Конспект урока по географии
Ориентирование по плану
местности.
Азимут.
(6 класс)

Составила:
Гольцева Н.В.
2012г
Пояснительная записка
Тема: «Ориентирование по плану местности.
Азимут».
Автор – Гольцева Надежда Викторовна учитель
географии МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа
№2».
Характеристика группы: данное занятие проводится
в 6-м классе, количество- 22 человека, 12 девочек, 10 мальчиков.
Взаимоотношение в классе между детьми слаженное, умеют общаться
друг с другом, работать в парах и группах.
Занятие проводится на основе
программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 – 10 классов
общеобразовательных учреждений. Данное занятие представлено в разделе №2
«Географическая карта».
Количество часов в год - 34
Количество часов в неделю-1
Время реализации занятия – 45 минут
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа);
наглядные (записи и схемы на доске);
практические (работа с компасом, нахождение
азимута).
В начале занятия проходит
фронтальный опрос по проверке выполнения домашнего задания по теме
«Масштаб». Изучение новой темы начинается с целепологания,
повторения сторон горизонта. Для выполнения задания по составлению
рассказов о способах нахождения сторон горизонта класс делится на
несколько групп (работа в группах). Для выполнения задания каждой
группе предоставлялась возможность пользоваться дополнительной
литературой (энциклопедии, журналы). Затем классу предлагается
прослушать сообщение «История возникновения компаса» и по
прослушанному материалу составить два вопроса (индивидуальная
работа). Следующим этапом урока учащимся предлагается изучить
правила работы с компасом, и определить стороны горизонта в классе,
через работу в парах.
Далее учащиеся изучают план местности через показ
слайдов, определяют стороны горизонта, знакомятся с азимутом,
работают с учебником и выполнят схематические рисунки и записи в
тетради. Практическая работа- определение азимута с помощью компаса
и транспортира (работа в парах).
Для закрепления материала учащимся было
предложено поработать в группах: решить задачи по топографическому
плану, определить
азимут любого предмета в кабинете, используя правила работы с
компасом и представить итоги работы
группы.По итогам урока выставляются оценки, через
организацию рефлексии (рефлексивные вопросы).
Цель урока: Формирование у учащихся умения
ориентироваться на местности по плану.
Задачи:
Образовательные: на основе полученных знаний изучить приемы
определения азимута и правила работы с компасом;
Воспитательные: формирование умения взаимодействовать,
решая поставленную задачу;
Развивающие: развитие навыков практического применения
оборудования на уроке.
Оборудование: компас, транспортир большой, линейка,
компьютер, проектор,
презентация (среда POWER
POINT).
Основные понятия: компас, азимут.
Ход урока.
I. Организационный
момент
II. Проверка домашнего задания,
фронтальный опрос.
На слайде презентации
записаны вопросы.
Задания на знание
понятий
- Что называется
масштабом?
- Какие виды масштабов вы
знаете?
- Какие виды карт,
отличающихся масштабом, вы знаете?
Задания на проверку
умений
1. Выразите
численный масштаб именованным:
1 250000; 1:
1 000000;
1 1 000; 1:50;
1
25000.
2. Выразите
именованный масштаб численным:
в 1 см
- 100 м; в 1 см - 1 км;
в 1 см - 25 км; в 1 см - 350 км;
в 1 см-900 км;
5. В каком масштабе
расстояние 30 км соответствует 3 см?
Задания на проверку
практических навыков
- Как определить расстояние на местности,
имея топографическую карту?
- Как
измерить расстояние по карте с помощью линейного
масштаба?
- Как перевести именованный
масштаб в численный?
- Что нужно
выполнить, чтобы перевести численный масштаб в
именованный?
III. Изучение нового
материала
А.
Целепологание
- Сегодня на
уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как
вы их умеете находить. Какие стороны горизонта вы
знаете?
У
читель предлагает начертить схему сторон горизонта и
вызывает одного учащегося к доске
(самопроверка на слайде)
- Покажите северо-восток,
юго-восток, северо-запад, юго-запад.
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с различными
способами
нахождения сторон горизонта.
- А как вы уже можете определять на
местности
стороны горизонта.
