жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Космос
Конспект открытого занятия по теме «Космос» и мастер- класс
«Рисование «Планета» для детей подготовительной группы
Цель: уточнение и
расширение знаний детей об истории развития космонавтики в нашей
стране, о первом космонавте
Задачи:
-
познакомить детей с первым космонавтом
-
закрепить названия и очередность планет;
-
познакомить с понятиями: метеорит, астероид, комета,
марсоход.
- закрепить знания
детей о том, что 12 апреля - День
Космонавтики;
- воспитывать
чувство гордости за первого покорителя
космоса;
- воспитывать
чувство патриотизма.
Материалы и
оборудование:
мультимедийный
проектор, наглядное пособие, мягкий
конструктор.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята,
отгадайте загадки:
1.Человек сидит в
ракете.
Смело в небо он
летит,
И на нас в своем
скафандр он из космоса глядит.
(космонавт)
2.Осколок от
планеты
Средь звезд
несется где-то.
Он много лет летит
– летит, Космический….(метеорит)
Воспитатель: Правильно,
молодцы. Какой праздник сегодня отмечаем всегда 12апреля?
(ответ детей)
Воспитатель: А сейчас, я
прочитаю вам отрывок из стихотворения Сергея
Михалкова:
К далёким
планетам
Пути
пролегли-
По трассам
Вселенной
Летят
корабли.
По трассам
Вселенной
Ведут
корабли
Отважные люди
Земли.
Скажите ребята, о
каких отважных людях говорится в этом стихотворении?
(ответ детей).
Воспитатель: Космонавты это
кто и и чем они занимаются? - (ответ
детей).
Воспитатель: Эта профессия
появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который
испытывает космическую технику и работает на ней в космосе. Сейчас
космонавты много месяцев, а некоторые больше года проводят на
космических научных станциях. Космонавты – это мужественные люди.
Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в
безмолвном и опасном космосе. А что такое
космос? (ответ детей)
Воспитатель: Весь мир за пределами земли, называется космосом или другим словом Вселенная. Скажите, а кто же первым полетел в космос? (ответ детей)
Воспитатель: Правильно,
первыми в космосе побывали животные. Для того, что бы узнать, с чем
придётся столкнуться человеку в космическом полёте, ученые сначала
решили отправить в космическую неизвестность различных животных.
Первыми «космонавтами» - разведчиками стали
собаки.
Воспитатель: А как звали
животных, которые полетели в
космос? (ответ детей) Белка и
Стрелка
Воспитатель: Лишь только
после того, как учёные убедились, что живые существа могут жить в
космосе, в космос полетел человек. Кто стал первым
космонавтом? (ответ детей
)
Воспитатель: Правильно,
первого космонавта звали Юрий Алексеевич Гагарин. Юрий
Гагарин в школе учился на одни пятерки, занимался спортом, прыгал с
парашютом. Он был мужественным, умным и смелым. Когда он окончил
лётное училище, стал военным летчиком. Ю. Гагарин узнал, что
набирают отряд космонавтов, написал в Москву письмо с просьбой
принять его в космонавты и его приняли. 12 апреля 1961 года на
корабле «Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48
минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что
человек может жить и работать в космосе. После полета Гагарина
прошло много лет. Ребята, подумайте и скажите пожалуйста, кто может
стать космонавтом детей)? (ответы
детей)
Воспитатель: Люди многое
узнали про космос, про планеты. А что вы знаете о космосе? Что
такое космос? (ответ
детей)
Воспитатель: Это небо, необъятное пространство, где много планет, орбит, метеоритов, спутников, звёзд, галактик. А вы хотите стать космонавтами? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели отправиться в космос? (ответ детей)
Воспитатель: А на чем мы
полетим? (ответ
детей)
Воспитатель: Правильно,
предлагаю вам пройти в нашу ракету.
Воспитатель: Ребята, а
кто сможет назвать планеты, которые входят в Солнечную
систему?(ответ детей)
Воспитатель: Вокруг нашей звезды — Солнца — вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей.)
Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты —
из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают
определенного места как звезда, а двигаются по своей орбите. По
размеру планеты меньше, чем звезды.
В
Солнечной системе восемь планет. Большинство их астрономы назвали в
честь греческих или римских богов.
Меркурий — самая
близкая и горячая планета к Солнцу планета. Названа в честь
крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная,
на планете нет ни воды, ни воздуха.
Венера — вторая от
Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые
скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там
настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без
духовки. Венера — самая яркая планета на
небе.
Земля — третья от
Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца,
что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком
низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть
жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
Марс — четвертая
планета Солнечной системы. Марс — единственная похожая на Землю
планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки
и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того, как ученые
узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут
загадочные существа — марсиане.
Юпитер — пятая
планета от Солнца. Это самая большая планета Солнечной системы. Она
настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в
нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и
газа.
