Тема: План местности. Масштаб.
Цели:
1) Познакомиться с планом местности, с условными знаками, используемыми на плане, с понятием «масштаб».
2) Развивать умение определять расстояние между объектами по плану местности.
3) Воспитывать интерес к географии.
Оборудование: таблицы, циркуль-измеритель.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
1)Фронтальный опрос.
-
Какие космические тела образуют солнечную систему? (солнце, планеты, спутники, астероиды, кометы)
-
Сколько всего планет? ( 9 )
-
Каков диаметр Земли? (13 тысяч км)
-
Сколько оборотов вокруг солнца Земля совершает за один год? (один)
-
В каких двух точках ось пересекает поверхность Земли? (Северный и Южный полюс)
-
Как называется линия, которая делит Землю на 2 равных полушария. (экватор)
-
Какие это полушария? ( Северное и Южное )
-
Как называется естественный спутник Земли? (Луна)
2) У доски 1 ученик рисует схему Солнечной системы.
3) Индивидуальный опрос.
-
Как меняются времена года?
-
Приливы и отливы.
3. Новая тема.
1. Что такое план местности.
- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы нарисовали свой путь из дома в школу. Иными словами вы попытались изобразить план местности. Посмотрите на них. Все ли они одинаковы? Нет! Почему? Потому что для составления плана необходимо знать и пользоваться общепринятыми условными обозначениями. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с планом местности, условными обозначениями и с таким понятием, как масштаб. Запишите, пожалуйста, в свои тетради определение:
План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде.
- Как вы думаете, чем отличается план от обычного рисунка? (на доске вывешен план и рисунок)
- Тем, что на рисунке показан вид местности сбоку, а на плане – вид местности сверху.
- Существует еще один способ изображения земной поверхности, по которому можно хорошо рассмотреть различные объекты. Это аэрофотоснимки, которые получают фотографированием поверхности Земли с самолетов. Но между ними и планами есть различия.
Задание на стр 14. (сравнивание рисунка, аэрофотоснимка, плана)
- Предметы местности на плане изображают условными знаками. Чтобы они были понятны всем, их рисуют похожими на сами предметы. Давайте рассмотрим условные знаки, которые изображены в ваших атласах. (обсуждение)
- Как вы думаете, для чего нужен план местности?
4. Физкультминутка.
5. Масштаб плана.
- Предположим, вам надо на бумаге изобразить свою школу и магазин, расстояние и направление определено. Предположим, что от школы до магазина 450 метров. Возможно показать это расстояние на бумаге в натуральную величину? Конечно, нет. Каким образом можно изобразить школу и магазин? Правильно, уменьшить. Другими словами, нужно вычертить все это в масштабе. Давайте запишем определение в тетрадь:
Масштаб – это отношение величины расстояния на плане, к величине расстояния на местности.
- Условимся, что на бумаге мы будим изображать все расстояния в 10000 раз меньшими, чем в действительности. Значит, один сантиметр на бумаге у нас будет соответствовать 10 тыс. см на местности. Давайте переведем это число в метры. ( ответ учащихся – 100 м)
- Правильно. А теперь подумайте: чему будет равно расстояние от школы до магазина в этом масштабе? (ответ учащихся – 4 см 5мм)
- Молодцы! Но масштабы бывают разными. Давайте рассмотрим каждый вид.
Очень удобно пользоваться масштабом, изображенным в виде прямой линии, разделенной на равные части. (рисунок на доске) Такой масштаб называется линейным. При его вычерчивании ноль ставят, отступив на 1 см от левого конца отрезка, а первый сантиметр делят на более меткие части. При использовании линейного масштаба измерения производят циркулем-измерителем. (показываю на доске)
Этот же масштаб можно выразить словами – в 1 см – 100мм. Такой масштаб называется именованным; или числом – 1:10000. Это численный масштаб.
6. Закрепление.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить такое задание.
Санкт-Петербург находится к северо-западу от Москвы на расстоянии 620 км, Харьков – к югу от Москвы на расстоянии 670 км, Казань к востоку от столицы на расстоянии750 км. Изобразите эти города в тетради кружочками
в нужном направлении и на указанном расстоянии от Москвы. Масштаб в 1см – 100 км.
С
СЗ
СВ
З
В
С-П
ЮЗ Ю ЮВ
М К
Х
7. Итог урока.
- С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?
- Для чего нам нужен план местности?
- Что позволяет правильно начертить и прочитать план местности?
- Что такое масштаб и для чего он нужен?
8. Д/З вопрос №6 на стр. 14 – в тетради, параграф №4.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
краткосрочное планирование урока 6 класса по теме "Масштаб"
краткосрочное планирование урока 6 класса по теме "Масштаб"
Тема: План местности. Масштаб.
