|
Предмет: История Казахстана Раздел: Казахстан в период тоталитаризма |
Школа: КГУ «ОШ №1 п. Аксу»
|
|
Учитель |
Тлегенова Д.Д. |
|
Дата |
04.02.2025 год |
|
Класс |
8 |
|
Тема урока: |
Политические репрессии 1920-30-х годов ( 2 урок) Исследовательский вопрос: почему сталинский режим называл представителей интеллигенции «врагами народа»? |
|
Цели обучения, которым способствует данный урок |
8.3.1.7 анализировать последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века; 8.1.2.1 анализировать роль и деятельность казахской интеллигенции |
|
Цели урока |
Знает о социально-политических и экономических изменениях в Казахстане в 20 — 30 годы ХХ века, определить уровень их усвоения. Сформирует представление о репрессиях, их причинах, масштабах; депортации народов в Казахстан. Умеет оперативно ориентироваться в фактическом материале учебника, учить анализировать, выбирать точный ответ, мыслить творчески |
Ход урока
|
ЭТАПЫ УРОКА |
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ |
ФО |
РЕСУРСЫ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
НАЧАЛО УРОКА 5 мин |
Организационный момент: -приветствие уч-ся. Эмоциональный настрой. Мотивация на работу на уроке.
Вступительное слово учителя: актуализация темы
Мы с вами продолжаем изучение трагических страниц нашей истории. С середины 20-х гг. усиливается политика террора и беззакония, резко ухудшавшая существование отдельного человека, менявшая его повседневную жизнь.
Человек жил в атмосфере страха, опасности, напряжения, в условиях отказа — и осуждения! — от всего уклада и всех идеалов прежней жизни. В стране возникла атмосфера слежки, доносов, подчинения навязываемой партийной идеологии. Человек в условиях террора и беззакония терял многие гуманистические черты, чувствовал себя сломленным. У нас есть возможность почувствовать дух тех страшных лет и в течение урока проанализировать причины и масштабы политических репрессий 20-30 -х гг. Итак, 20 — 30 годы – непростое время в истории нашего государства, идет осуществление ленинского плана построения социализма, который включал 4 основные задачи: индустриализацию, коллективизацию, культурную революцию и решение национального вопроса. Что мы знаем об этом времени? Это мы выясним на сегодняшнем уроке.
Учитель напоминает о том, что 1997 год- год памяти жертв политических репрессий, а ежегодно 31 мая – отмечается как день памяти жертв политических репрессией.
Ознакомление с темой и целью работы. Спрашивает уч-ся о необходимости дополнения цели урока. |
Приветствуют учителя
Запись темы урока. Участвуют в формировании цели урока.
|
|
На слайде интерактивной доски записана тема и цель урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
СЕРЕДИНА УРОКА 35 мин |
Проверочная работа- беседа 10 минут
Для чего были созданы такие органы, как 1)Наркомат внутренних дел НКВД? 2)Верховный суд СССР? 3)ГПУ? 4)«Тройки» ГПУ.
2) Почему сталинский командно-административный режим негативно отразился на жизни народов Казахстана?
|
Отвечают на вопросы: возможные ответы уч-ся.
1)Создан в 1934 г. Объединял под своим руководством органы госбезопасности, милицию, пограничные и внутренние войска, ГУЛАГ. 2) Высший судебный орган государства, возглавляющий функции которого были переданы созданному при НКВД судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. 3)Главное политическое управление. Создано 6 февраля 1922 г. после упразднения ВЧК,
В 1923 г. ГПУ преобразовывается в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) и выводится из состава НКВД.
4) «Тройки» ГПУ- несудебный орган, особые совещания которого проходили в течение 10-15 минут, выносились, как правило, смертные приговоры. Состав: секретарь райкома, работник НКВД и судья.
2) возможный ответ- начались преступления сталинщины, укрепился тоталитаризм, репрессии стали массовыми. |
ФО учителем- похвала, корректировка ответов |
Слайд с вопросами |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Новая тема- 20 мин- организует самостоятельную поисковую работу Учащиеся должны проследить судьбу представителей интеллигенции и заполнить таблицу 1.