Сатурн — шестая
планета Солнечной системы. Сатурн — это большой шар, состоящий из
жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами.
Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и
песка.
Уран — седьмая
планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной системы,
которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют
«лежачая планета».
Нептун — восьмая
планета от Солнца. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости.
Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют
самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше
2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного
лайнера.
«Астрономическая
считалка»:
На Луне жил
звездочет,
Он планетам вел
подсчет.
Меркурий —
раз,
Венера —
два-с,
Три — Земля,
четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
восьмой — Нептун,
Девять — дальше
всех — Плутон.
Кто не видит —
выйди вон. (А. Усачев)
А как
вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий
космонавт?(ответы
детей)
Воспитатель: а теперь
давайте, как настоящие космонавты отправимся в полет в
космос
Физкультминутка
"Ракета"
(под
музыку)
Раз-два, стоит
ракета.
(ребенок поднимает
руки вверх)
Три-четыре, скоро
взлет.
(разводит руки в
стороны)
Чтобы долететь до
солнца
(круг
руками)
Космонавтам нужен
год.
(берется руками за
щеки, качает головой)
Но
дорогой нам не страшно
(руки
в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый
ведь из нас атлет
(сгибает руки в
локтях)
Пролетая над
землею
(разводит руки в
стороны)
Ей передадим
привет.
(поднимает руки
вверх и машет)
Летим
дальше.
Воспитатель: Скажите, а что еще есть в космосе по мимо планет и звезд?(ответы детей)
Воспитатель: Солнечной системе есть еще астероиды и кометы. А вы знали, что астероид — небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
А комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост
Воспитатель: А может кто то знает, что такое
метеорит?(ответы детей)
Воспитатель: Метеориты ребята это
явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких
космических частиц (например, осколков комет или астероидов).
Метеориты еще называют падающими
звездами.
Воспитатель: А еще по
мимо людей в космос летают роботы для сбора информации. Потому, что
до планет лететь очень далеко и люди еще не могут туда попасть. На
космических кораблях космонавты летают на орбиту и возвращаются
обратно, на Землю. Первый робот был посажен на Марсе в
1976г. За ним последовали другие, в том
числе марсоходы. Эти машины
ищут на красной планете воду и признаки жизни. Вездеход ездит по
планете, собирает образцы и делает
снимки.
Вокруг Земли
летают спутники больше чем 40 стран мира.
Космос
огромен. На каких-то других планетах наверняка тоже есть жизнь.
Есть ли такие же планеты как Земля? Мы не знаем. Но наши ученые,
космонавты на этом не останавливаются и продолжают изучать космос.
А сейчас, предлагаю немного размять наши
ручки:
Пальчиковая
гимнастика:
Один, два, три,
четыре, пять- (загибаем поочередно
пальцы)
В космос мы летим
опять!(соединяем из ладоней « ракету»)
Отрываюсь от земли.(поднимаем вверх
«ракету»)
Долетаю дот
луны.(соединяем пальцы рук, делая круг)
На
орбите повисим
И опять домой
спешим!
- Скажите вам понравилось? О чем и о ком вы
сегодня узнали? Назовите какие планеты вы запомнили? Скажите, а что
такое метеорит, астероид, комета, марсоход?
(Ответы детей).
Воспитатель: А как называется самая большая и горячая звезда Солнечной системы?
Дети: Солнце.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем, а заодно и закрепим наши знания о космосе.
Физминутка "Солнце – чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун
А девятый был - Плутон
Кто не верит - выйди вон.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Задача: как можно быстрее найти свое место.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо запомнили расположение и название планет! А теперь мы с вами будем рисовать космос и всё, что с ним связано. Продумайте содержание вашего рисунка и сделайте набросок карандашом, затем раскрасьте гуашью.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Помощь детям, которые испытывают затруднение.
Проводится анализ готовых работ.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на ваши работы, какие они у вас получились замечательные. И все это сделали вы. Понравилось вам рисовать космос?
Воспитатель:- Ребята посмотрите к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся.
Здравствуй, Небо (руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (руками над головой описывают круг)
Здравствуй, земля (опустить руки вниз)
Здравствуй, планета Земля! (описывают большой круг)
Здравствуй, наша большая семья (дети берутся за руки и поднимают руки вверх)
Воспитатель: Ребята, вы хотите сегодня отправиться в космическое путешествие? (Да). Отлично, но нам надо к нему подготовиться и многое узнать.
- Скажите, на чем можно отправиться в космос? (на ракете).(Слайд 1) Как еще называется ракета? (космический корабль, звездолет).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски … (космонавт). (Слайд 2)
Ребята, как называется место, откуда ракета стартует, отправляется в космос? (космодром). (Слайд 3)
- А что мы с вами обязательно наденем? (скафандр – это космический костюм). (Слайд 4)
Мы скафандр надеваем,
Чтобы в космос полететь.
