Урок русского языка в 3
классе.
Тема: «Общее понятие о частях речи ».
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о
частях речи, учить определять части речи.
Задачи:
1.Расширить представления третьеклассников о
значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения
отличать одну часть речи от другой.
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание,
память, чувство языка, интерес к русскому языку.
3. Содействовать воспитанию групповых навыков
работы, уважение друг к другу,
взаимопомощи. Формировать умения оценивать «свои» знания и
знания своих одноклассников.
Оборудование:
-
Песня “Дорогою добра” из к/ф “Маленький
Мук”
-
USB -
проигрыватель.
-
Раздаточные листы для
обучающихся.
-
Маркеры, фломастеры.
-
Учебник русского языка (В.К. Павленко, Г.В. Клыпа
«Алматыкiтап»,
2010.)
3 класс, I часть
Тип урока: Открытие новых
знаний
Методы обучения: наглядный,
частично-поисковый, словесный
ХОД УРОКА
1.Эмоциональный
настрой
-
Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.
Повернитесь, пожалуйста, и поздоровайтесь с ними. Теперь глазки все
на меня. Тихонечко сели.
2. Мотивация учащихся к учебной
деятельности
« Мир освещается солнцем, а человек
знанием.»
Мотивация учащихся к учебной деятельности
посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на
совместную коллективную деятельность).
- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы
будем открывать новые знания.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия
нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной
деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда в
путь!
- Пожелайте друг - другу удачи!
(Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из
к/ф “Маленький Мук”)
3.Актуализация
ЗУН
Минутка чистописания.
Ч ч
ча чу часть - части
- Помогут нам веселые человечки –
Смайлики.
- Вы с ними уже знакомы.
Познакомьте и наших гостей с ними. Почему их семь?(Это дни недели и
цвета радуги)
- Как их зовут? (Пн, Вт, Ср, Чт, Пт, Сб,
Вс)
Смайлик 1
(П В С Ч П С В)
-Найдите здесь лишнюю букву.(Ч). Обоснуйте свой
ответ. ( все остальные повторяются по 2 раза и ещё он согл.,
непарный, а остальные - парные)
-Пропишите первую строчку парами
буквы Ч ч.
Написание каких сочетаний мы должны помнить?
(ча чу).
Пропишите букву ч в
соединении с буквами а и у.
Приведите примеры слов.
- Мне бы хотелось, чтобы вы записали пару
слов часть – части.
-Как
вы думаете, почему? (изучали Части слова и будем изучать Части
речи)
Смайлик 2
- Смайлик Вт решил похвастаться своими знаниями. Как вы его
оцениваете? Почему?
- Какие части слова участвуют в образовании новых
слов?
-Образуйте слова по схеме: корень, окончание –
А
корень, суффикс, окончание –АЯ
приставка, корень, суффикс, окончание
–ТЬ
и
запишите их в строчку. Что вы записали? (Слова) Что
заметили?
(
Это - Сущ., прил., глагол – части речи)
Смайлик 3
Словарная работа.
- Ребята, поищите в словаре названия дней недели.
Какие вы нашли?( четверг, пятница,
суббота) .
Как называются эти слова? Почему?
Комментированное письмо.
(Запись в
столбик)
четверг зелёный улыбается
пятница голубой смотрит
суббота синий желает
- Что вы заметили?
-
Постановка цели деятельности и
выявление причины затруднения.
-
Сформулируйте тему урока.
(Части речи в русском
языке).
-
Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
(Научиться определять части
речи)
Смайлик 4
Слова, от, успокоится, хорошего,
душа.
-
Обратите внимание, что вы здесь видите?
(Слова).
-Составьте предложение.
От хорошего слова успокоится
душа.
-
Мы сможем продолжить дальше свой путь, если вы правильно надпишите
над каждым словом, к какой части речи они
относятся.
Далее идет работа над выявлением, на какие
вопросы отвечают данные слова в предложении.
-
Давайте проверим.
-
Какое слово в предложении осталось не названым?
-
Не названо слово от.
-
Что вы о нем можете сказать?
-От –
это предлог. Предлоги служат для связи слов в
предложении.
Физкультминутка. «Котята
спят»
5.Проектирование и фиксация нового
знания.
-
Все слова в русском языке, являются какой–либо частью
речи.
Как
мы называем имена существительные, имена прилагательные, глаголы,
местоимения, а как- предлоги? ( самостоятельные и служебные части
речи).
Смайлик 5 .
Работа в группах.
-
Составьте схему к теме “Части речи”. (выброс на
листы)
Работа в группах.
-
Как определить, к какой части речи относится то, или иное
слово?
Составление алгоритма. (Собрать разрезанные
части)
1.Задать вопрос к слову.
2.Определить, что обозначает это
слово.
3.Название части речи.
-
Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово,
надо задать к нему вопрос и узнать, что оно
обозначает.
6.Первичное
закрепление. Творческая работа в группах.
Смайлик 6.
- Написать Синквейн со словом
ВРЕМЯ
1 строка – одно существительное, выражающее
главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих
главную мысль.
3 строка – три глагола в рамках
темы.
4 строка – фраза, несущая определённый
смысл.
5 строка – заключение-существительное
(ассоциация с первым словом)
7. Домашнее
задание.
Составить синквейн на тему
КАНИКУЛЫ
8. Рефлексия учебной
деятельности.
-
Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть
все трудности и сделать на уроке открытие.
-
Вспомните, с каких слов мы начали урок?
« Мир
освещается солнцем, а человек
знанием.»
-
Какими знаниями осветились вы? Чему научились?
Опираясь на таблицу, закончи
предложения.
Сегодня я убедился в том,
что… все слова русского языка делятся на большие
группы – части речи.
Теперь я умею
определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять
их значение.
Я знаю, что в русском
языке…есть самостоятельные и служебные части
речи.
-
Довольны ли вы своей работой?
-
Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если
у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё
понадобится помощь - грустный.
-
Молодцы! Спасибо за хорошую работу!
Смайлик 7.
-
Мы много трудились, пора и отдохнуть.
Танец «Аррива» (исполняют все
желающие)