Ландшафтоведение. Понятие о ландшафтоведении. Основы теории и методологии ландшафтоведения. Разработка лекции.

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Ландшафтоведение. Понятие о ландшафтоведении. Основы теории и методологии ландшафтоведения. Разработка лекции.

Материал туралы қысқаша түсінік
Для студентов 2 курса специальности "География"
Материалдың қысқаша нұсқасы

Тема: Понятие о ландшафтоведении. Основы теории и методологии ландшафтоведения.


Рассматриваемые проблемные вопросы (план лекции):

1. Цели и задачи курса.

2. Предмет изучения.

3. Новые направления дисциплины.

4. Связь ландшафтоведения с другими курсами.

5. Роль и место дисциплины.


Краткое содержание данной лекции:

Курс «Ландшафтоведение» излагает фундаментальные теоретические основы современного ландшафтоведения в широком смысле слова (включая и физико-географическое районирование).

Предмет ландшафтоведения. Природные территориальные (географические) комплексы и геосистемы. Основная идея современной физической географии - это идея взаимной связи и взаимной обусловленности природных географических компонентов, составляющих наружные сферы нашей планеты.

Под природными географическими компонентами мы понимаем: 1) массы твердой земной коры; 2) массы гидросферы (на суше это - различные скопления поверхностных и подземных вод); 3) воздушные массы атмосферы; 4) биоту - сообщества организмов – растений, животных и микроорганизмов; 5) почву.

Географические компоненты взаимосвязаны не только в пространстве, но и во времени, т.е. их развитие также происходит сопряженно.

Таким образом, природный территориальный комплекс (ПТК) - это не просто набор или сочетание компонентов. А такая их совокупность, которая представляет собой качественно новое, более сложное материальное образование, обладающее свойством целостности. Природный территориальный комплекс можно определить как пространственно-временную систему географических компонентов, взаимообусловленных в своем размещении и развивающихся как единое целое.

Природный территориальный комплекс (ПТК) - это определенный уровень организации вещества Земли. Отдельные компоненты комплекса не могут существовать вне его.

В 1963 г. В.Б.Сочава предложил именовать объекты, изучаемые физической географией, геосистемами. Понятие "геосистема" охватывает весь иерархический ряд природных географических единств - от географической оболочки до ее элементарных структурных подразделений.

Элементы комплекса взаимообусловлены, характер каждого из них предопределен (детерминирован) совокупностью всех остальных, у него ограничена «свобода выбора».

Планетарный уровень представлен на Земле в единственном экземпляре - географической оболочкой. Наиболее короткий и точный термин - эпигеосфера.

К геосистемам регионального уровня относятся крупные и достаточно сложные по строению структурные подразделения эпигеосферы - физико-географические, или ландшафтные, зоны, секторы, страны, провинции и др.

Под системами локального уровня подразумеваются относи­тельно простые ПТК, из которых построены региональные геосисте­мы - так называемые урочища, фации и некоторые другие.

Географический ландшафт (нем. Landschaft, вид местности, от Land - земля и schaft - суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) - одно из фундаментальных понятий географии.

Термин имеет около полутора десятков определений, каждое по праву можно назвать классическим. По мнению Е.Ю. Колбовского наиболее близкое к термину ландшафт в русском языке слово "местность", в то же время ландшафт в польском переводе "крайобраз" очень точно передает одно из смыслов этого термина "образ края".

Согласно географическому словарю Института географии Российской Академии наук географический ландшафт представляет собой однородную по происхождению, развитию территорию, с присущими ей специфическими природными ресурсами.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
23.01.2019
471
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі