Конспект урока по географии
Ориентирование по плану местности.
Азимут.
(6 класс)

Составила:
Гольцева Н.В.
2012г
Пояснительная записка
Тема: «Ориентирование по плану местности. Азимут».
Автор – Гольцева Надежда Викторовна учитель географии МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2».
Характеристика группы: данное занятие проводится в 6-м классе, количество- 22 человека, 12 девочек, 10 мальчиков. Взаимоотношение в классе между детьми слаженное, умеют общаться друг с другом, работать в парах и группах.
Занятие проводится на основе программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений. Данное занятие представлено в разделе №2 «Географическая карта».
Количество часов в год - 34
Количество часов в неделю-1
Время реализации занятия – 45 минут
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа);
наглядные (записи и схемы на доске);
практические (работа с компасом, нахождение азимута).
В начале занятия проходит фронтальный опрос по проверке выполнения домашнего задания по теме «Масштаб». Изучение новой темы начинается с целепологания, повторения сторон горизонта. Для выполнения задания по составлению рассказов о способах нахождения сторон горизонта класс делится на несколько групп (работа в группах). Для выполнения задания каждой группе предоставлялась возможность пользоваться дополнительной литературой (энциклопедии, журналы). Затем классу предлагается прослушать сообщение «История возникновения компаса» и по прослушанному материалу составить два вопроса (индивидуальная работа). Следующим этапом урока учащимся предлагается изучить правила работы с компасом, и определить стороны горизонта в классе, через работу в парах.
Далее учащиеся изучают план местности через показ слайдов, определяют стороны горизонта, знакомятся с азимутом, работают с учебником и выполнят схематические рисунки и записи в тетради. Практическая работа- определение азимута с помощью компаса и транспортира (работа в парах).
Для закрепления материала учащимся было предложено поработать в группах: решить задачи по топографическому плану, определить азимут любого предмета в кабинете, используя правила работы с компасом и представить итоги работы группы.По итогам урока выставляются оценки, через организацию рефлексии (рефлексивные вопросы).
Цель урока: Формирование у учащихся умения ориентироваться на местности по плану.
Задачи:
Образовательные: на основе полученных знаний изучить приемы определения азимута и правила работы с компасом;
Воспитательные: формирование умения взаимодействовать, решая поставленную задачу;
Развивающие: развитие навыков практического применения оборудования на уроке.
Оборудование: компас, транспортир большой, линейка, компьютер, проектор, презентация (среда POWER POINT).
Основные понятия: компас, азимут.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания, фронтальный опрос.
На слайде презентации записаны вопросы.
Задания на знание понятий
- Что называется масштабом?
- Какие виды масштабов вы знаете?
- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?
Задания на проверку умений
1. Выразите
численный масштаб именованным:
1 250000; 1:
1 000000;
1 1 000; 1:50;
1
25000.
2. Выразите
именованный масштаб численным:
в 1 см
- 100 м; в 1 см - 1 км;
в 1 см - 25 км; в 1 см - 350 км;
в 1 см-900 км;
5. В каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см?
Задания на проверку практических навыков
- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?
- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?
- Как перевести именованный масштаб в численный?
- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?
III. Изучение нового материала
А. Целепологание
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить. Какие стороны горизонта вы знаете?
У
читель предлагает начертить схему сторон горизонта и
вызывает одного учащегося к доске
(самопроверка на слайде)
- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными способами нахождения сторон горизонта.
- А как вы уже можете определять на местности стороны горизонта.
Б. Работа в группах
-
Каждая группа должна приготовить рассказ об одном
из способов нахождения сторон
горизонта:
1) по муравейнику;
2) по ветвям одиноко стоящего дерева;
3) по годичным кольцам пней;
4
) по таянию снега
на крышах, склонах холмов;
5) по Полярной звезде.
В. Знакомство с компасом
Устное изложение сообщения по предварительному заданию тема «Компас», учащиеся в тетрадях составляют два вопроса по услышанному материалу.
К
омпас - это
прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для
определения сторон горизонта и измерения на
местности
магнитных азимутов.
Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов», В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».
У
же в начале нашей
эры китайские ученые начали создавать
искусственные
магниты, намагничивая железную иглу. Только
через тысячу лег намагниченную иглу для компаса стали
применять европейцы.
Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в
XII в. арабские
мореплаватели.
В
начале XIV в. у компаса появилась шкала.