Дескрипторы: 1) определите общественную роль личности (личностей) 2) укажите вменяемую вину репрессированным 3) напишите о расправе над представителями казахской интеллигенции.
Учитель: Официальная статистика свидетельствует, что за годы репрессий в казахстанские лагеря было сослано 5,5 миллиона человек, но некоторые называют другие цифры. Казахи, немцы, русские, казаки, румыны, венгры, поляки, белорусы, евреи, чеченцы, ингуши, французы, грузины, итальянцы, киргизы, украинцы, японцы, финны, литовцы, латыши, эстонцы – адские жернова НКВД перемалывали всех, не разбирая национальностей.
2 задание- таблица 2 «Казахстан-край лагерей» ГУЛАГа
Дескрипторы: 1) Укажите месторасположение лагеря на территории Казахстана 2) Напишите год основания и цель создания лагеря 3) Укажите что производил лагерь, численность заключенных, известных заключенных, что было расположено на территории лагеря из предприятий, объясните название лагеря
|
Заносят данные в таблицу.
Зачитывают найденную информацию
С помощью приема «Две звезды и одно пожелание» корректируют ответы друг друга.
Дополнительный материал для заполнения таблицы 1.
В конце 1928 года по ложному обвинению были арестованы почти все из числа так называемых «буржуазных националистов» - бывшие деятели Алаш-Орды - 4297 чел. Для развязывания уголовного преследования бывших представителей партии «Алаш» использовались любые средства - от шельмования имен в средствах массовой информации до прямых провокаций, арестов членов семей. Репрессированы были видные деятели науки и культуры - А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, С. Сейфул-ллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров и мн. другие. В «национал-фашизме», кризисе сельского хозяйства, связях с японской разведкой, шпионаже были обвинены С. Ходжанов, У. Исаев, Т. Рыскулов, С. Садвакасов, О. Жандосов и многие, многие другие. В этот период были расстреляны Ж. Аймаутов, А. Байдильдин, Д. Адилеев, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения. Некоторые из них (М. Дулатов и др.) скончались в лагерях, остальные (А. Байтурсынов, М. Жумабаев и др.), отбыв наказание, в 1937 году были повторно привлечены к ответственности за участие в деятельности Алаш-Орды и расстреляны в 1937-1938 гг.
|
ФО «Две звезды и одно пожелание» |
Учебники Допол. материал (таблицы и доп. материал в приложении) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Закрепление материала- 5 мин Организует обратную связь: - для чего был создан ГУЛАГ? - почему репрессии носили политический характер? -почему вначале расправились с представителями казахской интеллигенции? -о чем не смогли промолчать представители казахской интеллигенции? - ребята, можно ли считать политические репрессии началом геноцида казахского народа? -почему после репрессий против интеллигенции, начались массовые репрессии простого народа Казахстана? (должны указать на нехватку рабочих рук при проведении индустриализации и наказаний участников 372 восстаний против коллективизации).
|
Отвечают на вопросы учителя.
|
Обратная связь от уч-ся
|
Учебники |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
КОНЕЦ УРОКА 5 минут |
Организует рефлексию уч-ся.
Домашнее задание – подготовка к сору- пар. 29-31. |
Закончите предложение - сегодня я понял, что… -сегодня я научился… - новый материал повлиял на меня…
Записывают дом.задание.
|
ФО самооценивание |
Дневники |
Приложение
Отследите судьбу представителей интеллигенции и заполните таблицу 1.
|
Фамилии репрессированных, партийная принадлежность, взгляды |
Обвинения со стороны советской власти |
Расправа |
|
группа архитекторов и инженеров строителей «красной столицы» (П. Буддаси, С. Голдгор, М. Тынышпаев ) |
|
|
|
А. Букейханов |
|
|
|
А.Байтурсынов |
|
|
|
Ш.Кудайбердиев |
|
|
|
С. Сейфуллин |
|
|
|
Ж. Аймаутов, А. Байдильдин, Д. Адилеев, |
|
|
|
С. Ходжанов, У. Исаев, Т. Рыскулов, С. Садвакасов, О. Жандосов |
|
|
|
М.Дулатов |
|
|
|
И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров |
|
|
Дескрипторы:
1) определите общественную роль личности (личностей)
2) укажите вменяемую вину репрессированным
3) напишите о расправе над представителями казахской интеллигенции.
