Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Круглый стол "Эффективные техники обратной связи" для учителей
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема: Эффективные техники обратной связи.
Общая цель мероприятия: к концу мероприятия учителя продемонстрируют понимание концепции обратной связи.
Ожидаемые результаты:
1) учителя смогут сформулировать не менее 7-ми характеристик качественной обратной связи в формате «учитель-ученик»;
2) учителя смогут привести примеры удачной и неудачной письменной и устной обратной связи в формате «учитель-ученик» (в том числе на примере своих предметов).
Методы, приемы: работа в группах по вопросам (актуализация знаний) и заданиям (текстовые задания, обсуждение, анализ презентации, видео; рефлексия.
Материалы, оборудование: карточки-вопросы актуализации, бумага, маркеры, презентация, карточки-текстовые задания (примеры эффективной и неэффективной обратной связи), карточки для резюмирования текста (20 характеристик эффективной обратной связи), скотч, ножницы.
Ход мероприятия
1. Психологический настрой (считаем на казахском, русском и на английском).
2. Актуализация знаний, целеполагание:
А) Освещение темы, её актуальности.
Б) Формулировка целей.
В) Собственно актуализация знаний
1) Что такое обратная связь?
2) Какие виды обратной связи вам известны?
3) Какие инструменты обратной связи существуют?
4) Какую цель преследует обратная связь?
Участники дают свои ответы,
после каждого производится сверка с оригинальным источником текста в презентации.
1) Обратная связь / Кері байланыс / Feedback – отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие, свидетельствующие о мере понимания, усвоения, согласия или несогласия с каким-либо действием или событием.
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.
2) Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока.
Виды обратной связи:
1. Устная, письменная, демонстрация;
2. Развернутая (полная) и неразвернутая (неполная), и др.
3) Инструментами обратной связи могут быть:
- письменные комментарии;
- «измерение температуры»;
- наблюдения;
- опросы-молнии;
- дневники / журналы по самооценке.
4) Обратная связь дает представление учителю о том, как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах учащегося.
Обратная связь нацелена на обзор, комментирование и фасилитацию работы ученика и приближает его к намеченным результатам.
Задание: 1
Пример 1
Ученикам было дано задание: вырезать картинки, расположить их по порядку и приклеить на бумагу, соблюдая последовательность действий в соответствии с содержанием рассказа. Обучающие цели и критерии успеха демонстрируются следующим образом:
– Мы учимся: излагать рассказ последовательно.
– Как мы узнаем, что сделали это правильно: картинки должны быть расположены в соответствии с последовательностью изложения рассказа.
Как только ученики начали работать, учительница заметила, что один из них испачкал клеем свои брюки. Она подходит к ученику и говорит, что ему необходимо привести одежду в порядок. Группа обсуждает «проблему клея». Один из учащихся берет тряпку, чтобы вытереть клей на своем столе. Весь класс начинает говорить про клей, про обрывки бумаги на полу и т.п.
Далее учительница заметила ученицу, с трудом вырезающую картинки, и подошла к ней, чтобы подсказать, как правильно держать ножницы. Затем учительница похвалила ее, сказав, что у нее стало хорошо получаться. Одна ученица сообщила, что вот уже год как она умеет хорошо обращаться с ножницами. Несколько учеников, которые неровно вырезали первые две картинки, стали выравнивать края, чтобы учительница не критиковала их за то, что они вырезают картинки неаккуратно. Сначала учащиеся не обращали на это внимания, потому что думали, что суть задания заключается только в расположении картинок по порядку.
Учительница подходит к ученице, которая, наконец, написала свое имя на бумаге с заглавной буквы, хвалит ее. Некоторые из учащихся стали писать свои имена на своих работах, потому что осознали, что забыли это сделать. Учительница поздравила ученицу, выполнившую задание старательно, сказав, как она рада видеть, с каким усердием та работает. Дети сели прямее, чтобы их тоже похвалили.
Пример показывает следующее: ученики знают, что не всегда обучающие цели и критерии успеха принимаются во внимание учителем при оценивании их работы. Учитель своими комментариями показывает, что он заинтересован не в правильном расположении вырезанных рисунков, а во внешних показателях: усердии и навыках вырезания. Неэффективная обратная связь.
