Материалдар / КСП 5 кл Шакарим Кудайбердиев "Человек порой похож то на волка ,то на сыть..."
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

КСП 5 кл Шакарим Кудайбердиев "Человек порой похож то на волка ,то на сыть..."

Материал туралы қысқаша түсінік
КСП для 5 кл на тему "Шакарим Кудайбердиев стихотворение "Человек порой похож то на волка, то на сыть" внесен по ТУП " Это отрывок из стихотворения "Что такое человек" в переводе Владимира Цыбина.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
28 Қаңтар 2024
477
24 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
450 тг 338 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Краткосрочное планирование урока русского языка и литературы

Раздел

Жизнь и творчество

Дата

ФИО учителя:

Класс

5 Количество присутствующих: Количество отсутствующих

Тема урока

Шакарим Кудайбердиев. «Жизнь», «Человек похож порою то на волка, то на сыть…» отрывок из стихотворения «Что такое человек»

Цель

5.3.6.1 анализировать содержание небольших произведений фольклора и литературы, определяя тему и основную идею;

5.3.7.1 извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников;

Цель урока

Научатся анализировать содержание небольших произведений фольклора и литературы, определяя тему и основную идею смогут извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

ресурсы

Начало урока

Приветствие учителя

Настрой на урок

Разминки

Задание на повторение

Мозговой штурм

Приветствие обучающихся

Подготовка к уроку

Пожелание на уроке

Ответы на вопросы

Словесная похвала

Три хлопка


Презентация

Иллюстрации

Карточки

таблицы

Середина урока

Задания даются заранее

Учащиеся готовят презентации или рефераты о Шакариме

Выступают и защищают свои работы

Ознакомление с биографией Шакарима Кудайбердиева

Вопросы по биографии

Чтение стихотворения «Что такое человек»

Шакарим обучался у аульного муллы, у которого, с пяти лет он постигал арабскую и персидскую грамоту. И это в дальнейшем сыграло большую роль в формировании его мировоззрения, нравственной силы и могучего интеллекта. Маленький Шакарим, его братья и сестры находились на попечении богатого и влиятельного деда Кунанбая. Окруженный любовью и лаской, Шакарим рос свободно и беззаботно. У Кунанбая была богатая библиотека, состоящая из арабских, персидских и тюркских книг. С малых лет Шакарим читал их, и они до конца жизни стали его неизменными спутниками.  Абай Кунанбаев также уделяет большое внимание воспитанию и образованию, одаренного племянника. Абай воспитал в нем справедливость и человечность, уважение к знаниям и образованности, развил его ум и доброту. Видя склонность Шакарима к музыке, Абай приглашает к себе в аул известного домбриста Биткенбая, чтобы развить талант любимого воспитанника. Шакарим научился исполнять на домбре знаменитые кюи: «Мелодия Коркыта», «Горе лебедя», «Кертолгау», «Булан-джигит» и др. С 14-15 лет Шакарим начинает сам сочинять музыку.
Юность Шакарима проходила в творческом окружении, где почитались ораторское искусство, наука, музыка, творчество любого рода. С юных лет Шакарим унаследовал от своей мамы-искусницы великолепные способности к прикладному искусству. Шакарим владел кузнечным ремеслом, создавал сложные орнаменты, скроенная и сшитая им самим

Со свойственным молодости максимализмом, огромным желанием быть полезным народу он окунается в общественную жизнь степи. Лишь к сорокам годам Шакарим решительно уходит в литературную деятельность.


Поэт-реалист Шакарим был и композитором, глубоким знатоком и тонким ценителем музыки. Шакарим написал свыше двадцати песен и кюев. Переводы Шакарима как отмечают исследователи и сегодня остаются образцом профессионализма.


Шакарим был широкообразованным человеком, знал арабский, персидский, турецкий и русский языки. Это позволило ему обрести широкие познания в литературе и философии, истории и географии, естествознании и музыке.