2 задание- таблица 2 «Казахстан-край лагерей» ГУЛАГа
|
Название лагеря |
Расположение |
Год и цель основания |
Краткая характеристика, особенность, объясните название лагеря |
|
Карлаг |
|
|
|
|
Степлаг |
|
|
|
|
АЛЖИР |
|
|
|
Дескрипторы:
1) Укажите месторасположение лагеря на территории Казахстана
2) Напишите год основания и цель создания лагеря
3) Укажите что производил лагерь, численность заключенных, известных заключенных, что было расположено на территории лагеря из предприятий, объясните название лагеря
Дополнительный материал для заполнения таблицы 1.
В конце 1928 года по ложному обвинению были арестованы почти все из числа так называемых «буржуазных националистов» - бывшие деятели Алаш-Орды - 4297 чел. Для развязывания уголовного преследования бывших представителей партии «Алаш» использовались любые средства - от шельмования имен в средствах массовой информации до прямых провокаций, арестов членов семей. Репрессированы были видные деятели науки и культуры - А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, С. Сейфул-ллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров и мн. другие. В «национал-фашизме», кризисе сельского хозяйства, связях с японской разведкой, шпионаже были обвинены С. Ходжанов, У. Исаев, Т. Рыскулов, С. Садвакасов, О. Жандосов и многие, многие другие. В этот период были расстреляны Ж. Аймаутов, А. Байдильдин, Д. Адилеев, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения. Некоторые из них (М. Дулатов и др.) скончались в лагерях, остальные (А. Байтурсынов, М. Жумабаев и др.), отбыв наказание, в 1937 году были повторно привлечены к ответственности за участие в деятельности Алаш-Орды и расстреляны в 1937-1938 гг.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
КСП "Политические репрессии 1920-30-х годов" ( 2 урок) 8 класс
КСП "Политические репрессии 1920-30-х годов" ( 2 урок) 8 класс
|
Предмет: История Казахстана Раздел: Казахстан в период тоталитаризма |
Школа: КГУ «ОШ №1 п. Аксу»
|
|
Учитель |
Тлегенова Д.Д. |
|
Дата |
04.02.2025 год |
|
Класс |
8 |
|
Тема урока: |
Политические репрессии 1920-30-х годов ( 2 урок) Исследовательский вопрос: почему сталинский режим называл представителей интеллигенции «врагами народа»? |
|
Цели обучения, которым способствует данный урок |
8.3.1.7 анализировать последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века; 8.1.2.1 анализировать роль и деятельность казахской интеллигенции |
|
Цели урока |
Знает о социально-политических и экономических изменениях в Казахстане в 20 — 30 годы ХХ века, определить уровень их усвоения. Сформирует представление о репрессиях, их причинах, масштабах; депортации народов в Казахстан. Умеет оперативно ориентироваться в фактическом материале учебника, учить анализировать, выбирать точный ответ, мыслить творчески |
Ход урока
|
ЭТАПЫ УРОКА |
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ |
ФО |
РЕСУРСЫ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
НАЧАЛО УРОКА 5 мин |
Организационный момент: -приветствие уч-ся. Эмоциональный настрой. Мотивация на работу на уроке.
Вступительное слово учителя: актуализация темы
Мы с вами продолжаем изучение трагических страниц нашей истории. С середины 20-х гг. усиливается политика террора и беззакония, резко ухудшавшая существование отдельного человека, менявшая его повседневную жизнь.
Человек жил в атмосфере страха, опасности, напряжения, в условиях отказа — и осуждения! — от всего уклада и всех идеалов прежней жизни. В стране возникла атмосфера слежки, доносов, подчинения навязываемой партийной идеологии. Человек в условиях террора и беззакония терял многие гуманистические черты, чувствовал себя сломленным. У нас есть возможность почувствовать дух тех страшных лет и в течение урока проанализировать причины и масштабы политических репрессий 20-30 -х гг. Итак, 20 — 30 годы – непростое время в истории нашего государства, идет осуществление ленинского плана построения социализма, который включал 4 основные задачи: индустриализацию, коллективизацию, культурную революцию и решение национального вопроса. Что мы знаем об этом времени? Это мы выясним на сегодняшнем уроке.
