Задачи коррекционной работы учителя- логопеда
в детском саду,
не имеющем в своей структуре
специализированных групп
Развитие подвижности артикуляционного аппарата:
артикуляционная гимнастика
Развитие речевого дыхания: формирование
правильного речевого вдоха и выдоха
Формирование правильного звукопроизношения:
постановка, автоматизация и дифференциация звуков
Развитие двигатльно-моторной
координации:
общей моторики
мелкой моторики
Развитие слухового восприятия
выделение и узнавание звуков окружающего
мира
различение на слух звуков в речи
окружающих
соотнесение слов с предметами
узнавание звука в потоке звуков, слогов,
словосочетаний
выделение 1-го ударного гласного в
слове
анализ и синтез гласных звукосочетаний
подбор картинок /слов/ на заданный
звук
выделение из ряда слов слова на заданный
звук
различение слов-паронимов и слов, близких по
звуковому составу
Развитие слуховой памяти и внимания, направленное
на осознанное восприятие речи
Развитие зрительного восприятие
Развитие связной речи
Развитие лексико-семантической стороны
речи
Перспективный план коррекционной работы
учителя-логопеда в детском саду с детьми старшего дошкольного
возраста.
1.Обследование детей. Выявление уровня общего
психического развития ребенка.
Наблюдение. Тестирование. Анкетирование педагогов
группы. Консультирование родителей.
2.Развтие психических
функций.
Формирование устойчивости
внимания.
Расширение
познавательной активности.
Дидактические игры.
3.Формирование навыков произвольности
поведения на занятиях
Направленность внимания.
Понимание
и выполнение простых инструкций.
Осуществление контроля за своей
деятельностью.
Беседы.
Игра-драматизация.
4. Развитие моторики
Общей
моторики.
Мелкой
моторики.
Дидактические игры с мозаикой, «Чудесный
мешочек», пальчиковая гимнастика,
физкультминутки.
5.
Развитие движений артикуляционного аппарата /формирования артикуляционной базы для
постановки нарушенных звуков.
Артикуляционная гимнастика.
6. Постановка нарушенных звуков и их
автоматизация согласно индивидуальному маршруту развития
ребенка.
Игровые
упражнения и дидактические игры.
7. Развитие речевого дыхания
Игры на
развитие плавного длительного выдоха.
8. Развитие слухового внимания
Различение
на слух неречевых звуков.
Различение
речевых звуков.
Воспроизведение звуков.
Игры на
выделение звуков из окружающего мира, определение
последовательности их звучания, направления
звучания.
9. Развитие сенсорного восприятия на основе
перцептивной деятельности
Игры на
усвоение сенсорных эталонов.
10.
Воспитание речевой культуры /умения говорить правильно, отчетливо и
выразительно/
Игровые
упражнения на проговаривание поговорок, загадок,
стихов.
11. Развитие смысловой стороны
речи
Игровые
упражнения на соотнесение слова и предмета, рассказа и сюжетной
картины.
Перспективный план коррекционной работы
учителя-логопеда в детском саду с детьми подготовительного к школе
возраста.
1 период обучения /сентябрь –
ноябрь/
Индивидуальные занятия
1.Обследование детей. Выявление уровня общего
психического развития ребенка
Наблюдение. Тестирование.
Анкетирование педагогов группы и
родителей.
Консультирование родителей
2.Развтие психических
функций
Формирование устойчивости внимания
Расширение познавательной активности
Дидактические игры
3.Формирование навыков произвольности поведения
на занятиях
Направленность внимания.
Понимание
и выполнение простых инструкций.
Осуществление контроля за своей
деятельностью.
Беседы.
Игра-драматизация.
4.
Развитие
моторики
Общей
моторики.
Мелкой
моторики.
Дидактические игры с мозаикой, «Чудесный
мешочек», пальчиковая гимнастика,
физкультминутки.
5.
Развитие движений артикуляционного аппарата /формирования артикуляционной базы для
постановки нарушенных звуков.
Артикуляционная гимнастика.
6.
Постановка нарушенных
звуков и их автоматизация согласно индивидуальному маршруту
развития ребенка.
Игровые
упражнения и дидактические игры.
7.
Развитие речевого дыхания.
Игры на
развитие плавного длительного выдоха.
8.
Развитие слухового внимания.
различение
на слух неречевых звуков.
различение
речевых звуков.
воспроизведение звуков.
Игры на
выделение звуков из окружающего мира, определение
последовательности их звучания, направления
звучания.
9. Развитие сенсорного восприятия на основе
перцептивной деятельности
Игры на
усвоение сенсорных эталонов.
10.Воспитание речевой культуры /умения
говорить правильно, отчетливо и
выразительно/.
Игровые
упражнения на проговаривание поговорок, загадок,
стихов.