Цели:
1) Познакомиться с планом местности, с условными знаками, используемыми на плане, с понятием «масштаб».
2) Развивать умение определять расстояние между объектами по плану местности.
3) Воспитывать интерес к географии.
Оборудование: таблицы, циркуль-измеритель.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
1)Фронтальный опрос.
-
Какие космические тела образуют солнечную систему? (солнце, планеты, спутники, астероиды, кометы)
-
Сколько всего планет? ( 9 )
-
Каков диаметр Земли? (13 тысяч км)
-
Сколько оборотов вокруг солнца Земля совершает за один год? (один)
-
В каких двух точках ось пересекает поверхность Земли? (Северный и Южный полюс)
-
Как называется линия, которая делит Землю на 2 равных полушария. (экватор)
-
Какие это полушария? ( Северное и Южное )
-
Как называется естественный спутник Земли? (Луна)
2) У доски 1 ученик рисует схему Солнечной системы.
3) Индивидуальный опрос.
-
Как меняются времена года?
-
Приливы и отливы.
3. Новая тема.
1. Что такое план местности.
- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы нарисовали свой путь из дома в школу. Иными словами вы попытались изобразить план местности. Посмотрите на них. Все ли они одинаковы? Нет! Почему? Потому что для составления плана необходимо знать и пользоваться общепринятыми условными обозначениями. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с планом местности, условными обозначениями и с таким понятием, как масштаб. Запишите, пожалуйста, в свои тетради определение:
План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде.
- Как вы думаете, чем отличается план от обычного рисунка? (на доске вывешен план и рисунок)
- Тем, что на рисунке показан вид местности сбоку, а на плане – вид местности сверху.
- Существует еще один способ изображения земной поверхности, по которому можно хорошо рассмотреть различные объекты. Это аэрофотоснимки, которые получают фотографированием поверхности Земли с самолетов. Но между ними и планами есть различия.
Задание на стр 14. (сравнивание рисунка, аэрофотоснимка, плана)
- Предметы местности на плане изображают условными знаками. Чтобы они были понятны всем, их рисуют похожими на сами предметы. Давайте рассмотрим условные знаки, которые изображены в ваших атласах. (обсуждение)
- Как вы думаете, для чего нужен план местности?
4. Физкультминутка.
5. Масштаб плана.
- Предположим, вам надо на бумаге изобразить свою школу и магазин, расстояние и направление определено. Предположим, что от школы до магазина 450 метров. Возможно показать это расстояние на бумаге в натуральную величину? Конечно, нет. Каким образом можно изобразить школу и магазин? Правильно, уменьшить. Другими словами, нужно вычертить все это в масштабе. Давайте запишем определение в тетрадь:
Масштаб – это отношение величины расстояния на плане, к величине расстояния на местности.
- Условимся, что на бумаге мы будим изображать все расстояния в 10000 раз меньшими, чем в действительности. Значит, один сантиметр на бумаге у нас будет соответствовать 10 тыс. см на местности. Давайте переведем это число в метры. ( ответ учащихся – 100 м)
- Правильно. А теперь подумайте: чему будет равно расстояние от школы до магазина в этом масштабе? (ответ учащихся – 4 см 5мм)
- Молодцы! Но масштабы бывают разными. Давайте рассмотрим каждый вид.
Очень удобно пользоваться масштабом, изображенным в виде прямой линии, разделенной на равные части. (рисунок на доске) Такой масштаб называется линейным. При его вычерчивании ноль ставят, отступив на 1 см от левого конца отрезка, а первый сантиметр делят на более меткие части. При использовании линейного масштаба измерения производят циркулем-измерителем. (показываю на доске)
Этот же масштаб можно выразить словами – в 1 см – 100мм. Такой масштаб называется именованным; или числом – 1:10000. Это численный масштаб.
6. Закрепление.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить такое задание.
Санкт-Петербург находится к северо-западу от Москвы на расстоянии 620 км, Харьков – к югу от Москвы на расстоянии 670 км, Казань к востоку от столицы на расстоянии750 км. Изобразите эти города в тетради кружочками
в нужном направлении и на указанном расстоянии от Москвы. Масштаб в 1см – 100 км.
С
СЗ
СВ
З
В
С-П
ЮЗ Ю ЮВ
М К
Х
7. Итог урока.
- С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?
- Для чего нам нужен план местности?
- Что позволяет правильно начертить и прочитать план местности?
- Что такое масштаб и для чего он нужен?
8. Д/З вопрос №6 на стр. 14 – в тетради, параграф №4.
шағым қалдыра аласыз