Учитель напоминает о том, что 1997 год- год памяти жертв политических репрессий, а ежегодно 31 мая – отмечается как день памяти жертв политических репрессией.
Ознакомление с темой и целью работы. Спрашивает уч-ся о необходимости дополнения цели урока. |
Приветствуют учителя
Запись темы урока. Участвуют в формировании цели урока.
|
|
На слайде интерактивной доски записана тема и цель урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
СЕРЕДИНА УРОКА 35 мин |
Проверочная работа- беседа 10 минут
Для чего были созданы такие органы, как 1)Наркомат внутренних дел НКВД? 2)Верховный суд СССР? 3)ГПУ? 4)«Тройки» ГПУ.
2) Почему сталинский командно-административный режим негативно отразился на жизни народов Казахстана?
|
Отвечают на вопросы: возможные ответы уч-ся.
1)Создан в 1934 г. Объединял под своим руководством органы госбезопасности, милицию, пограничные и внутренние войска, ГУЛАГ. 2) Высший судебный орган государства, возглавляющий функции которого были переданы созданному при НКВД судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. 3)Главное политическое управление. Создано 6 февраля 1922 г. после упразднения ВЧК,
В 1923 г. ГПУ преобразовывается в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) и выводится из состава НКВД.
4) «Тройки» ГПУ- несудебный орган, особые совещания которого проходили в течение 10-15 минут, выносились, как правило, смертные приговоры. Состав: секретарь райкома, работник НКВД и судья.
2) возможный ответ- начались преступления сталинщины, укрепился тоталитаризм, репрессии стали массовыми. |
ФО учителем- похвала, корректировка ответов |
Слайд с вопросами |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Новая тема- 20 мин- организует самостоятельную поисковую работу Учащиеся должны проследить судьбу представителей интеллигенции и заполнить таблицу 1.
Дескрипторы: 1) определите общественную роль личности (личностей) 2) укажите вменяемую вину репрессированным 3) напишите о расправе над представителями казахской интеллигенции.
Учитель: Официальная статистика свидетельствует, что за годы репрессий в казахстанские лагеря было сослано 5,5 миллиона человек, но некоторые называют другие цифры. Казахи, немцы, русские, казаки, румыны, венгры, поляки, белорусы, евреи, чеченцы, ингуши, французы, грузины, итальянцы, киргизы, украинцы, японцы, финны, литовцы, латыши, эстонцы – адские жернова НКВД перемалывали всех, не разбирая национальностей.
2 задание- таблица 2 «Казахстан-край лагерей» ГУЛАГа
Дескрипторы: 1) Укажите месторасположение лагеря на территории Казахстана 2) Напишите год основания и цель создания лагеря 3) Укажите что производил лагерь, численность заключенных, известных заключенных, что было расположено на территории лагеря из предприятий, объясните название лагеря
|
Заносят данные в таблицу.
Зачитывают найденную информацию
С помощью приема «Две звезды и одно пожелание» корректируют ответы друг друга.
Дополнительный материал для заполнения таблицы 1.
В конце 1928 года по ложному обвинению были арестованы почти все из числа так называемых «буржуазных националистов» - бывшие деятели Алаш-Орды - 4297 чел. Для развязывания уголовного преследования бывших представителей партии «Алаш» использовались любые средства - от шельмования имен в средствах массовой информации до прямых провокаций, арестов членов семей. Репрессированы были видные деятели науки и культуры - А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, С. Сейфул-ллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров и мн. другие. В «национал-фашизме», кризисе сельского хозяйства, связях с японской разведкой, шпионаже были обвинены С. Ходжанов, У. Исаев, Т. Рыскулов, С. Садвакасов, О. Жандосов и многие, многие другие. В этот период были расстреляны Ж. Аймаутов, А. Байдильдин, Д. Адилеев, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения. Некоторые из них (М. Дулатов и др.) скончались в лагерях, остальные (А. Байтурсынов, М. Жумабаев и др.), отбыв наказание, в 1937 году были повторно привлечены к ответственности за участие в деятельности Алаш-Орды и расстреляны в 1937-1938 гг.
