
над формированием у учащихся умения анализировать, синтезировать,
оценивать информацию, развивать навык принятия осознанных решений
на основе критически осмысленной информации, нравственно-духовных
ценностей человека.
-
Групповая
деятельность - один из методов преподавания курса
«Самопознание». Мы, люди, - существа общественные, мы живем,
работаем в коллективе. Все мы зависим друг от друга и должны
полагаться во всем друг на друга, поэтому необходимо научиться
взаимодействовать и жить с другими в мире и гармонии. Абсолютное
большинство проблем сегодня происходит из-за недостатка понимания и
доверия, которые в свою очередь создают атмосферу нетерпимости,
несогласованности и страха. Детей нужно приучать с раннего возраста
к контактам и общению между собой.В любом случае совместная творческая деятельность
способствует развитию таких качеств, как сотрудничество,
внимательность и терпимость, умение высказывать собственное мнение
и уважать мнение другого, формирует у человека уверенность в своих
силах, воспитывает чувство ответственности.
-
Пение хоромможно рассматривать
как один из важных методических приемов преподавания самопознания.
Можно отметить, что из всех музыкальных инструментов один оказывает
наиболее сильное воздействие. Этот инструмент - человеческий голос,
самый совершенный музыкальный инструмент.Процесс пения имеет еще
целый ряд свойств, оказывающих положительное влияние на физическое,
психическое, эмоциональное и духовное развитие учащегося. Пение
делает дыхание глубоким и ритмичным, что полезно для здоровья.
Пение хором учит детей взаимодействию друг с другом и работать как
одна команда. Оно помогает развитию сосредоточенности и умножает
способность к запоминанию.
-
С целью
изучения влияния преподавания предмета «Самопознание» на
результативность духовно-нравственного воспитания младших
школьников мной было проведено анкетирование среди учащихся
4 класса.
Показатели
|
Высокий
уровень
|
Средний
уровень
|
Низкий
уровень
|
1.Отношение к старшим: внимание,
доброжелательность
|
Проявляет
систематически
|
Проявляет
часто
|
Проявляет
эпизодически
|
2.
Отношение к другим детям: внимание,
доброжелательность
|
Проявляет
систематически
|
Проявляет
часто
|
Проявляет
эпизодически
|
3.
Умение оказать сочувствие
|
Проявляет
систематически
|
Проявляет
часто
|
Проявляет
эпизодически
|
4.
Умение оказать заботу,
помощь
|
Проявляет
систематически
|
Проявляет
часто
|
Проявляет
эпизодически
|
5.
Умение заботиться о животных
|
Проявляет
систематически
|
Проявляет
часто
|
Проявляет
эпизодически
|
6.
Помощь малышам по программе « Добрых
дел».
|
Проявляет
систематически
|
Проявляет
часто
|
Проявляет
эпизодически
|
7.
Помощь пожилым людям по программе « Добрых
дел».
|
Проявляет
систематически
|
Проявляет
часто
|
Проявляет
эпизодически
|
8.
Помощь родителям в домашних
делах
|
Проявляет
систематически
|
Проявляет
часто
|
Проявляет
эпизодически
|
9.
Культура поведения в школе и
дома
|
Проявляет
систематически
|
Проявляет
часто
|
Проявляет
эпизодически
|
10.
Выполнение поручений учителя, актива
класса
|
Проявляет
систематически
|
Проявляет
часто
|
Проявляет
эпизодически
|
6.Результаты
сформированности компонентов духовно-нравственной воспитанности
школьников представлены в
диаграмме.

Анализ
исследования уровня сформированности ценностного аспекта
духовно-нравственной воспитанности показывает, что в целом
детимогут различить общечеловеческие ценности. При ранжировании
большинство детей имеют высокий и средний уровни.Полученные
результаты доказывают позитивное влияние и достаточно высокую
эффективность предмета «Самопознание» по нравственному воспитанию
школьников.
Таким образом,предмет «Самопознание» даёт возможность детям
познать себя, свой потенциал, место в жизни и является механизмом
самоопределения, ориентирует школьников на построение разумного и
продуктивного образа жизни на основе нравственных
ценностей.
Так как функциональная грамотность есть способ
социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с
многоплановой деятельностью, нельзя забывать, что интеграция
предмета «Самопознание» раскрывает ценностный потенциал практически
всех школьных дисциплин, что является важнейшим условием развития
ключевых компетенций, успешной социальной адаптации детей и
подростков.
Литература. Интернет
ресурсы.
1.
Статья Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Взгляд в
будущее: модернизация общественного сознания». Астана. 12.04.2017
г.
2.Выступление Президента республиканского
детского благотворительного фонда «Бөбек» Сары Назарбаевой на
праздновании 20-летия фонда. Алматы. 26-28 октября 2017
г.
3.
ХАЙТЕК. Чего ждать от образовательных технологий в 2018
году.https://hightech.fm/2018/01/08/education_2018
4.Безрукова В.С. Основы духовной культуры
(энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000, 937
стр.
5.
Особенности формирования функциональной грамотности учащихся
основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое
пособие. – Астана: НАО им. И. Алтынсарина,
2013