Материалдар / Краткий обзор тем по русскому языку для подготовки учащихся 5-6 классов к олимпиаде

Краткий обзор тем по русскому языку для подготовки учащихся 5-6 классов к олимпиаде

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье дан краткий обзор тем по русскому языку для учащихся 5-6 классов для подготовки к олимпиадам.
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Фонетика

Основные понятия, которые необходимо знать учащимся для решения фонетических задач:
1. Буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова, после разделительного твердого знака
и после гласного обозначают слоги [jэ] ,[jо], [jу], [jа]. Звуков Е,Ё,Ю,Я в русском языке не существует.
2. В безударном положении не могут произноситься звуки [о], [э], а также
обозначаемый буквой Я звук [а] после мягких согласных. Буква О обозначает
в безударном слоге звук [а]; на месте букв Е,Э и Я в безударных слогах
слышен звук [Иэ].
3. Буква И после шипящих Ж,Ш,Ц передает звук [ы], а буква Е в безударном положении после данных согласных соответствует звуку [Ыэ].
4. В русском языке существует такой фонетический процесс, как озвончение и оглушение согласных. При этом могут возникать слова-омофоны: [прут]
–это и ПРУТ и ПРУД.
5. В глаголах сочетание –ТСЯ,-ТЬСЯ и –ТСК- в прилагательных звучит в
речи [ца], [цк] : [купаца] – купаться, [д,эцк,ий,] -детский .
6. Сочетания с непроизносимыми согласными звучат не так, как пишутся
[сонцэ] - солнце, [акр, эснас, т,] – окрестность.



Орфоэпия

В школьной программе "Орфоэпия" не выделена в отдельную тему при

изучении. Слова, произношение которых учащиеся должны запоминать,

выделены в рамочки на полях учебников. Учитель испытывает затруднения в

том, как включить эти слова в упражнения урока, чтобы их усвоение было

эффективным, как привести материал в систему, чтобы орфоэпические нормы

усваивались легко и прочно. Поэтому, начиная с 5-го класса, учащиеся ведут

"Орфоэпический словарик", куда записываются по алфавиту все слова,

встречающиеся в учебниках и рабочем материале. К концу 9-го класса в

словариках оказываются более 500 слов. В начале 9-го класса составляется

опорный конспект "Орфоэпические нормы языка", который помещается в

этом же словарике. Задания, связанные с орфоэпическими нормами, чаще

всего направлены на то, чтобы учащийся верно расставил ударение в словах.



Словообразование (морфемика)

Чтобы справляться с заданиями по словообразованию, учащийся

должен уметь разбирать слово по составу. ВАЖНО! Отрезок слова можно

считать одной морфемой, если он встречается в других словах, привнося в них

то же значение, но при этом оставшаяся часть образует другое существующее

в русском языке слово (самостоятельно или в связке с другими морфемами).

1. Корень. Следует обратить внимание учащихся на то, что однокоренными можно считать слова, объединенные и звучанием, и значением. Слова, в

которых корни совпадают по звучанию и написанию, но имеют разное

лексическое значение, называются словами с омонимичными корнями и

однокоренными не являются.

2. Окончание.

2.1. Окончание имеют только изменяющиеся части речи. Нужно четко

различать изменяемые слова с нулевым окончанием и слова без окончания.

Например: Какие слова из списка имеют нулевое окончание: похож, горюч,

багаж, невтерпеж, муж, неуклюж и т.д.

2.2. Сложности могут возникнуть при сопоставлении глаголов 2 лица

множ.числа наст. и буд.времени и омонимичных форм повелительного

наклонения тех же глаголов. Например: выполните второе задание после того,как выполните первое.

2.3. Окончание не всегда находится в конце слова. Самый частый случай-

после окончания следует постфикс –СЯ. Также окончание может находиться

в середине составных местоимений и числительных: кого-то, кому-нибудь,

тремястами.

3. Приставка.

3.1.Слова с приставкой и слова без приставки начинаются одинаково.

Например: простой- простой, подышать- подшить и т.д.

3.2. Одна и та же приставка может вносить разные значения в образуемые

ею слова. Например: подлечить- подбежать.

3.3. Редкие приставки: па-, су-. Например: падчерица, пасынок, сумрак,

сукровица.

3.4. Приставка может находиться в середине слова. Например: радиопри-емник, лесозаготовки.

4. Суффикс. Трудность заключается в определении количества

суффиксов и их границ. Например: булоч-к-а, дыр-оч-к-а, ламп-очк-а.

Лексика

Лексика является важнейшей номинативной стороной языка. Без лексики не было бы и языка. Лексика пронизывает язык во всех направлениях:

звуки, морфемы рассматриваются в слове, так как вне слов они не суще-ствуют; морфологические категории рассматриваются только в слове;

предложения тогда становятся коммуникативно значимыми, когда они

наполнены словами. Без слов не может быть никакой научной информации.

Следовательно, изучение лексики и фразеологии при подготовке к

олимпиаде чрезвычайно важно.

Например:

1. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Инкогнито, коалиция, корпорация, меценат, референдум, суверенитет,

стереотип, филантропия, фрагмент, статус-кво, регресс, инфляция, кворум,

интеграция, стимуляция.

2. Объясните фразеологизм: Дамоклов меч, хватать с неба звёзды, делать

погоду, притча во языцех.