Предполагают, что итальянский мастер
Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю
этого круга нанес градусные деления, а к
центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям - румбам,
для более удобного наблюдения за показаниями прибора при
определении направления ветра. На картушке
мастер нанес
также рисунок, получивший название «роза ветров»
и ставший
эмблемой всего, что связано с далекими
путешествиями.
- Следующим этапом нашего урока будет знакомство с правилами работы с компасом. Сейчас вы получите карточки с заданием и поработаете в парах. Установка на работу в парах: внимательно изучите правила работы с компасом, и определите стороны горизонта в классе. В какой стороне горизонта расположено окно, дверь, доска, цветок?
П
равила работы с
компасом:
1.Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
4. На компас кладут гонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
Г. Выполнение задания
- Посмотрите на следующий слайд. Какие объекты изображены на этом плане местности? (вопросы учащимся).
А.
- Вам (крестик на плане) предстоит дойти до железнодорожной
станции через хвойный лес. В каком направлении вы
пойдете?
-Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на север.

Б. - Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти?
В
. - Прочитайте в
учебнике с.15, что такое азимут? Покажите на схеме, где
азимут.
Г. - На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса (на партах карточки с планом нахождения азимута). Работа в парах.
Нахождение азимута по плану:
1. Определить направление на север.
2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.
3.
Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.
5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке
Д
. - Определите значение азимута с помощью
транспортира.
Е.- Выполните задания на определение азимута (Г. С.15 рис. 8).
В
. Задание 1 (по топографическому плану)
Работа в группах, по алгоритму
- Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться?
- Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по форзацу учебника)
- Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по данному азимуту с помощью компаса.
lV. Задание 2. (закрепление нового материала)
- определите азимут любого предмета в кабинете, используя правила работы с компасом, представьте последовательность работы группы.
VII. Домашнее задание
- § 6, приготовиться к практической работе на улице, приготовить карандаш, лист плотной бумаги, компас, цветные карандаши.
VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку и выставление оценок за работу на уроке).
-
Какие вы испытали затруднения, при изучении нового материала?
-
Трудно ли вам было работать в группе?
-
Где было легче работать в группе или в паре?
-
Как вы считаете, какая группа хорошо поработала?
-
Кто из ребят хорошо представил наработанный материал группы?
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Краткосрочное планирование по теме "Азимут",6 класс
Краткосрочное планирование по теме "Азимут",6 класс
Конспект урока по географии
Ориентирование по плану местности.
Азимут.
(6 класс)

Составила:
Гольцева Н.В.
2012г
Пояснительная записка
Тема: «Ориентирование по плану местности. Азимут».
Автор – Гольцева Надежда Викторовна учитель географии МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2».
Характеристика группы: данное занятие проводится в 6-м классе, количество- 22 человека, 12 девочек, 10 мальчиков. Взаимоотношение в классе между детьми слаженное, умеют общаться друг с другом, работать в парах и группах.
Занятие проводится на основе программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений. Данное занятие представлено в разделе №2 «Географическая карта».
Количество часов в год - 34
Количество часов в неделю-1
Время реализации занятия – 45 минут
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа);
наглядные (записи и схемы на доске);
практические (работа с компасом, нахождение азимута).
В начале занятия проходит фронтальный опрос по проверке выполнения домашнего задания по теме «Масштаб». Изучение новой темы начинается с целепологания, повторения сторон горизонта. Для выполнения задания по составлению рассказов о способах нахождения сторон горизонта класс делится на несколько групп (работа в группах). Для выполнения задания каждой группе предоставлялась возможность пользоваться дополнительной литературой (энциклопедии, журналы). Затем классу предлагается прослушать сообщение «История возникновения компаса» и по прослушанному материалу составить два вопроса (индивидуальная работа). Следующим этапом урока учащимся предлагается изучить правила работы с компасом, и определить стороны горизонта в классе, через работу в парах.
Далее учащиеся изучают план местности через показ слайдов, определяют стороны горизонта, знакомятся с азимутом, работают с учебником и выполнят схематические рисунки и записи в тетради. Практическая работа- определение азимута с помощью компаса и транспортира (работа в парах).
Для закрепления материала учащимся было предложено поработать в группах: решить задачи по топографическому плану, определить азимут любого предмета в кабинете, используя правила работы с компасом и представить итоги работы группы.По итогам урока выставляются оценки, через организацию рефлексии (рефлексивные вопросы).
Цель урока: Формирование у учащихся умения ориентироваться на местности по плану.
