Конспект урока русского языка в 8 классе
казахской школы.
Автор: Зулкарнаева Айслу Аманжоловна, учитель
русского языка и литературы Северо- Казахстанской области
Тимирязевского района Белоградовской средней школы. Описание
материала: предлагаю вам конспект урока русского языка по теме
«Второстепенные члены предложения» в 8 классе школы с казахским
языком обучения. Данный материал будет полезен учителям русского
языка. Этот конспект познавательного занятия для развития интереса
учащихся к урокам русского языка и литературы.
Урок- конкурс
Тема: Второстепенные члены
предложения
8 класс
Цель урока: закрепление знаний о второстепенных членах
предложения
Задачи:
1.Научить определять второстепенные члены
предложения
2.Совершенствовать навыки нахождения главных и
второстепенных членов предложения.
3.Развивать познавательный интерес
учащихся
Оборудование: таблица «Главные и второстепенные члены
предложения», карточки с заданиями.
Ход урока:
1 конкурс «Разминка- гимнастика
ума»
Этот урок мы проведем в виде конкурсов, для этого мы разделим класс
на команды.
*
Что составляет грамматическую основу предложения? (главные члены :
подлежащее и сказуемое)
*
Главный член предложения, который отвечает на вопросы (Кто? Что?)?
(подлежащее)
*
Главный член предложения, который отвечает на вопросы (Что делать?
Что сделать?) (сказуемое)
*
Назовите группы второстепенных членов предложения? (дополнение,
определение, обстоятельство)
*
Какие предложения поясняют главные и второстепенные члены
предложения?
(
второстепенные члены)
*
Назвать второстепенные члены (сөйлемнің
тұрлаусыз
мүшелері) на
казахском языке? (Толықтауыш, анықтауыш,
пысықтауыш)
*
Дополнение отвечает на вопросы? (косвенных
падежей)
*
Определение отвечает на вопросы? (Какой? Чей?)
*
Обстоятельство отвечает на вопросы? (Где, куда, откуда, почему,
зачем, как?)
*
По наличию второстепенных членов предложения бывают?
(распространенными и нераспространенными)
2 конкурс «С утра
пораньше»
Составить рассказ об утренних сборах в школу. В
него надо включить дополнения, выраженные именем существительным и
местоимением в косвенных падежах.
В
рассказе выделить дополнение, указать части речи
3 конкурс «Тема»
Вставить пропущенный член предложения, определить
из какого произведения (сказки, стихи…) взяты эти предложения.
Назвать произведение.
Ответы: 1) Тургенев «Бежин луг» 2) Некрасов
«Школьник»
1)
Пушкин «Бахчисарайский фонтан» 2)Ушинский «Слепая лошадь»
3)Ж.Жабаев «Казахстан»
-
В
том же году одного из ……… (Павлуши) не стало, но он не утонул, а
разбился на лошади.
-
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский …..
По ….. и божьей воле
Стал разумен и велик!
3)
Летит по небу …. деревянный, а на нем царевич, да не один, а с
невестой- красавицей.
-
Наступает сладостная крымская ночь, затихает
дворец, спит гарем, но не спит лишь одна из …. Гирея. Она встает и
крадучись идет мимо спящего евнуха.
-
С
тех самых пор Догони- Ветер и начал хворать, хилеть, ….. на ноги и,
наконец, ослеп.
-
Мой
край своей …… богат,
Бегущей с …. водой богат,
И всеми видами скота
Он, как никто другой богат.
4 конкурс «Убить двух
зайцев»
Данные предложения перевести на русский язык,
выделить главные и второстепенные члены предложения.
(Синтаксический разбор
предложения)
-
Шахтерлар жер астында жұмыс
істейді.
-
Туристер тауға
көтерілді.
-
Тұз суда тез
ериді.
-
Балалар мектептен келе
жатыр.
-
Мен көшемен жүріп
келемін.
1)Неше түрлі ойын
өтеді.
2)Қ оңырау соғылды, балалар да
кідірмей сыныптан шықты.
3)Есік ашилды да, үйге бір
таныс адам кірді.
4)Таңертең мен алтыдан
кеткенде тұрамын.
5)Қайсар биыл мектепке
барады.
5
конкурс Игра «Кто
сообразительней?»
К данной тройке слов нужно подобрать одно общее
определение. Подберет тот, кто быстрее сообразит.
1. Человек, голос,
место
2. Работа, хлеб,
кофе
3.Лед, тюль,
платье
4. Овраг, знания,
осень
5. Стол, год,
сутки
6. Мясо, пятно,
шрифт
Прилагательные: глухой, чёрный, прозрачный,
круглый, глубокий, жирный
1. Труд , игра,
окно
2. Печенье,речь ,
чай
3. Сахар, молоко,
соль
4. Дети , цыпленок,
человек
5. Друг, путь,
слово
6
. Поле, карандаш ,
собака
Прилагательные: большой,
сладкий, черный, добрый, маленький,
белый.
6 конкурс- игра «Ищем
вторую половину»
Имея одну половину, нужно
подобрать к ней вторую, так чтобы получились целые пословицы (каз.,
рус.)
7 конкурс «Дополни
предложения» подходящим по смыслу
дополнением
Весной школьники посадили в
саду(Что?)….
Пятиклассники писали (Что?)….
Земля в саду усыпана (Чем?)…
Автобус привез (Кого?)…
Я
прочитаю брату (Что?)…
Мой
брат радуется (Чему?)…
8 конкурс «Прятки»
Найди в данных предложениях обстоятельство,
выдели его.
Медом и чаем усталого путника мы
угощаем.
Я к
вам приеду в среду.
Как
весело тут заживет лилипут.
В
саду горит костер рябины красной.
Кто
стучится в дверь ко мне?
В
темнице там царевна тужит.
Там
королевич мимоходом пленяет грозного царя.
Крепко связаны ей локти.
9 конкурс «Найди ошибку» в характеристике
предложения. Выделить обращение.
1
Вылезайте, муравьи, после зимней стужи. (повеств., невоскл.,
простое, двусостав.., распрост. )
2
Догорай, костер, дотла. (повеств.., воскл.., простое, двусостав.,
распрост.)
3 У
лосенка погибла мать, и он вырос в сторожке лесника. (повеств.,
воскл.., простое, двусостав., распрост.)
4
Бормотали под камнями ручьи, и на дне оврага блестели маленькие
озера. (повеств., невоскл., прост.., двусостав., распрост.,
осложнено однородными сказуем..)
10 конкурс «Одним
словом»
Замените фразеологизмы подходящими по смыслу
словами (наречиями)
-
Мальчик бежал во все
лопатки.
-
Она
пришла ни свет , ни
заря.
-
Работу он знал, как сои пять
пальцев.
-
До
села Мичурино рукой
подать.
-
Она
работает не покладая рук.
-
Все
слушали затаив
дыхание.
-
Над
этой задачей я долго ломал голову.
11 конкурс «Рефлексия»
Запишите все вопросы, на которые отвечают
второстепенные члены предложения в 3 столбика.
Дополнение
|
Определение
|
Обстоятельство
|
|
|
|
Итог урока.