Конспект занятия
Ознакомление с предметным
миром,
познавательно-исследовательская
деятельность
подготовительная
группа
Тема "Как сохранить
урожай"
О.О. познавательное развитие.
И.О.О.: речевое развитие, физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие.
В.Д.: игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
двигательная.
Задачи:
формировать представления детей о способах
хранения урожая овощей и фруктов, знакомить с
предметами-помощниками в сохранении урожая (морозильная камера,
сушилка и т.п.), закреплять представления детей об осенних
изменениях в природе (поспевает, созревает урожай), развивать
произвольное внимание, тактильно-двигательное
восприятие, развивать речь: умение согласовывать
существительные с прилагательными, придумывать небольшой
описательный рассказ, воспитывать основы здорового образа жизни
(употреблять в пищу овощи и
фрукты).
Оборудование и
материалы:
ноутбук, презентация к занятию, мешок с муляжами
овощей и фруктов, маски овощей и фруктов, картинки «Хранение
урожая» (овощехранилище (погреб), морозильная камера, сушилка,
соковыжималка).
Ход
Организационный
момент
Приход героя Чиполлино, приветствие
детей.
Основная
часть
- Ребята, у меня есть много друзей. Хотите с ними
познакомиться? (Да)
- Я буду читать вам стихотворение, а вы должны
добавить слово:
В эту пору
в огород собирается народ.
Зрел да спел урожай, что собрали?
Отгадай!
Здесь сначала было пусто, а потом выросла
…
(капуста)
Собираем мы в лукошко очень крупную
…
(картошку)
От дождя земля намокла, вылезай толстушка
…
(свекла)
Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную
…
(морковку)
Надо поклониться низко, чтобы вытащить
…
(редиску)
Помогает деду внук – собирает с грядок
… (лук)
Просит дедушка Федюшку: «Собери еще
…
(петрушку)
Вот зеленый толстячок – крупный гладкий
…
(кабачок)
И красавец великан темно-синий
… (баклажан)
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь
собрали (показ мешка с урожаем).
- Ребята, о какой поре я
рассказывал? (Об осени – поре сбора
урожая)
Дидактическая игра «Чудесный
мешочек»
- А вот и мой дружочек – «Чудесный мешочек».
Очень любит он играть, да разные задания ребятам давать. Вы руку в
мешок опускайте, что в нем лежит - скорей отвечайте
(дети определяют наощупь, называют и достают
из мешка овощ или фрукт).
Упражнение «Опиши
себя»
- Представьте, что вы превратились в какой-то
овощ или фрукт! Но произойдет это только после того, как вы себя
опишете, расскажете о себе, какие вы. (Дети по
очереди описывают «себя». Если задание вызывает трудности, задаются
наводящие вопросы. Другие дети могут дополнить ответ. После
рассказа-описания ребенку одевается соответствующая
маска).
Игра «Да или нет»
(в
кругу)
- Если вы
согласны, то говорите «Да» и хлопайте руками, если не согласны –
говорите «Нет» топайте ногами, а потом дайте правильный
ответ.
Осенью на огородах и в садах собирают урожай.
Люди аккуратно собирают овощи с грядки, а фрукты с деревьев, чтобы
не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают. Капусту
срубают. Картошку и яблоки выкапывают. Огурцы, помидоры, перец
срывают. Овощи и фрукты употребляют в пищу сырыми, вареными,
жареными. Из фруктов делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи и
фрукты полезны, в них много
витаминов.
- Дети, у нас с вами хороший урожай овощей и
фруктов, но как нам его сохранить? Что делают ваши мамы, бабушки,
чтобы вы получали витамины всю зиму? (ответы
детей)
Игра
«Запасы»
В группе выставляются картинки с изображением
овощехранилища (погреба), морозильной камеры, сушилки для овощей и
фруктов, соковыжималки. Дети в масках овощей и фруктов подходят к
картинке с соответствующим способом хранения, объясняют свой
выбор (огурцы можно посолить и убрать в погреб, из
яблок можно выжать сок и разлить по банкам, морковь можно посушить
и добавлять в суп, кабачки можно заморозить, а потом тушить и
т.п.).
Итог
В конце занятия Чиполлино предлагает детям
игру «Консервный завод»
(рассмотреть
иллюстрации).
Давайте подумаем, кто справится с ролью
директора? Он будет отвечать за работу всего завода. А кто станет
заведующим овощехранилищем? (Предложения детей.) Еще нам нужен
шофер, который будет перевозить овощи из овощехранилища в цех
обработки. Кто будет работать в цехе обработки и мыть овощи? Нужно
два человека. (Предложения детей.)
Кто
хочет работать в главном цехе переработки? В цехе нужно много
людей. Один человек достает банки и протирает их чистой салфеткой,
двое наклеивают этикетки на банки, еще один заполняет банки овощами
и ставит их на ленту, имитируя движение банки по конвеерной ленте,
другой человек закрывает банку крышкой, еще один ставит готовую
продукцию в коробки и еще один увозит ее на
склад.
Дети распределяют роли. «Директор» по телефону
следит за производством, педагог берет на себя роль главного
технолога.
В конце игры «директор» по телефону узнает об
объеме готовой продукции, делает вывод о готовности заказа,
приглашает всех работников в кабинет и благодарит их за выполненную
работу.
Оборудование:
- карточки с изображением овощей и
фруктов,
- макеты овощей и
фруктов,
- две корзинки,
- схемы
предложений.
Ход
занятия:
I. Организационный момент.
Приветствие.