3. Определите, как меняются значения слов с изменением места ударения: атлас – атлас, хаос – хаос, ирис – ирис, бронировать – бронировать,

характерный – характерный, кирка – кирка, электрик – электрик.

Морфология

Морфология- самый объемный раздел лингвистики в школьном курсе:

его подробно изучают с 5 по 7 класс. Если нам предложено задание по тексту, то вопрос может касаться любой части речи и любой ее граммати-ческой характеристики. Следует обратить внимание учащихся на то, что слова русского языка могут относиться к разным частям речи одновременно. Это свойство слов наиболее часто используется в вопросах олимпиады.

Имя существительное

1. Категория одушевленности\неодушевленности. У одушевлённых

существительных совпадают формы винительного падежа множественного

числа с формой родительного падежа множественного числа. Мертвец, по-

койник, труп- первые два существительных одушевленные, третье суще-ствительное - неодушевленное.

2. Категория рода.

2.1. Существительные, не имеющие формы единственного числа, не

имеют и рода. Например: ворота, грабли, ножницы, сани.

2.2. Существительные общего рода могут обозначать как лиц мужского,

так и женского пола. Например: сирота, умница, забияка, плакса. -

производные существительные на –ИЩЕ и -ИШКО (-ИШКА) сохраняют род

производящих слов: болото- болотище, пальто- пальтишко, дом- домище,

домишко, парень- парнишка.

2.3. Несклоняемые существительные , обозначающие неодушевленные

предметы, чаще всего относятся к среднему роду. Например: депо, интер-вью, киви, такси.

3. Категория числа. Большинство русских существительных изменяется

по числам.

3.1. Но встречаются и такие, которые имеют форму только какого-нибудь

одного числа, или, наоборот, имеют две разные формы множественного числа, или во множественном числе обозначают не большое количество

существительных единственного числа, а что-то другое. Например: не имеют

формы единственного числа существительные ножницы, ворота, перила, весы, джунгли, щи, жмурки, будни и т.д.

3.2. Не имеют формы множественного числа такие слова, как родня,халва, детвора, вражда, белье, тишина, тайга и т.д. Некоторые

существительные могут иметь по 2 формы множественного числа. Например:

крыло- кры-лья\крыла, муж- мужья\мужи, сын- сыновья\сыны.

3.3. Часто разные формы множественного числа имеют слова-омонимы.

Например: лист- листья\листы, пропуск- пропуска\пропуски, мех- ме-ха\мехи,

корень- корни\коренья.

4. Склонение. Каждое существительное можно отнести либо к одному из

3 основных типов склонения, либо к разносклоняемым существительным (на

МЯ + ПУТЬ), либо к несклоняемым, то есть неизменяемым. Кроме того, само слово склонение склонно к омонимии, и надо всякий раз четко понимать, о чем вас спрашивают: о типе склонения (1,2,3) или о склонении как списке всех падежных форм существительного.

Имя прилагательное

1. Нужно различать прилагательные и наречия в степени сравнения.

Наречия относятся к глаголам, отвечают на вопрос КАК? и являются об-

стоятельствами. Прилагательные относятся к существительным, отвечают на

вопросы КАКОЙ? КАКОВ? И в предложении являются сказуемыми.

Существуют также слова категории состояния, по форме похожие на наречия, но являющиеся сказуемыми в безличных предложениях.

2. Формы степеней сравнения образуются только у качественных

прилагательных. Но и среди качественных прилагательных встречаются

слова, от которых невозможно образовать формы степени сравнения: голым,

босым, глухим, пустым нельзя быть в большей или меньшей степени. Формы

сравнительной и превосходной степени бывают простыми и составными.

Более толще или более слабее- недопустимое сочетание!

Глагол

1. Вид- основная грамматическая категория глагола, присущая всем словам этой части речи. Глаголы имеют видовую пару. Но есть и двувидовые

глаголы. Они в разных предложениях могут отвечать на разные вопросы и

относиться, никак не изменяясь внешне, к разным видам. Например: реко-

мендовал, женил, казнил, ранил, крестил.

2. Спряжение- с этим термином происходит такая же путаница, как и со

словом склонение. Мы можем иметь в виду процесс изменения глагола по

лицам и числам, а также тип такого изменения- I или II спряжение. Также в

русском языке есть разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать.

3. Наклонение- созвучные формы повелительного и изъявительного

наклонения в правописании совпадают только во втором спряжении.

Например: Вылечите мою собачку, доктор!- Когда вылечите собачку, тогда и

давайте ей сахар.

4. Время. Иногда в русском языке форма времени не соответствует тому

времени, о котором говорится в тексте, употребляется в переносном значе-

нии.

Имя числительное

Числительные обозначают только количество или порядок при счете и

способны (кроме слов один, два, оба и полтора) изменяться по падежам. В этом их отличие от таких существительных, как десятка (обозначает не количество, а цифру, или денежную купюру, или десять человек и пр.), или от наречия типа во-вторых. Также не забываем и о собирательных числи-тельных: пятеро,четверо и т.д.

Самостоятельная подготовка учащихся

При самостоятельном изучении новой темы (или пропущенного материа-

ла) обучающиеся могут воспользоваться ресурсами образовательного ви-део-

портала: https://bilimland.kz/ru, http://interneturok.ru, https://globallab.org/ru,

https://learningapps.org/, http://onlinetestpad.com/

Полезные ссылки в Инстаграм:

31 Қазан 2024
184
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі