Материалдар / КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО И ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО И ЛИТЕРАТУРЫ

Материал туралы қысқаша түсінік
КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО И ЛИТЕРАТУРЫ
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Желтоқсан 2017
330
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО И ЛИТЕРАТУРЫ

Язык – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно.

Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Эти общественные функции подготовлены всем ходом исторического развития. Совершенно естественно, что в наши дни особенно широко ставится задача изучения и научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганды лингвинистических знаний в классах.

Мы постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении между собою, и на страницах газет и журналов – с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышим споры о языке. То, что “ непривычно ” и “ ново ” в речи для одного, может быть единственно возможным для другого и так далее. Кто же выступает тогда арбитром в спорте? Тот, чей опыт и знания вызывают больше доверия, тот, кто обращается к словарям и справочникам, к данным науке и языке

Итак, как же я формирую речевую культуру учащихся на уроках русского языка и литературы?

      Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и 

моционально. Вот и выходит, что учить ребенка говорить - это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, - это значит расширять его жизненный опыт.

      Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьные периоды. Учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

    Е.Н. Ильин, известный педагог, заметил: «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу».

Одним их эффективных методов формирования речевой культуры учащихся считаю применение игровых, ролевых  ситуаций. Обращение на уроке к игре объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во-первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию в уроке; во-вторых, в любом случае игры - грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету. Вот некоторые примеры игровых ситуаций:

                 Игра «Кто лучший редактор?» (исправь речевые ошибки)

Мальчику очень понравился рыбий суп.

  1. Он так мало знает! Какой он невежа!

  2. (Надеть) одеть пальто  на мальчика

  3. Гордиться братом или гордиться за брата

  4. Вернувшись с  работы, мы  сыто пообедали

  5. Написать свою автобиографию

  6. Мое геологическое дерево

                   

       

Игра со словом – расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях (словарные слова в ССЧ – примеры)

    В качестве исходного выбирается орфографически трудное слово – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – за 1 минуту составить из букв, входящих в это слово, новые слова (можно составить более 30 глаголов в форме инфинитива). Можно дать дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы.

ВИНЕГРЕТ – 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит)

 Кто больше? – подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, голос, мяч), прилагательному (горячий, зелёный и т.д.).

«Третье лишнее»

1.Неизменный, утренний, доменный   ( утренний суффикс – енн-, в остальных словах –н-)

2.Резонный, сезонный, сенсационный (сенсационный –онн-, в остальных словах н-)

3.Соловьиный, синий, воробьиный      (синий – нет суффикса  -ин-)

  «Определи слово», «Ассоциации», «Кроссворд», «Лингвистическая сказка».

Работа над проектами ( «Говорим правильно», «Фразеологизмы», КВН, Турниры знатоков русского языка и т.д.)

Защита иллюстраций к произведениям, «Проба пера».

    В старших классах – инсценировки, постановка проблемных вопросов, которые дают возможность учащимся выступать, отстаивая своё мнение, опираясь на изученный материал, факты, порой полярные взгляды критиков на то или иное произведение.

Работа с художественными текстами на уроках русского языка способствует не только развитию речевой грамотности, но и  формированию диалектического мировоззрения, ведь язык – это способ осмысления и постижения бытия. Уроки русского языка – это диалог ученика с учителем, с другими учащимися, наконец, с автором художественного текста. Это обсуждение языковых проблем, поиск, открытие писателя, его замысла и себя через текст. Эта активная исследовательская деятельность, когда многие ответы на сложные вопросы, поставленные художественной литературой, приходится искать самому, и у каждого они могут быть свои. В художественном тексте мы видим внутреннюю силу языка. Язык помогает нам познать мир, думать, учиться, совершенствовать себя.

    Давайте говорить и писать правильно!

    Как бы хотелось слышать вокруг речь, лишённую каких бы то ни было ошибок: грамматических, синтаксических, лексических, орфоэпических, фонетических – любых!


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!