Шакарим переводит труды Шекспир, Гете, Бернс, Пушкин, и еще многих др.писателей и поэтов … Увлечение науками и учением Л.Н.Толстого с одной стороны и сложная социально-политическая атмосфера 20-х – 30-х годов привели Шакарима к уединенному образу жизни. Это обстоятельство вызвало необоснованные подозрения у административных органов советской власти. Шакарим был расстрелян работниками ГПУ 2 октября 1931 года. Без суда и следствия.

Спустя 30 лет 8 августа 1961 года останки Шакарима были переданы земле по мусульманскому обычаю его родным сыном Ахатом Кудайбердиевым. Шакарим был похоронен недалеко от мавзолея Абая.

Абай в своих «Назиданиях» писал: «Мудрецом или мыслителем можно назвать только того, кто своим умением, размышлениями и опытностью дошел до сознания высших духовных сил и обязательно соединяет в себе любовь и правду». Именно таким мудрецом предстает перед нами Шакарим.

Опережающее задание Деление на три группы

Готовят сведения о Шакариме

учащиеся слушают текст и заполняют таблицу

Задание на опережение

Учащиеся дополняют биографию


Шакарим считал, что «основой для хорошей жизни должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце»


По мнению Шакарима, суть нравственного совершенствования человека состоит в следующем: «Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве я называю мусульманским словом уждан, русским – совесть. Уждан – совесть. Что это такое? Кто ее создает? Некоторые, отвечая, говорят, что это – человечность, честь. По-моему, это все равно, что говорить о совести»

Отвечают на вопросы

- Что такое по вашему советь

Совестный бессовестный ?

Поступают как ?

В своих произведениях поэт размышлял как о мироздании и Вселенной, так и о месте и назначении человека на земле.

Шакарим полагал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании, прежде всего в знании истины, которую можно увидеть глазами разума:


Стихотворение

Что такое человек

В последнем куплете, строчках говорится, что

Человек похож порою то на волка, то на сыть,

/ И порой от человека зверя все же не отличить. /

Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в уме.

Если сил на это хватит – должен ум ты подлечить.

С чем сравнивают человека?

А каким должен быть человек?

Почему человек становиться плохим?

Ответы на вопросы

Какие отрицательные качества есть в человеке?

Каким вы должны быть среди друзей ,дома ?

Итог по теме


Взаимооценивание


Критерии :

-Дают сведения о поэте

-приводят примеры и доказательства;


Задание 1

Имя фамилия


Год и место рождения


Образование


Интересы


Род занятия


Произведения



Родился литератор 11 (23) июля 1858 года в Кен-Булаке Семипалатинского уезда (ныне Абайский район ВКО). Семья относилась к местной знати, все предки мальчика главенствовали в роду Тобыкты Среднего жуза. Глава семьи Кудайберды и великий Абай были братьями: у них был один отец, но родили их разные матери. При рождении сыну дали имя Шахкарим, но мать называла его Шакарим (‘милый’, ‘сладкий’), прозвище осталось на всю жизнь.



Задание 2. Ассоциация


ШShape5 Shape4 Shape3 Shape2 Shape1 акарим

Настоящее имя Шахкарим








казахский поэт, писатель, переводчик, композитор, историк,. философ-мыслитель, Он был учеником и духовным преемником Абая, стал представителем новой литературы, основанной учителем.



Задание 3 . Запишите прописью числительные

1.С 5 лет он постигал арабскую и персидскую грамоту. 2. С 14-15 лет Шакарим начинает сам сочинять музыку

3. Стихотворение «Что такое человек»написано в 1915 году.




Шәкәрім Құдайбердіұлы

Адам немене?- Что такое человек перевод Вл.Цыбина

Последний куплет Человек похож порою…


Бiлiмдiлер сөз жазып, зарлағанда,
Ой кезiп, жердiң жүзiн шарлағанда,
Алдаусыз адам өмiрiн түзетерлiк
Әдiлет, ынсап, мейiрiм бар ма адамда?





Заполните таблицу

Положительные

Отрицательные качества человека




Дословный перевод стихов Вл.Цыбин

Стихотворение написано в 1915 г опубликовано в1925г




Основные даты жизни и творчества Шакарима




Конец урока

Задание на дом Составьте к слову «совесть» синквейн

Рефлексия

Три я


Самооценивание

Взаимооценивание

Иллюстрации















Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!