Задачи:
Образовательные: на основе полученных знаний изучить приемы определения азимута и правила работы с компасом;
Воспитательные: формирование умения взаимодействовать, решая поставленную задачу;
Развивающие: развитие навыков практического применения оборудования на уроке.
Оборудование: компас, транспортир большой, линейка, компьютер, проектор, презентация (среда POWER POINT).
Основные понятия: компас, азимут.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания, фронтальный опрос.
На слайде презентации записаны вопросы.
Задания на знание понятий
- Что называется масштабом?
- Какие виды масштабов вы знаете?
- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?
Задания на проверку умений
1. Выразите
численный масштаб именованным:
1 250000; 1:
1 000000;
1 1 000; 1:50;
1
25000.
2. Выразите
именованный масштаб численным:
в 1 см
- 100 м; в 1 см - 1 км;
в 1 см - 25 км; в 1 см - 350 км;
в 1 см-900 км;
5. В каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см?
Задания на проверку практических навыков
- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?
- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?
- Как перевести именованный масштаб в численный?
- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?
III. Изучение нового материала
А. Целепологание
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить. Какие стороны горизонта вы знаете?
У
читель предлагает начертить схему сторон горизонта и
вызывает одного учащегося к доске
(самопроверка на слайде)
- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными способами нахождения сторон горизонта.
- А как вы уже можете определять на местности стороны горизонта.
Б. Работа в группах
-
Каждая группа должна приготовить рассказ об одном
из способов нахождения сторон
горизонта:
1) по муравейнику;
2) по ветвям одиноко стоящего дерева;
3) по годичным кольцам пней;
4
) по таянию снега
на крышах, склонах холмов;
5) по Полярной звезде.
В. Знакомство с компасом
Устное изложение сообщения по предварительному заданию тема «Компас», учащиеся в тетрадях составляют два вопроса по услышанному материалу.
К
омпас - это
прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для
определения сторон горизонта и измерения на
местности
магнитных азимутов.
Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов», В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».
У
же в начале нашей
эры китайские ученые начали создавать
искусственные
магниты, намагничивая железную иглу. Только
через тысячу лег намагниченную иглу для компаса стали
применять европейцы.
Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в
XII в. арабские
мореплаватели.
В
начале XIV в. у компаса появилась шкала.
Предполагают, что итальянский мастер
Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю
этого круга нанес градусные деления, а к
центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям - румбам,
для более удобного наблюдения за показаниями прибора при
определении направления ветра. На картушке
мастер нанес
также рисунок, получивший название «роза ветров»
и ставший
эмблемой всего, что связано с далекими
путешествиями.
- Следующим этапом нашего урока будет знакомство с правилами работы с компасом. Сейчас вы получите карточки с заданием и поработаете в парах. Установка на работу в парах: внимательно изучите правила работы с компасом, и определите стороны горизонта в классе. В какой стороне горизонта расположено окно, дверь, доска, цветок?
П
равила работы с
компасом:
1.Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
4. На компас кладут гонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
Г. Выполнение задания
- Посмотрите на следующий слайд. Какие объекты изображены на этом плане местности? (вопросы учащимся).
А.
- Вам (крестик на плане) предстоит дойти до железнодорожной
станции через хвойный лес. В каком направлении вы
пойдете?
-Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на север.

Б. - Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти?
В
. - Прочитайте в
учебнике с.15, что такое азимут? Покажите на схеме, где
азимут.
Г. - На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса (на партах карточки с планом нахождения азимута). Работа в парах.
Нахождение азимута по плану:
1. Определить направление на север.
2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.
3.
Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.
5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке
Д
. - Определите значение азимута с помощью
транспортира.
Е.- Выполните задания на определение азимута (Г. С.15 рис. 8).
В
. Задание 1 (по топографическому плану)
Работа в группах, по алгоритму
- Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться?
- Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по форзацу учебника)
- Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по данному азимуту с помощью компаса.
lV. Задание 2. (закрепление нового материала)
- определите азимут любого предмета в кабинете, используя правила работы с компасом, представьте последовательность работы группы.
VII. Домашнее задание
- § 6, приготовиться к практической работе на улице, приготовить карандаш, лист плотной бумаги, компас, цветные карандаши.
VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку и выставление оценок за работу на уроке).
-
Какие вы испытали затруднения, при изучении нового материала?
-
Трудно ли вам было работать в группе?
-
Где было легче работать в группе или в паре?
-
Как вы считаете, какая группа хорошо поработала?
-
Кто из ребят хорошо представил наработанный материал группы?
шағым қалдыра аласыз