|
ФО «Две звезды и одно пожелание» |
Учебники Допол. материал (таблицы и доп. материал в приложении) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Закрепление материала- 5 мин Организует обратную связь: - для чего был создан ГУЛАГ? - почему репрессии носили политический характер? -почему вначале расправились с представителями казахской интеллигенции? -о чем не смогли промолчать представители казахской интеллигенции? - ребята, можно ли считать политические репрессии началом геноцида казахского народа? -почему после репрессий против интеллигенции, начались массовые репрессии простого народа Казахстана? (должны указать на нехватку рабочих рук при проведении индустриализации и наказаний участников 372 восстаний против коллективизации).
|
Отвечают на вопросы учителя.
|
Обратная связь от уч-ся
|
Учебники |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
КОНЕЦ УРОКА 5 минут |
Организует рефлексию уч-ся.
Домашнее задание – подготовка к сору- пар. 29-31. |
Закончите предложение - сегодня я понял, что… -сегодня я научился… - новый материал повлиял на меня…
Записывают дом.задание.
|
ФО самооценивание |
Дневники |
Приложение
Отследите судьбу представителей интеллигенции и заполните таблицу 1.
|
Фамилии репрессированных, партийная принадлежность, взгляды |
Обвинения со стороны советской власти |
Расправа |
|
группа архитекторов и инженеров строителей «красной столицы» (П. Буддаси, С. Голдгор, М. Тынышпаев ) |
|
|
|
А. Букейханов |
|
|
|
А.Байтурсынов |
|
|
|
Ш.Кудайбердиев |
|
|
|
С. Сейфуллин |
|
|
|
Ж. Аймаутов, А. Байдильдин, Д. Адилеев, |
|
|
|
С. Ходжанов, У. Исаев, Т. Рыскулов, С. Садвакасов, О. Жандосов |
|
|
|
М.Дулатов |
|
|
|
И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров |
|
|
Дескрипторы:
1) определите общественную роль личности (личностей)
2) укажите вменяемую вину репрессированным
3) напишите о расправе над представителями казахской интеллигенции.
2 задание- таблица 2 «Казахстан-край лагерей» ГУЛАГа
|
Название лагеря |
Расположение |
Год и цель основания |
Краткая характеристика, особенность, объясните название лагеря |
|
Карлаг |
|
|
|
|
Степлаг |
|
|
|
|
АЛЖИР |
|
|
|
Дескрипторы:
1) Укажите месторасположение лагеря на территории Казахстана
2) Напишите год основания и цель создания лагеря
3) Укажите что производил лагерь, численность заключенных, известных заключенных, что было расположено на территории лагеря из предприятий, объясните название лагеря
Дополнительный материал для заполнения таблицы 1.
В конце 1928 года по ложному обвинению были арестованы почти все из числа так называемых «буржуазных националистов» - бывшие деятели Алаш-Орды - 4297 чел. Для развязывания уголовного преследования бывших представителей партии «Алаш» использовались любые средства - от шельмования имен в средствах массовой информации до прямых провокаций, арестов членов семей. Репрессированы были видные деятели науки и культуры - А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, С. Сейфул-ллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров и мн. другие. В «национал-фашизме», кризисе сельского хозяйства, связях с японской разведкой, шпионаже были обвинены С. Ходжанов, У. Исаев, Т. Рыскулов, С. Садвакасов, О. Жандосов и многие, многие другие. В этот период были расстреляны Ж. Аймаутов, А. Байдильдин, Д. Адилеев, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения. Некоторые из них (М. Дулатов и др.) скончались в лагерях, остальные (А. Байтурсынов, М. Жумабаев и др.), отбыв наказание, в 1937 году были повторно привлечены к ответственности за участие в деятельности Алаш-Орды и расстреляны в 1937-1938 гг.
шағым қалдыра аласыз