Подгрупповые занятия
1.Уточнение лексической стороны
речи
Предметная соотнесенность слов
Активизация словарного запаса
Формирование обобщающей функции слова
Игровые упражнения на закрепление знаний о частях
тела, игрушках, овощах, фруктах, грибах, временах года,
одежде
2.Формирование звукового анализа и синтеза
слова
Звук на фоне слова
Звук в начале слова
Последовательность звуков
Место звука в слове
Анализ и синтез односложных слов
Гласные: (у), (а), (и), (о)
Согласные: (п), (п'), (т), (т'), (к),
(к'),
(м), (м'), (л), (х), (с)
3.Развитие фонематического
восприятия
Игровые упражнения на усвоение слов 2-3 сложный
слоговой структуры
4.Уточнение грамматической стороны
речи
Игровые упражнения на образование множественного
числа
Существительных с окончанием И,Ы,Я /части тела,
игрушки, одежда, овощи и фрукты/;
Подбор существительных к притяжательным
местоимениям МОЙ.МОЯ.МОЕ
Образование уменьшительно-ласкательных
существительных при помощи суффиксов.
5.Развитие навыков связной речи
Составление простых предложений по картине с
опорой на демонстрацию действия
П период обучения
/декабрь-февраль/
Индивидуальные занятия
1.Формирование правильного
произношения
Постановка, автоматизация, дифференциация
звуков
2.Преодоление затруднений в произношении слов
сложной звуковой структуры /состоящих из правильно произносимых
звуков/
Игровые упражнения на наращивание и усложнение
слоговой структуры слов
3.Совершенствование общей и мелкой
моторики
Физультминутки
Подгрупповые занятия
1.Совершенстование психических функций:
внимания, памяти, мышления
В процессе работы по всем разделам коррекционной
работы
2.Формирование лексической стороны
речи
Игровые упражнения на закрепление знаний о
домашних животных, посуде, продуктах, квартире, мебели, временах
года /зима/
3.Формирование и развитие звукового
анализа: различение и дифференциация звуков на слух; деление слов
на слоги
(с), ( с'), (з), (з'), (б),(б'), (д), (д'), (г),
(г'), (ш),(ж)
(с)-(з), (б)-(п), (ж)-(з)-(с), (г)-(к)
Игровые упражнения на составление звуко-слоговой
схемы слова
4.Развитие навыков связной речи
Игровые упражнения на составление предложений по
вопросам
Ш период обучения /март-май/
Индивидуальные занятия
1. Развитие общих речевых навыков и речевого
слуха /развитие интонационного анализа и синтеза/
Игровые упражнения на знакомство детей с
интонацией и ударением
2.Формирование правильного
звукопроизношения
Автоматизация поставленных звуков в словах,
словосочетаниях, предложениях, связных текстах
Подгрупповые занятия
1. Развитие фонематического анализа и синтеза,
различение звуков на слух, дифференциация звуков, анализ и синтез
предложений, сорговой анализ и синтез
Повторение звуков:
(с), ( с'), (з), (з'), (ш),(ж), (л), (л'),
(р),(р')
Знакомство со звуками:
(ч), (щ), (ц), (ч)- (щ)- (ш), (ч)-
(щ),
(ц)-(с)
Составление схемы предложения
2. Развитие моторики
Общей
моторики.
Мелкой
моторики.
Физукльтминутки
3.Совершенстование связной речи: диалог и
монолог
Игры-драмматизации сказок и рассказов,
рассказ-описание, пересказ, творческий рассказ
Документация учителя- логопеда в детском
саду,
не имеющем
в своей структуре специализированных групп
Журнал
состояния речи всех детей посещающих учреждение
/с 3 до 7
лет/
Журнал
/список/, нуждающихся в логопедической работе
с указанием возраста и
характера речевого нарушения, заверенный у логопеда детской
поликлиники
Речевая
карта на каждого ребенка, взятого на занятие с перспективным планом
работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами
продвижения 1 раз в полугодие, с указанием даты ввода и окончания
занятий
Календарный план подгрупповых и
индивидуальных занятий
Журнал учета посещаемости
логопедических занятий
Индивидуальные тетради детей
График
работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем
дошкольного учреждения
План
мероприятий, направленных на профилактику речевых нарушений у
детей /консультации, семинары для воспитателей и
родителей/
Картотека с перечислением оборудования,
учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом
кабинете
Катамнестические данные о детях,
прошедших курс коррекционных
занятий, посредством взаимодействия с учителем начальных классов
школ и воспитателями дошкольного учреждения, за последние 3
года.
Копии
отчетов об эффективности коррекционной работы за учебный
год /количественная и качественная характеристика/ не
менее, чем за последние 3 года