Материалдар / Конспект логопедического занятия "Согласные звуки Н, Нь. Буква Н" в 1 классе.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Конспект логопедического занятия "Согласные звуки Н, Нь. Буква Н" в 1 классе.

Материал туралы қысқаша түсінік
Логопедам общеобразовательных школ
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Қараша 2019
553
2 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Конспект логопедического занятия в 1 классе.


Тема: «Согласные звуки Н, Нь. Буква Н».


Цель: Формирование правильного произношения  звуков "Н" "Нь" в слогах, словах и предложениях.


Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- Познакомить с положением органов артикуляции при произношении звуков "Н" "Нь";

- Учить читать слоги с буквой "Н". Пополнение словарного запаса.

- Учить составлять оставление предложения по двум опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

- Развитие фонематического слуха, речи, мелкой моторики.

- Развитие ассоциативного мышления.

- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать культуру речи.

- Воспитывать умение слушать друг друга и логопеда


Оборудование: Зеркала. Наборное полотно с буквами. Предметные картинки: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, луна, апельсин. Подносы с фасолью. Наборы для звукового анализа. 4 пары картинок для составлений предложений. Таблицы слогов. Дидактическая игра "Слоговые домики".


Ход занятия:

1. Организационный момент:


-Здравствуйте! Давайте повторим нашу речёвку: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»


2) Логопед: - Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки - догадайтесь сами.

Игра "Немое кино" - логопед беззвучно артикулирует - дети называют звуки: у, о, и, а, ы.

- Дети, а какие это звуки?

- Какой согласный звук мы знаем? (м, ...)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

 

3) Артикуляционная гимнастика.

Выработка необходимых для звука ЛЬ артикуляционных движений.

- Сядьте перед зеркалом, внимательно, точно, не торопясь проделай каждое упражнение.

Повтор 5-8 раз.

«Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.

«Чашечка» Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Вкусное варенье» Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.

«Парус» Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Маляр» Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности нёба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого.

«Грибок» Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы подъязычная связка (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд.

С помощью этого упражнения можно заметно растянуть подъязычную связку.

«Щетка - смётка» Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо- влево, не убирая его в глубь рта, не торопясь, под счет взрослого.

«Качели» Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.


II. Знакомство со звуками "Н", "Нь". Характеристика звука.

- Какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но но но)

- Какой звук вам знаком в этом слове?

- А какой звук не знаете?

- Можно пропеть звук "Н" ?

- Что участвует в произнесении звука "Н"? (язык, зубы, губы)

Значит, звук "Н" согласный, твёрдый. А в слове конь - какой последний звук? (Нь).

Значит, звук "Н" бывает твёрдым и мягким.

III. Игра "Где звук?".Определить место звуков "Н", "Нь" в словах: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин.

У детей по две картинки.

Поднимите картинки те, у кого твёрдый звук "Н" в словах.

- Поднимите картинки те, у кого мягкий звук "Нь" в словах.

- У кого звуки "Н", "Нь" - в конце слова.

- в начале слова.

- в середине слова.


IV. Звуковой анализ слова луна. Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.


V. Знакомство с буквами "Н" "н". Показ буквы, рассматривание буквы.

На что похожа буква "Н" ?

"На букве "Н" я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки".

У детей подносы с фасолью. Выложить букву "Н" из фасоли.


VI. Игра

1) "Найди пару". Составление предложений по двум опорным картинкам.

У детей по одной картинке: пианино, зонт, нос, бант.

На столе у логопеда картинки: ноты, дождь, мак, девочка.

Выйти к столу, подобрать картинку, подходящую по смыслу к своей картинке. Составить предложение.

Например: Зонт защищает людей от дождя.


VII. "Слоговой домик".

Чтение слогов по строчкам и столбикам.

НО

НА

НУ

НЫ

НИ

МО

МА

МУ

МЫ

МИ


VIII. Придумайте слова, которые начинаются на звуки [н][н’].

1) А вот и носорог . Вы знаете почему так назвали животное? Зачем ему на носу рог?

А вы знаете, что со словом «нос» есть много фразеологизмов…

Зарубить на носу – запомнить
Вешать нос – унывать
Задирать нос – зазнаваться
Водить за нос – обманывать
Говорить под нос – тихо говорить
Увести из-под носа – украсть с видного места
С гулькин нос – очень мало
Высунуть нос – показаться
Нос не дорос – мал ещё
Совать под нос – донимать
Утереть нос – доказать
Соваться со своим носом – вмешиваться
Уткнуть нос – делать вникая
Тыкать носом – уличать
Комар носа не подточит – очень точно

2) Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа "Нос".
- Послушайте рассказ про разные носы.

"У Пиноккио, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А животным носы спасают жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу, как дятлы, которые носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц.

У Рыбы-меч есть страшное оружие - свой нос, которым она протыкает свою добычу.

А у свиньи как нос называется? (правильно –“пятачок”) своим носом-пятачком она выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы - трюфели.

А какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (Правильно – это слон), а что ещё может делать слон своим носом-хоботом? (Варианты ответов – у детей )

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Он своим удивительным носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них вкусные семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв - это измеритель температуры песка, куда они закапывают яйца. Чтобы вылупились птенцы, у песка должна быть определенная температура

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды – муравьев.


IX Закрепление произношения звуков "Н" "Нь" в сочетаниях слов. Уточнение знаний об окружающем мире.


1)И г р а   «Назовите антонимы»

Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над),  верхний – (нижний), высушить – (намочить).

2) И г р а  «Подбери слово»

  • Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).

  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).

3) И г р а  «Слоговой аукцион»

  • К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на…   (-сос, -род, -вес).

  • К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но…   (-чи, -жи, -ра).

4) И г р а   «Слоговое лото». Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.

О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.


IX. Итог занятия.






























Приложение:







Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!