Материалдар / Ключевые компетенции на уроках самопознания
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Ключевые компетенции на уроках самопознания

Материал туралы қысқаша түсінік
Методическая помощь учителю
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
06 Ақпан 2021
428
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«Формирование ключевых компетенций на уроках самопознания, способствующих повышению качества образования

через духовно-нравственное воспитание»


«Правильно организованное образование строится на общечеловеческих ценностях. Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере воплотить заложенные в нём от рождения способности, тем самым принести пользу государству, всем людям».

С.А.Назарбаева


Эксперты в области технологий и образования прогнозируют, что через 20 лет школы будут развивать не навыки, а черты характера, такие как креативность, умение абстрактно и критически мыслить, подстраиваться под обстоятельства и работать сообща. Люди получат доступ к непрерывному обучению, которое поможет быстро и гибко адаптироваться под изменяющийся рынок труда в условиях Четвертой промышленной революции. Строгая фиксация на стандартах знаний и их оценке уйдет в прошлое. Выпускников будут оценивать не по баллам в аттестате, а по приобретенным навыкам и решенным кейсам. В 2018 году эти прогнозы вряд ли сбудутся, но шаги навстречу будут сделаны.

Сегодня в современном мире функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия любого государства, в т.ч. и Казахстана. Потому как функциональную грамотность (лат. – направление) личности рассматривают как степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций и предполагает его способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

 Нужно отметить, что важным условием формирования функциональной грамотности учащегося является самопознание, адекватное познание себя и своего внутреннего потенциала. Программа духовно-нравственного образования предмет «Самопознание» является одним из значимых и функциональных предметов в становлении личности ребёнка.

Процесс обучения по предмету «Самопознание» осуществляется посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций, которые служат ориентиром для всех участников образовательного процесса:

  1. Определять свою жизненную позицию;

  2. Конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;

  3. Выстраивать доброжелательные отношения с собой, людьми и окружающим миром;

  4. Оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;

  5. Жить в ладу с самим с собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;

  6. Развивать на практике навыки служения обществу.

Если мы рассмотрим структуру урока самопознания, то увидим, что, каждый из этапов (компонентов) урока работает на конечный результат - формирование аспектов управленческой, информационной, коммуникативной, социальной, личностной, гражданской компетенции школьников.  На уроках самопознания я использую различные методы и приемы работы: позитивный настрой, цитаты, рассказывание историй, творческая, групповая деятельность, музыка и пение хором. 

  1. Мыслить позитивно – это умение человека отфильтровывать хорошие и плохие мысли, ставя во главу хорошие. Позитивный настрой - организационный компонент: 2-3 минуты в начале урока способствуют, развитию навыков эмоционального контроля и концентрации внимания.

  2. Одним из ключевых этапов урока является рассказывание истории или притчи и последующая беседа. С древних времен истории служили средством передачи информации от поколения к поколению. В старину, когда письменность и книги не были так распространены, рассказывание историй было главным методом обучения и развития характера. Ценности, такие как храбрость, честность и верность вплетались в сюжет и таким образом служили примером для детей. Данный этап урока позволяет учителю работать над формированием у учащихся умения анализировать, синтезировать, оценивать информацию, развивать навык принятия осознанных решений на основе критически осмысленной информации, нравственно-духовных ценностей человека.

  3. Групповая деятельность - один из методов преподавания курса «Самопознание». Мы, люди, - существа общественные, мы живем, работаем в коллективе. Все мы зависим друг от друга и должны полагаться во всем друг на друга, поэтому необходимо научиться взаимодействовать и жить с другими в мире и гармонии. Абсолютное большинство проблем сегодня происходит из-за недостатка понимания и доверия, которые в свою очередь создают атмосферу нетерпимости, несогласованности и страха. Детей нужно приучать с раннего возраста к контактам и общению между собой.В любом случае совместная творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, внимательность и терпимость, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует у человека уверенность в своих силах, воспитывает чувство ответственности.     

  4. Пение хоромможно рассматривать как один из важных методических приемов преподавания самопознания. Можно отметить, что из всех музыкальных инструментов один оказывает наиболее сильное воздействие. Этот инструмент - человеческий голос, самый совершенный музыкальный инструмент.Процесс пения имеет еще целый ряд свойств, оказывающих положительное влияние на физическое, психическое, эмоциональное и духовное развитие учащегося. Пение делает дыхание глубоким и ритмичным, что полезно для здоровья. Пение хором учит детей взаимодействию друг с другом и работать как одна команда. Оно помогает развитию сосредоточенности и умножает способность к запоминанию.

  5. С целью изучения влияния преподавания предмета «Самопознание» на результативность духовно-нравственного воспитания младших школьников мной было проведено анкетирование среди учащихся 4 класса.

Показатели

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

1.Отношение к старшим: внимание, доброжелательность

Проявляет систематически

Проявляет

часто

Проявляет

эпизодически

2. Отношение к другим детям: внимание, доброжелательность

Проявляет систематически

Проявляет

часто

Проявляет

эпизодически

3. Умение оказать сочувствие

Проявляет систематически

Проявляет

часто

Проявляет

эпизодически

4. Умение оказать заботу, помощь

Проявляет систематически

Проявляет

часто

Проявляет

эпизодически

5. Умение заботиться о животных

Проявляет систематически

Проявляет

часто

Проявляет

эпизодически

6. Помощь малышам по программе « Добрых дел».

Проявляет систематически

Проявляет

часто

Проявляет

эпизодически

7. Помощь пожилым людям по программе « Добрых дел».

Проявляет систематически

Проявляет

часто

Проявляет

эпизодически

8. Помощь родителям в домашних делах

Проявляет систематически

Проявляет

часто

Проявляет

эпизодически

9. Культура поведения в школе и дома

Проявляет систематически

Проявляет

часто

Проявляет

эпизодически

10. Выполнение поручений учителя, актива класса

Проявляет систематически

Проявляет

часто

Проявляет

эпизодически

6.Результаты сформированности компонентов духовно-нравственной воспитанности школьников представлены в диаграмме.

Анализ исследования уровня сформированности ценностного аспекта духовно-нравственной воспитанности показывает, что в целом детимогут различить общечеловеческие ценности. При ранжировании большинство детей имеют высокий и средний уровни.Полученные результаты доказывают позитивное влияние и достаточно высокую эффективность предмета «Самопознание» по нравственному воспитанию школьников.

Таким образом,предмет «Самопознание» даёт возможность детям познать себя, свой потенциал, место в жизни и является механизмом самоопределения, ориентирует школьников на построение разумного и продуктивного образа жизни на основе нравственных ценностей.

         Так как функциональная грамотность есть способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой деятельностью, нельзя забывать, что интеграция предмета «Самопознание» раскрывает ценностный потенциал практически всех школьных дисциплин, что является важнейшим условием развития ключевых компетенций, успешной социальной адаптации детей и подростков.    

 

Литература. Интернет ресурсы.

 

1. Статья Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Астана. 12.04.2017 г. 

2.Выступление Президента республиканского детского благотворительного фонда «Бөбек» Сары Назарбаевой на праздновании 20-летия фонда. Алматы. 26-28 октября 2017 г.

3. ХАЙТЕК. Чего ждать от образовательных технологий в 2018 году.https://hightech.fm/2018/01/08/education_2018

4.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000, 937 стр.

  5. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. – Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2013

































Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!