КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ РУССКОГО И ЛИТЕРАТУРЫ
Язык – этот живая связь времен. С помощью языка
человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем,
приобщается к культурному наследию, к современным процессам
духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше
время огромно.
Русский язык закрепляется и как средство
международного общения, входя в круг мировых языков. Эти
общественные функции подготовлены всем ходом исторического
развития. Совершенно естественно, что в наши
дни особенно широко ставится задача изучения и
научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и
письменной речи, пропаганды лингвинистических знаний в
классах.
Мы
постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении между
собою, и на страницах газет и журналов – с требованиями культуры
речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышим споры о
языке. То, что “ непривычно ” и “ ново ” в речи для одного, может
быть единственно возможным для другого и так далее. Кто же
выступает тогда арбитром в спорте? Тот, чей опыт и знания вызывают
больше доверия, тот, кто обращается к словарям и справочникам, к
данным науке и языке
Итак, как же я формирую речевую культуру учащихся
на уроках русского языка и
литературы?
Активная
речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих
наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая
потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка
наполнена разнообразными познавательными интересами и
впечатлениями, богата духовно
и
моционально. Вот и выходит, что учить ребенка
говорить - это значит учить видеть и наблюдать, думать и
чувствовать, - это значит расширять его жизненный
опыт.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь,
овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит
что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в
овладении речью приходятся на
школьные
периоды. Учитель обязан совершенствовать речь
ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать
культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь – это
важная и широкая сфера деятельности
человека.
Е.Н. Ильин, известный педагог, заметил:
«Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и
выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно
волнуют школу».
Одним их эффективных методов формирования речевой
культуры учащихся считаю применение игровых, ролевых
ситуаций. Обращение на уроке к игре объясняется тем, что её
эмоциональность, спонтанность позволяет: во-первых, включить
учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию
в уроке; во-вторых, в любом случае игры - грамматические,
лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию
словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых
умений и навыков, повышает интерес к предмету. Вот некоторые
примеры игровых ситуаций:
Игра «Кто лучший редактор?» (исправь
речевые ошибки)
Мальчику очень понравился рыбий
суп.
-
Он так мало знает! Какой он
невежа!
-
(Надеть) одеть пальто на
мальчика
-
Гордиться братом или гордиться за
брата
-
Вернувшись с работы, мы сыто
пообедали
-
Написать свою
автобиографию
-
Мое геологическое
дерево
Игра со словом – расширяет словарный запас,
развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о
грамматических категориях (словарные слова в ССЧ –
примеры)
В
качестве исходного выбирается орфографически трудное слово –
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – за 1 минуту составить из букв, входящих в это
слово, новые слова (можно составить более 30 глаголов в форме
инфинитива). Можно дать дополнительное задание: обозначить в
образованных словах орфограммы или
морфемы.
ВИНЕГРЕТ – 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир,
гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер,
тени, регент, неврит)
Кто больше?
–
подбор как можно больше определений к существительному (яблоко,
чай, голос, мяч), прилагательному (горячий, зелёный и
т.д.).
«Третье лишнее»
1.Неизменный, утренний, доменный ( утренний
суффикс – енн-, в остальных словах –н-)
2.Резонный, сезонный, сенсационный (сенсационный
–онн-, в остальных словах н-)
3.Соловьиный, синий, воробьиный
(синий – нет суффикса
-ин-)
«Определи
слово», «Ассоциации», «Кроссворд», «Лингвистическая
сказка».
Работа над проектами ( «Говорим правильно»,
«Фразеологизмы», КВН, Турниры знатоков русского языка и
т.д.)
Защита иллюстраций к произведениям, «Проба
пера».
В старших
классах – инсценировки, постановка проблемных вопросов, которые
дают возможность учащимся выступать, отстаивая своё мнение,
опираясь на изученный материал, факты, порой полярные взгляды
критиков на то или иное
произведение.
Работа с
художественными текстами на уроках русского языка способствует не
только развитию речевой грамотности, но и формированию
диалектического мировоззрения, ведь язык – это способ осмысления и
постижения бытия. Уроки русского языка – это диалог ученика с
учителем, с другими учащимися, наконец, с автором художественного
текста. Это обсуждение языковых проблем, поиск, открытие писателя,
его замысла и себя через текст. Эта активная исследовательская
деятельность, когда многие ответы
на сложные вопросы, поставленные
художественной литературой, приходится искать самому, и у каждого
они могут быть свои. В художественном тексте мы видим внутреннюю
силу языка. Язык помогает нам познать мир, думать, учиться,
совершенствовать себя.
Давайте говорить и писать
правильно!
Как бы хотелось слышать вокруг речь,
лишённую каких бы то ни было ошибок: грамматических,
синтаксических, лексических, орфоэпических, фонетических –
любых!