Б. Работа в
группах
-
Каждая группа должна приготовить рассказ об одном
из способов нахождения сторон
горизонта:
1) по
муравейнику;
2) по ветвям одиноко
стоящего дерева;
3) по
годичным кольцам пней;
4
) по таянию снега
на крышах, склонах холмов;
5) по Полярной
звезде.
В.
Знакомство с компасом
Устное
изложение сообщения по предварительному заданию тема «Компас»,
учащиеся в тетрадях составляют два вопроса по услышанному
материалу.
К
омпас - это
прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для
определения сторон горизонта и измерения на
местности
магнитных азимутов.
Магнитный
компас был изобретен в Китае. В китайских
источниках
4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном
горшочке, который караванщики «берегут пуще
всех своих дорогих грузов», В нем «на деревянном поплавке
лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все
время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и
не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и
направляя по верному пути».
У
же в начале нашей
эры китайские ученые начали создавать
искусственные
магниты, намагничивая железную иглу. Только
через тысячу лег намагниченную иглу для компаса стали
применять европейцы.
Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в
XII в. арабские
мореплаватели.
В
начале XIV в. у компаса появилась шкала.
Предполагают, что итальянский мастер
Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю
этого круга нанес градусные деления, а к
центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям - румбам,
для более удобного наблюдения за показаниями прибора при
определении направления ветра. На картушке
мастер нанес
также рисунок, получивший название «роза ветров»
и ставший
эмблемой всего, что связано с далекими
путешествиями.
- Следующим
этапом нашего урока будет знакомство с правилами работы с компасом.
Сейчас вы получите карточки с заданием и поработаете в парах.
Установка на работу в парах: внимательно изучите правила работы с
компасом, и определите стороны горизонта в классе. В какой стороне
горизонта расположено окно, дверь, доска,
цветок?
П
равила работы с
компасом:
1.Компас
положите горизонтально, на ровную
неметаллическую поверхность.
2. Подождите, пока компасная
стрелка установится.
3. Поверните
компас так, чтобы северный конец стрелки
совместился с нулем. В этом положении компас
сориентирован и готов к работе.
4. На компас
кладут гонкую палочку по направлению от центра
компаса к
предмету.
Г.
Выполнение задания
- Посмотрите
на следующий слайд. Какие объекты изображены на этом плане
местности? (вопросы учащимся).
А.
- Вам (крестик на плане) предстоит дойти до железнодорожной
станции через хвойный лес. В каком направлении вы
пойдете?
-Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите
направление на север.

Б. - Но ведь на северо-востоке находится и
железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти?
В
. - Прочитайте в
учебнике с.15, что такое азимут? Покажите на схеме, где
азимут.
Г.
- На планах
определять азимут поможет транспортир, а на
местности -
компас. Если вам предстоит идти в поход, то
сначала вам
необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в
этом направлении с помощью компаса (на партах карточки с планом
нахождения азимута). Работа в парах.
Нахождение азимута по
плану:
1. Определить направление на
север.
2. От
точки стояния условно провести линию, совпадающую с
направлением
на север.
Определить с
помощью транспортира значение уже по
часовой
стрелке.
5.
Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до
палочки по часовой
стрелке
Д
. - Определите значение азимута с помощью
транспортира.
Е.- Выполните задания
на определение азимута (Г. С.15 рис.
8).
В
. Задание
1 (по топографическому плану)
Работа в группах, по
алгоритму
- Вы
шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту
вы будете
возвращаться?
- Определите
азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по
форзацу
учебника)
-
Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на
местности идти по данному азимуту с помощью
компаса.
lV. Задание 2. (закрепление нового
материала)
-
определите азимут любого предмета в кабинете, используя правила
работы с компасом, представьте последовательность работы
группы.
VII. Домашнее
задание
- §
6, приготовиться к практической работе на улице,
приготовить
карандаш, лист
плотной бумаги, компас, цветные
карандаши.
VIII. Рефлексия
(отношение учащихся к уроку и выставление
оценок за работу на уроке).
-
Какие вы испытали
затруднения, при изучении нового материала?
-
Трудно ли вам было работать
в группе?
-
Где было легче работать в
группе или в паре?
-
Как вы считаете, какая
группа хорошо поработала?
-
Кто из ребят хорошо
представил наработанный материал группы?