Пример 2
Ученикам было дано задание: вырезать картинки, расположить их по порядку и приклеить на бумагу, соблюдая последовательность действий в соответствии с содержанием рассказа. Обучающие цели и критерии успеха демонстрируются следующим образом:
– Мы учимся: излагать рассказ последовательно.
– Как мы узнаем, что сделали это правильно: картинки должны быть расположены в соответствии с последовательностью изложения рассказа.
Как только ученики начали работать, учительница замечает, что один из них уже испачкал клеем свои брюки. Она подходит к ученику и начинает разговор с обучающей цели: «Молодец, я вижу, ты уже поставил первую картинку на место. Что происходит дальше в рассказе, после того как Маленькая Красная Курица вскопала землю?» Некоторые из учеников тихо выкрикивают: «Посадила семена» – и продолжают расставлять картинки. Затем учительница тихо говорит ученику: «Ты испачкал клеем брюки. Пойди, почисти их».
Учительница замечает ученицу, с трудом вырезающую картинки. Она подходит к ней и поздравляет с тем, что она в первую очередь начала вырезать все картинки: «Хорошо придумала. Ты ведь хочешь сначала вырезать все картинки, чтобы можно было переставлять их местами и менять решение?» Некоторые из учеников начинают отдирать уже приклеенные картинки, потому что они согласны с тем, что это очень хорошая идея. Учительница затем тихо подсказывает ученице, как правильно держать ножницы.
Описанная выше ситуация показывает, что учащиеся видят свои обучающие цели и критерии успеха. Учительница своими комментариями дает понять, что для нее важно правильное расположение картинок. Эта техника должна помочь тем учителям, которые осознают, что часто попадают в ловушку, акцентируя внимание на других, менее важных аспектах урока и тем самым отвлекая класс от сосредоточенности непосредственно на целях задания. При проведении тренинга с учителями школ одна из участниц сказала: »Я заметила, что комментирую почерк, правописание, когда мне следует давать комментарии о целях изучения данной темы. Это было для меня настоящим открытием. Теперь я все время помню об этом и когда ловлю себя на том, что начинаю говорить: «Ты пропустил заглавную букву здесь», – я сразу останавливаюсь и возвращаюсь к теме и целям изучения данной темы».
Это стратегия отзывов, сфокусированных на обучающих целях. Эффективная обратная связь.
Задание: 2
Четыре техники обратной связи для лучшего понимания собеседника
Ответ или эмоциональная реакция на слова других — это важная составляющая взаимопонимания. Задача слушающего — показать собеседнику, что его понимают и разделяют его чувства. Лучше использовать термины, которые указывают на определенный уровень уважения и самоуважения, бережно-почтительного, возможно даже изысканно-церемонного отношения к партнеру и себе.
Чтобы правильно понять информацию, нужно установить обратную связь с собеседником или с аудиторией. Этого можно добиться с помощью четырех основных техник:
-
расспрашивание;
-
перефразирование;
-
отражение чувств;
-
резюмирование.
1. Расспрашивание, или выяснение
Это самый распространенный прием установления обратной связи. Он предполагает прямое обращение к говорящему, осуществляемое с помощью разнообразных вопросов (см. табл. 1). Просьба к говорящему дать дополнительные пояснения, как правило, направлена на то, чтобы облегчить понимание, обратить внимание говорящего на то, что он выражается не совсем точно или понятно для слушателя. После дополнительных разъяснений коммуникация в большинстве случаев восстанавливается.
Таблица 1. Технологии расспрашивания
Виды вопросов |
Примерные формулировки |
Примерные ответы |
На уточнение:(что и как я услышал(а)) |
Уточните, пожалуйста … Правильно ли я вас услышал(а) … Повторите, пожалуйста… |
При ответе говорящий уточняет, повторяет или подтверждает правильность восприятия информации. |
На развитие:(получение новой, дополнительной информации) |
Используют такие вопросы: Что? Где? Как? Когда? Почему? Какой? Зачем? и т.п. Или: «Не могли бы вы сообщить дополнительно… прокомментировать сказанное… разъяснить, что вы имеете в виду» и пр. |
Комментарий, т.е. разъяснение, объяснение, новая информация. |
На отношение: (к кому-нибудь или чему-нибудь) |
Как вы относитесь к …? Что вы думаете о …? Как, по вашему мнению …? |
Мнение. Суждение. |
На понимание:(что и как я понял(а)) |
Правильно ли я вас понял(а): — полное повторение тезиса; — перефразировка; — основная мысль сказанного; — отражение своих чувств; — отражение чувств партнера; — развитие мыслей партнера; — подведение итогов того, что понято и как понято, повторение с резюмированием |
Да, правильно, или новая формулировка в случае неадекватного понимания. |
Если информация воспринимается участниками общения с трудом, то полезно изменить ситуацию такими, например, фразами:
-
«Не могли бы вы на конкретном примере пояснить это?»
-
«Что вы имеете в виду?»
-
«Весьма сожалею, но я не все понял, разъясните, пожалуйста…»
-
«По вашему мнению, это невозможно?»
-
«В этом ли заключается проблема, как вы ее понимаете?»
2. Перефразирование, или вербализация
Перефразировать — значит высказать ту же мысль говорящего, но своими словами. Слушающий возвращает собеседнику суть сообщения, чтобы он смог оценить, насколько оно понято правильно.
Прежде чем вступить в полемику или поставить вопрос, проверьте, насколько правильно вы поняли информацию. Например скажите:
-
«Насколько я мог вас понять…»
-
«Итак, вы полагаете, что…»
-
«Вы думаете, что…»
-
«Иными словами, вы считаете…»
В вербализации собеседники часто допускают ошибки (табл. 2).
Таблица 2. Типичные ошибки вербализации и способы их преодоления
Типичная ошибка вербализации |
Почему это ошибка |
Способ преодоления |
1. Безапелляционность — Как я вас правильно понял, вы считаете… |
Констатация правильности вместо проверки правильности понимания. Оговорка, которой говорящий часто не замечает. |
Проверка понимания: — Правильно ли я понял(а), что… |
2. Навязчивое повторение: — Мне кажется, я не смогу сделать эту работу… — Ты сказал(а), что не сможешь сделать эту работу? |
Диалог становится односторонним, партнер не ощущает вклада собеседника в развитие разговора. У него может возникнуть чувство, что его допрашивают, препарируют под микроскопом или дразнят. |
Органичное повторение: — Мне кажется, я не смогу сделать эту работу… — Не сможешь…? (Варианты: — Эту работу? Сделать эту работу?) |
3. Ложная интерпретация: — Я должен(а) зайти к Иванову. — Ты так зависишь от его мнения? — Не лезь ко мне со своими замечаниями! |
Неточное предположение о намерениях, мыслях или чувствах другого человека может вызвать у него разочарование, досаду и даже боль. |
Интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: — Я должен зайти к Иванову. — Может быть, тебе нужно убедиться в правильности этих данных, прежде чем принять решение? |
4. Слишком точная интерпретация: — Я должен зайти к Иванову. — Хочешь заручиться его согласием, прежде чем принимать решение? — С чего ты взял? |
Точная интерпретация принуждает человека «встретиться с самим собой», даже если ему хочется уклониться от этой встречи. |
Интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: — Я должен зайти к шефу. — Ты имеешь в виду, что согласие Иванова облегчило бы продвижение этой идеи? |
Обычно вербализация как прием обратной связи используется для выделения только существенных, главных мыслей собеседника. Акцент делается именно на смысловом значении его мысли, идеи, а не на чувствах и установках, причем своими, другими словами, а не механически копируя сказанное.
3. Отражение чувств
При отражении чувств основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам собеседника, эмоциональной составляющей его высказываний. Особенно важно использовать эту технику в случае неконгруэнтности говорящего (табл. 3).
Таблица 3. Формула вербализации своих чувств и чувств партнера (по Е. В. Сидоренко)
Менее уважительные формулировки для вербализации чувств |
Более уважительные формулировки для вербализации чувств |
Вы не понимаете; я не понимаю |
Вы удивлены; я удивлен(а) |
Вы в депрессии; я в депрессии |
Вы огорчены; я огорчен(а) |
Вам неприятно; мне неприятно |
Вам неуютно; мне неуютно |
Вам противно; мне противно |
Вы возмущены; я возмущен(а) |
Вы нервничаете; я нервничаю |
Вас беспокоит; меня беспокоит |
Вам обидно; мне обидно |
Меня задевает; вас задевает |
Вас бесит; меня бесит |
У вас вызывает протест; у меня вызывает протест |
Противно (вам, мне) |
Вызывает дискомфорт (у вас; у меня) |
Вы злитесь; я злюсь |
Вы сердитесь; я сержусь |
Вы боитесь; я боюсь |
Вы опасаетесь; я опасаюсь |
Вербализация чувств — это наше сообщение о них, своеобразное Я-послание. В прямых констатациях чувств предпочтительнее использовать термины, которые указывают на определенный уровень уважения и самоуважения, бережно-почтительного, возможно даже изысканно-церемонного отношения к партнеру и к самому себе.
Поскольку многие техники, используемые для повышения коммуникативной компетентности, также имеют обратное действие на использующего их собеседника, то целесообразно сначала вербализовать чувства, а потом самим пережить их. Очень важно, какие именно чувства мы вербализуем и как мы это делаем. Когнитивный, рациональный анализ собственного эмоционального состояния или собеседника снижает интенсивность эмоций или позволяет избавиться от них.
Ответ или эмоциональная реакция на слова других — важная составляющая взаимопонимания. Человек проявляет эмоции тогда, когда информация для него особенно значима. Задача слушающего в этой ситуации — показать собеседнику, что его понимают и разделяют его чувства.
Если вы хотите разделить чувства, сопереживать, то вместо популярной, но неэффективной фразы «Я знаю, что вы чувствуете» лучше скажите:
-
«Вы чувствуете себя раздраженным, обиженным, оскорбленным и т. д….»
-
«Мне кажется, что вы испытываете…»
-
«Вероятно, вас это очень расстроило…»
-
«Я понимаю ваши чувства, но не разделяю их потому, что..»
4. Резюмирование
Обобщение помогает синтезировать, связывать отдельные части услышанной информации в единое целое. Тем самым, подводя итоги сказанному, слушающий дает понять говорящему, что основные его мысли поняты и восприняты. Такой способ установления обратной связи особенно уместен, когда по результатам обсуждения того или иного вопроса необходимо подвести итоги, сформулировать и зафиксировать основные мысли. Этот метод также особенно эффективен в тех случаях, когда следствием коммуникации должны быть какие-либо действия со стороны собеседника.
Резюме следует формулировать своими словами, используя, например, такие фразы, как:
-
«Вашими основными идеями, как я понял(а), являются…»
-
«Если подвести итог сказанному, то…»
-
«То, что вы сказали, может означать…»
-
«Обобщая то, что вы сказали, можно сделать следующие выводы…»
В процессе говорения очень важно находить верные слова. Известно, что они несут различный эмоциональный посыл. Подумайте о том, к каким чувствам и эмоциям своих слушателей вы хотели бы апеллировать, и подберите соответствующие слова:
Говорите: |
Вместо: |
Предлагаю вам … |
Вам следует … |
Здесь можно перейти к … |
Давайте перейдем … |
Давайте попытаемся … |
Может быть, мы сделаем … |
Вам лучше было бы … |
Вы сделаете … |
Задание: 3
Приемы обратной связи:
1. «Светофор». При опросе обучающиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои знания).
2. «Опрос по цепочке». Рассказ одного обучающегося прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).
3. «Тихий опрос». Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (педагог может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).
4. «Программируемый опрос». Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).
5. «Взаимоопрос». Учащиеся опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: учащийся – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).
6. «Показательный ответ». Один учащийся отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда учащийся демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).
7. «Защитный лист». Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый учащийся без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Педагог, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
8. «Щадящий опрос». Педагог проводит тренировочный опрос, при этом сам педагог учащихся не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу педагога.
9. «Идеальный опрос». Учащийся сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом педагогу.
Задание: 4
20 способов обеспечения эффективной обратной связи
1. Обратная связь должна быть обучающей по природе, сбалансированной.
Давать обратную связь – значит, объяснять обучающимся, что именно они делают правильно и неправильно. Однако фокус обратной связи должен основываться существенным образом на том, что ученики делают верно. Наиболее продуктивна та обратная связь для обучения, когда ученикам дается пример и объяснение того, что было правильным, и что не правильным в их работе. Примером может служить «сэндвич»: Комплимент, пожелание, комплимент.
P.S. Использование красной пасты в письменных комментариях само по себе является «барьером» при восприятии учащимися комментариев учителя. В качестве альтернативы, попробуйте пользоваться зеленой пастой, как более «дружелюбной». Обязательно дайте знать учащемуся о том, что в его работе было сделано хорошо. (прим. авт.)
2. Обратная связь должна быть своевременной.
Когда обратная связь дается сразу же после состоявшегося доказательства обучения, ученики отвечают позитивно и уверенно вспоминают о процессе обучения. Если же мы долгое время не даем обратную связь, упускаем время, тогда, вероятнее всего, ученик не сможет связать обратную связь и действие.
P.S. Если Вы предоставляете обратную связь на письменную работу учащегося более чем через неделю, она может значительно потерять свою актуальность. (прим. авт.)
3. Будьте внимательны к индивидуальным потребностям учащегося.
Очень важно, что мы подходим индивидуально к каждому ученику, давая обратную связь. Наши классы представляют большое разнообразие учеников. Некоторых учащихся надо подталкивать, чтобы достичь более высокого уровня, тогда как с другими следует обращаться очень осторожно, чтобы не препятствовать обучению и навредить его самооценке. Баланс между желанием не задеть чувства ученика и обеспечить надлежащее поощрение имеет важное значение.
4. Задайте 4 вопроса
Исследования эффективного преподавания и обучения (Dinham, 2002, 2007a, 2007b.) показали, что учащиеся хотят знать, где они ‘находятся’, когда обучаются. Регулярное предоставление ответов на следующие четыре вопроса поможет обеспечить качественную обратную связь. Эти вопросы могут быть полезны при предоставлении обратной связи родителям:
• Что может ученик делать?
• Что не может ученик делать?
• Что представляет собой работа ученика в сравнении с другими его работами?
-
Как ученик может улучшить свою работу?
5. Обратная связь должна ссылаться на навык или специальные знания.
В данном случае рубрики становятся полезным инструментом. Рубрика является инструментом для воплощения связи между ожиданиями и заданиями. Эффективные рубрики обеспечивают учеников конкретной информацией об их обучении относительно установленных стандартов.
6. Давайте обратную связь, чтобы целенаправленно вести учеников к достижению цели обучения.
Регулярные ‘неформальные контрольные проверки’ учеников дают им знать, где они находятся в процессе своего обучения на уроке и с вами. Используйте ‘4’ вопроса для управления вашей обратной связью.
P.S. Будьте осторожны: не превращайте письменные работы в наказание и дополнительный стресс для учащихся. Учащиеся должны неизменно извлекать выгоду из той обратной связи, которую Вы им предоставляете, поскольку они станут лучше понимать, что им нужно сделать, чтобы в следующий раз показать лучший результат (прим. авт.)
7. Организуйте встречу «один-на-один».
Проведение встречи «один-на-один» с учеником является одним из наиболее эффективных средств обеспечения обратной связи. Ученик надеется, что ему уделят внимание и будет возможность задать необходимые вопросы. Встреча один-на-одиндолжна быть в целом позитивной, так как это будет способствовать тому, что ученик с нетерпением будет ждать следующей встречи. Как и во всех аспектах обучения, эта стратегия требует хорошего управления временем. Можно побеседовать с учеником, когда другие ученики работают индивидуально. Продолжительность встречи не должна длиться более чем 10 минут.
8. Обратная связь может быть дана в устной форме, невербально или в письменной форме.
Убедитесь, что вы не хмуритесь, например, когда возвращаете контрольную работу ученику. Необходимо, чтобы мы контролировали свои невербальные сигналы, так как мимика и жесты также являются средствами обратной связи.
9. Сконцентрируйтесь на одной способности.
На каждой встрече желательно обсуждать только один навык ученика, а не принимать во внимание все, что является неправильным. Это оказывает гораздо большее влияние на ученика. На следующей встрече можно взять следующий, новый фокус.
10. Чередуйте планируемые встречи с вашими учениками / классами.
Используйте эту стратегию, оценивая контрольные работы или тесты. Эта стратегия обеспечивает Вас необходимым временем, чтобы дать качественную обратную связь. Ученики также будут знать, когда подойдет их очередь, чтобы встретиться с вами и, скорее всего, приготовят свои вопросы для встречи.
11. Обучайте учеников тому, как давать обратную связь друг другу.
Показывайте, как должна выглядеть и звучать обратная связь. Практикуйте с учениками, как давать друг другу конструктивную обратную связь таким образом, чтобы она была позитивной и полезной. Поощряйте учащихся в использовании заметок для записи данной обратной связи.
12. Попросите другого взрослого дать обратную связь.
Можно попросить другого учителя или гостя школы прочитать работу ученика или оценить его контрольную. Качество работы ученика возрастает в десятки раз!
13. Позвольте ученику делать записи.
Во время встречи ученик может использовать тетрадь, чтобы делать заметки в ходе представления вами устной обратной связи.
14. Используйте записи, чтобы отслеживать прогресс ученика.
Для каждого ученика определите отдельный раздел в ваших записях. Пишите ежедневные или еженедельные датированные комментарии о каждом ученике. Отмечайте хорошие вопросы ученика, его поведение, что надо улучшить, тесты и т.д. Конечно, это потребует организации вашего времени, но когда придет время встречи с учеником или родителем, у вас будет необходимый материал.
15. Возвращайте ученику его проверенные контрольные работы, тесты или заметки с комментариями в начале урока.
Возврат работ ученика в начале урока более желателен, чем в конце, так как ученик сможет задать необходимые вопросы и обсудить их во время предстоящего урока.
16. Используйте заметки.
Иногда просмотр учеником письменного комментария более эффективен, нежели прослушивание устного отзыва. Во время выполнения самостоятельной работы можно написать комментарий по поводу работы ученика и положить его ему на стол для ознакомления. Некоторым учащимся не нравится, когда им делают замечания по поводу их вовлеченности в выполнение задания перед всем классом.
17. Хвалите искренне.
Ученики быстро понимают, когда учитель формально хвалит за достижения ученика, и стараются добиться такой похвалы. Если вы постоянно говорите ученикам; «Отличная работа!», «Умница», «Прекрасно», но при этом не поясняете, что именно в его работе или ответе вызвало Вашу положительную реакцию, эти слова быстро потеряют свою значимость. Хвалите конструктивно: ученик должен понимать, за что именно его хвалят. Вы можете усилить действие похвалы, если позвоните родителям ученика.
Комментарии и рекомендации с подлинной обратной связью должны быть ‘сфокусированными, практическими, основанными на оценивании того, что ученик уже может делать и чего может достигнуть’ (Dinham, 2002).
18. «Я заметил…. »
Признание учителем ученика, его положительного поведения, его усилий, прилагаемых во время выполнения заданий, оказывает значительное положительное влияние на обучение. Например: «Я заметил, когда ты перегруппировал числа в колонке, ты смог правильно решить задачу», «Я заметил, что ты понял, как правильно записывать условие задачи» или «Я заметил, что ты приходишь вовремя на уроки на этой неделе». Такой подход даст понять ученику, что его усилия не остались незамеченными. Это станет для него дополнительной мотивацией.
19. Демонстрируйте образец или пример.
Обсуждайте с учеником цели для оценивания и/или обратной связи. Обсуждайте, как по вашему представлению должен выглядеть работа, оцененная на «отлично», а как, напротив, работа на «неудовлетворительно». Это особенно важно в старших классах.
20. Призывайте учащихся давать ВАМ обратную связь.
Лора Рейнолдс приводит пример: «Вспомните, когда по завершении обучения в колледже вам давалась возможность ‘оценить’ профессора, как, не боясь быть оцененным, приятно было сказать, насколько скучны были его материалы для чтения. Почему бы не дать ученикам такой возможности? Сделайте обратную связь анонимно. Что им понравилось в вашем уроке? Что не понравилось? Если бы ученики оказались на месте учителя, что бы они сделали по-другому? Чему вы научили их, как учитель?
P.S. Давая обратную связь учащимся, говорите о его работе, а не о личности ученика. Избегайте таких комментариев, как «Ты очень невнимателен», «Ты всегда торопишься», «Ты опять меня не слушал» и т. д.
Давая обратную связь, НИКОГДА не сравнивайте работу одного учащегося с работами других учащихся. Лучше сравните работу учащегося с его последующей работой, при этом, старайтесь фокусироваться на том, что у него получилось лучше по сравнению с предыдущей работой.
Предоставляя учащемуся обратную связь, будьте позитивны!
Рефлексия: учителя в группах (не менее 5 чел) разрабатывают рекомендации по применению обратной связи (не менее семи рекомендации).