- Сегодня мы с вами будем собирать урожай!
Посмотрите, что у нас рассыпано? (Овощи и
фрукты)
- Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на
грядках)
- А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на
деревьях)
- Правильно. А теперь каждый из вас должен будет
поднять по картинке, назвать ее, сказать где растет овощ или фрукт
и после этого сесть за парту. (Дети берут по картинке, называют и
садятся за парту)
II. Начало основного
занятия.
- Итак, у каждого из вас есть картинка с овощем или
фруктом. У кого есть фрукты, поднимите карточки вверх и покажите их
всем. (Дети, у кого есть карточки с фруктами, поднимают
их)
- Что можно приготовить из фруктов? (Варенье,
компот, сок, желе)
- А какое варенье получится из сливы?
(Сливовое)
И т. д. несколько
фруктов.
- А какой компот получится из яблок?
(Яблочный)
И т. д. несколько
фруктов.
Теперь, у кого есть овощи? Поднимите карточки.
(Дети, у кого есть карточки с овощами, поднимают
их)
- Что можно приготовить из овощей? (Суп, салат,
винегрет)
- Какой салат получится из огурцов?
(Огуречный)
И т. д. несколько
овощей.
- Молодцы! А какой суп получится, если мы положим в
него несколько овощей? Например, картошку, капусту, морковь.
(Овощной)
- Теперь отгадайте
загадку:
Она растет у вас на
грядке,
Одета в шумные
шелка.
Мы для нее готовим
кадки
И крупной соли
полмешка.
(Капуста)
- А зачем мы готовим для капусты кадки и соль?
(Чтобы ее солить)
- Правильно, чтобы засолить ее на зиму. Так давайте
и мы с вами заготовим капусту на зиму. Смотрите и повторяйте
движения за мной:
Тук! Тук!
Тук!
(ритмичные
удары ребром
Раздается в доме
стук.
ладоней
по столу;
Мы капусту
нарубили,
хватательные
движения
Перетерли,
обеими
руками;
Посолили
трем
«щепотку»;
И набили плотно в
кадку.
удары
руками по столу;
Все теперь у нас в
порядке.
отряхиваем
руки)
- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру.
Представим, что мы превратились в овощи или фрукты! (Каждый ребенок
выбирает в кого он хотел бы превратиться, логопед выдает ему
соответствующий макет овоща или
фрукта)
- Посмотрите, какие у меня красивые корзинки! Одна
для овощей, а другая для фруктов. В них попадают только те овощи и
фрукты, которые себя опишут, какие они. Опишите себя, чтобы попасть
в корзинку. ( Дети по очереди описывают «себя». Если задание
вызывает трудности, задаются наводящие вопросы. Другие дети могут
дополнить ответ. После рассказа-описания ребенок кладет свой овощ
или фрукт в соответствующую
корзинку)
- Какие вы все молодцы! Посмотрите, какой урожай мы
собрали в наши корзинки! Давайте теперь составим предложения, а
помогут нам в этом схемы.
- Какие предложения можно составить, опираясь на
схемы? (Детям дается время подумать, при необходимости, оказывается
помощь в составлении предложения)
- Какие предложения вы составили? (Дети называют
свои предложения)
III. Заключительная часть. Подведение
итогов.
- Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай
овощей и фруктов. Что мы собрали? (Дети перечисляют овощи и
фрукты)
- Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы
должны добавить слово:
Поздним летом в огород
собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали?
Отгадай!
Здесь весною было пусто, летом выросла
…
(капуста)
Собираем мы в лукошко очень крупную
…
(картошку)
От дождя земля намокла, вылезай толстушка
…
(свекла)
Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную
…
(морковку)
Надо поклониться низко, чтобы вытащить
…
(редиску)
Помогает деду внук – собирает с грядок
… (лук)
Просит дедушка Федюшку: «Собери еще
…
(петрушку)
Вот зеленый толстячок – крупный гладкий
…
(кабачок)
И красавец великан темно-синий
… (баклажан)
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь
собрали.
Конспект
НОД для занятий с детьми логопедической подготовительной группы
«Это дома мы – ребята, а с Незнайкой –
поварята!»
Цели:
1.
Закрепить знания детей о том, где растут овощи, как их убирают и
как употребляют в пищу.
2.
Упражнять в употреблении глаголов действия и глаголов, связанных с
уборкой урожая, способами обработки и приготовления
овощей.
3.
Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными,
учить придумывать описательные
рассказы.
Материалы и
оборудование: фланелеграф, иллюстрации с изображением овощей;
муляжи или свежие овощи; нарезанные маленькими кусочками овощи;
Игрушка Незнайка.
Ход
НОД:
Воспитатель
говорит детям, что сегодня к ним в гости пришел
Незнайка.
Незнайка:
Здравствуйте, ребята! Решил я для своих друзей «Праздник урожая»
устроить, а готовить не умею, надо мной все смеются, говорят, что
ничего я, Незнайка, не знаю! К вам пришел за помощью, смотрите,
сколько всего принес. Для начала помогите разобраться, где тут
овощи, а где фрукты, какого они цвета и какой
формы.
Дети по
очереди выходят, берут иллюстрации, на которых изображены овощи и
фрукты, говорят, что они взяли, и кладут на один поднос овощи, а на
другой – фрукты.
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, где растут
овощи?
Незнайка:
Нет, конечно!
Воспитатель: Ребята, какие овощи растут в земле?
(Дети называют, а педагог выкладывает на фланелеграфе
овощи.)
Незнайка:
Какие овощи растут на грядке?