Компьютерные технологии на уроках физики -
создание обучающей среды для повышения качества
образования
Сегодня мир стремительно движется по пути
научно-технического прогресса, и уже не удивительно, что самый
мощный и эффективный технологический инструмент, когда-либо
использовавшийся учителями, - компьютер.
Современное образование немыслимо без использования
информационно-коммуникационных технологий и без сочетания
традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ!
ИКТ позволяет учащимся более глубоко
освещать теоретические вопросы и понимать физические процессы и
явления более детально, чем это было бы возможно изучить без
использования интерактивных моделей.
Интернет - технологии, быстро освоенные
современными детьми, придали им уверенность, способствовали их
самореализации и творчеству, мотивировали их к обучению, расширили
круг их общения и предоставили им большее количество разнообразных
ресурсов.
Физика - является экспериментальной наукой и
всегда преподается с помощью эмпирических экспериментом.
Преподавание физике всегда было более, чем преподавание других
предметов. Использование компьютеров в обучении физики изменяет
методику её преподавания, как с точки зрения ее эффективности, так
и с точки зрения облегчения работы учителя.
Компьютерные демонстрации проводятся в кабинете физики во время
урока с использованием проектора для иллюстрации содержания урока.
В демонстрациях используется несколько видов цифрового
материала, включая короткие видеоролики различных физических
процессах, анимации, фотографии и наглядные схемы. Компьютерные
демонстрации не заменяют реальный физический демонстрационный опыт
на уроке, а дополняют его.
Задачи, стоящие перед учителями физики,
заключается в создании условий для повышения интереса учащихся к
физике, вовлечения их в активную творческую и исследовательскую
деятельность, формирования способностей учащихся на уроках ИКТ,
творческого подхода к деятельности детей, формирование
положительной мотивации к предмету. Сегодня существует
необходимость использования новых информационных технологий на
уроках физики с целью повышения качества знаний учащихся и
творческого приобретения ими знаний.
Использование ЭОР на уроках физики в сельских
школах может способствовать повышению мотивации учащихся к
обучению, а использование виртуальных изображений может расширить
возможности демонстрации экспериментов и повысить интерес к
обучению. Предмет физики в основной школе включает в себя предметы,
требующие развития образных, аналитических и сравнительных навыков.
В каждом разделе курса физики есть главы, которые трудны для
понимания учащихся. Понимание природы физических явлений и
процессов требует эрудиции и наглядно-образного мышления, которым
обладают далеко не все дети. Именно тогда на помощь приходит
компьютер – ведущее средство обучения ИКТ.
Физика – это экспериментальная наука. Изучение
физики немыслимо без лабораторных работ. Невозможно
продемонстрировать эксперимент, требующий сложного оборудования,
которого нет в лаборатории физики. Именно тогда на помощь приходят
компьютеры, позволяющие проводить виртуальные лабораторные работы.
Они позволяют ученику по своему усмотрению изменять исходные
параметры эксперимента. В результате они могут наблюдать, как
меняется само явление, анализировать увиденное и делать
соответствующе выводы.
Вклад информационных технологий в образование:
усиление учебного процесса, увеличение доли продуктивной
деятельности, расширение информационной базы для обучения,
улучшение доступа к образовательной информации, дифференциации
целей и задач обучения в соответствии особенностями и уровнем
обучения каждого ученика, обучение индивидуального подхода к
каждому ученику соответствий с его уровнем обучения и
пожеланиями
Использование электронных образовательных
ресурсов демонстрирует потенциал активного обучения, тем самым
меняет роли преподавателей и детей. Я все больше убеждаюсь, что
современный урок - это урок, который интересен современному
ученику. Современный урок интересен современному учителю. Это
место, где появляется возможность научиться мыслить нестандартно,
без страха неудач и возможно путем проб и ошибок. Использование ЭОР
в классе, особенно в сельских школах, где у детей может не быть
«домашнего» Интернета, является движущей силой для перевода их из
позиций стороннего наблюдателя в позицию активного
участника.