Много нового узнаем.
Нужно только захотеть!
Прошу вас занять свои места.
- Ребята, а что такое Космос? (Необъятный мир, который находится за пределами Земли).
- Да, действительно, нет ему конца, он никогда не заканчивается. А знаете ли вы, что Космос еще называют другим словом – Вселенная. Нас окружает Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли. (Слайд 5)
Люди издавна мечтали покорить космос, но он был не изведан и поэтому первыми отправили собак Белку и Стрелку. (Слайд 6) И только после это в космос отправились люди.
12 апреля впервые житель планеты Земля, и гражданин нашей страны устремился к звёздам. Кто знает, как звали первого космонавта?
Дети: Первого космонавта звали Юрий Гагарин. (Слайд 7)
А кто из вас хочет стать космонавтом? Девочки тоже могут стать космонавтами. Кто знает первую женщину -космонавта? (Ответы детей.) Это Валентина Терешкова. (Слайд 8)
Речевая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: - Ребята но космонавт должен обладать определёнными качествами. И мы сейчас с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»
Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите слово, обозначающее противоположное качество.
Ленивый – трудолюбивый
Злой – добрый
Слабый – сильный
Медлительный – быстрый
Неряшливый – аккуратный
Грустный – веселый
Нервный – спокойный
Старый – молодой
Трусливый – смелый
Неуклюжий – ловкий
Глупый - умный
Больной – здоровый
Всеми качествами, которые вы назвали и должен обладать настоящий космонавт. Но ещё он должен быть выносливым и для это он постоянно тренируется. Давайте и мы свами начнём тренировку.
Физкультминутка
Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.
Ну ка дружно потянитесь.
И за столы (на места свои) садитесь.
Дети садятся на свои места за столами.
Вот мы уже готовы отправиться в космос, но у нас нет самого главного, ракеты. Давайте с вами её построим и для этого нам понадобятся блоки Дьеныша. У вас на столах лежат схемы и по ним вы выкладываете свою ракету. Но для начала давайте вспомним, что обозначают эти символы.
Изготовление ракеты из блоков Дьеныша
Воспитатель: - Давайте проверим у всех получились ракеты правильно Слайд 9
Дыхательная гимнастика «Запуск ракеты»
Сейчас мы с вами будем запускать ракету наши ракеты, и нужно произвести отчет до запуска. Мы будем вместе считать от 10 до 1. И когда я скажу «Пуск» вы дуете в трубочку. Слайд 10
Воспитатель: - Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки
1. Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос)» (Слайд 11)
2. Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием. (спутник) (Слайд 12)
3. Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость) (Слайд 13)
4. Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце) (Слайд 14)
5. Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного. (луна) (Слайд 15)
6. Что за чудная машина
Смело по луне идет
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно,. (луноход) (Слайд 16)
7. Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический… (Метеорит) (Слайд 17)
8. По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды) (Слайд 18)
9. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (Комета) (Слайд 19)
Изготовление кометы
Воспитатель: -Ребята, чтобы увидеть как завораживающе выглядит полёт кометы, мы с вами попробуем её сделать из подручных средств.
Для этого нам понадобиться дождик и фольга. Заворачиваем кончик дождика в фольгу и формируем фар. Комета готова. Давайте теперь запустим нашу комету, но будьте осторожны, чтобы не в кого не попасть.
Кидаем по сигналу.
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по космосу. В космосе много неизведанного и таинственного. Но самое главное, что можно увидеть это планеты.
Воспитатель: - У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами расставим планеты на свои орбиты
Вы по очереди должны расположить все планеты, которые мы с вами делали в разных техниках на их орбиты от Солнца. Ребята- это конечно сложное задание, поэтому давайте вспомним стих, который нам поможет.
Во время рассказа стиха, дети поднимают названную планету.
Наше Солнце на парад,
Собрало планеты в ряд.
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: - А что вы можете рассказать об этих планетах?
Дети рассказывают про эту планету стих.
Меркурий-ближайшая к Солнцу планета.
Залит он лучами горячего света.
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: "Меня догоните!"
Венера
В честь богини красоты
Названа, Венера, ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой всех одаряешь.
Земля
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше Звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле -это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучки и цветы
жизнь на Земле вы найдете повсюду-
В самом далеком, глухом уголку.
Марс
Марс-таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны.
Из-за ярко-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Юпитер
Юпитер-больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!
Сатурн
Сатурн-красивая планета
Желто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Уран
Уран-лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие-ночь.
Нептун
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Плутон
Несется в пространстве далекий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.
Утверждаю_____________
ГККП ДО№42 «Айналайын»
Шугаева Н.Г
Организованная учебная деятельность
в предшкольной группе на тему «Космос»
Воспитатель: Разакова Г.А
Актобе 2024

