Материалдар / Лекция на тему: Классификация стран мира по уровню экономического развития.

Лекция на тему: Классификация стран мира по уровню экономического развития.

Материал туралы қысқаша түсінік
материал в виде лекции предназначен студентам колледжей по общеобразовательным дисциплинам
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Қаңтар 2023
907
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

География

Лекция № 39

Тема: Классификация стран мира по уровню экономического развития.

Цель урока: узнать, по каким показателям сравнивают экономическое развитие стран


Опрос д/з:

1.Глоссарий.

2. По каким показателям характеризуется социально-экономическое развитие отдельных стран?

3.Назовите два вида валового продукта.

4. Перечислите 10 стран с самым низким показателем ВВП.

5. Назовите 10 стран мира с высоким уровнем экономического развития?

6. Какие предпосылки процветании я развитых стран вы можете назвать?


Мировая экономика имеет сложную региональную структуру.

В аналитических целях международные организации разделяют все страны мира на три группы:

Развитые страны с рыночной экономикой играют ведущую роль на мировом рынке и в международном разделении труда.

К развитым странам относят почти все страны Западной Европы, США, Канаду, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию. Все эти страны имеют высокий уровень экономического и социального развития.

Страны с переходной экономикой включают государства Восточной Европы, Россию, Албанию, Китай, Вьетнам, бывшие субъекты СССР, Вьетнам, Монголию.

К развивающимся относятся страны, которые отстали в социально-экономическом развитии. — к ним относят большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию. Общий уровень ВВП развивающихся стран составляет менее четверти от ВВП развитых стран.


Помимо приведенной выше классификации стран МВФ группирует страны:

  • по региональным группам (Африка, ЦВЕ, СНГ, развивающиеся страны Азии, Средний Восток, Западное полушарие);

  • по аналитическим группам, в том числе по источникам экспортных поступлений (топливо, нетопливо, продукты первичной переработки);

  • по внешним источникам финансирования (страны нетто-должники).

В целом разные международные организации имеют различные методики группировки стран по уровню их экономического развития.

К развитым относятся страныдостигшие высокого уровня социально-экономического развития и играющие ведущую роль в мировой экономике и международных экономических отношениях.

Признаки социально-экономического развития развитых стран включают:

  • хорошо отлаженный рыночный механизм с высокоэффективным производством;

  • приоритетное развитие сферы услуг;

  • крепкую социальную базу с высоким уровнем и качеством жизни;

  • гибкую политическую надстройку, стоящую на страже стабильности экономической и социальной сфер.

Страны с развитой экономикой (СРЭ) имеют высокий уровень развития материального и нематериального производства. ВВП на душу населения составляет не менее 12 тыс. долл. по ППС. В отраслевой структуре ВВП этих стран доминирует сфера услуг (более 70%). Это значит, что страны с развитой экономикой находятся на постиндустриальной стадии производства.

Высокого развития достигла инфраструктура (связь, транспорт, финансовые услуги, торговля и обслуживание и т. д.), а также блок социальных услуг (здравоохранение, образование, спорт и т. д.).

Получают развитие высокотехнологичные отрасли (high tech), для которых характерны низкая материало- и трудоемкость и высокая доля затрат на НИОКР, а также soft-отрасли, осуществляющие производство технологичных услуг (программное обеспечение, консалтинг и т. д.). Более того, от производства товаров и услуг массового спроса эти страны переходят к производству и реализации нововведений, что позволяет говорить о создании контуров "новой экономики", основанной на качественном изменении в технологии и управлении производства и потребления.

Основой международной конкурентоспособности страны становятся научные знания и кадры. Инновационное развитие этих стран проявляется в производстве и коммерческом использовании качественно новых благ, применении новых способов производства (технологий), освоению новых рынков сбыта и новых источников сырья. Становление информационной экономики, основанной на знаниях, позволяет этим странам концентрировать в своих руках международную ренту (прибавочную стоимость), что приводит к ситуации, когда богатые страны богатеют, а бедные беднеют.

Страны с развитой рыночной экономикой доминируют в мировой торговле, занимая наиболее прибыльные ниши товаров глубокой переработки, услуг и объектов интеллектуальной собственности (патенты, товарные знаки, лицензии и т. д.).

В развитых странах пересекаются глобальные потоки капиталов, формируя мировые финансовые центры: Лондонский, Нью-Йоркский, Чикагский, Токийский и др. Все МФЦ поражают масштабами проводимых операций, которые в десятки раз превышают объемы платежей по мировой торговле. Участниками таких рынков являются транснациональные корпорации и транснациональные банки, крупные финансово-кредитные институты. Примерно 90% ссудного капитала международных рынков размещается внутри стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Эффективная структура производства и обмена позволяет иметь наивысшие показатели по качеству и уровню жизни. Поэтому развитые страны являются центрами притяжения рабочей силы всего мира.



Страны с развитой рыночной экономикой

Безусловными лидерами развитых стран являются страны так называемой «Большой семерки» — США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и Италия. Эти страны являются мировыми лидерами не только в экономической, научно-технической и социальной областях, но также в политической и военной сферах. Подавляющая часть ведущих мировых компаний (транснациональных корпораций), коммерческих банков, страховых компаний, фондовых, валютных и товарно-сырьевых бирж, научных центров и лабораторий возникли и функционируют именно в этих странах. Здесь формируются, а затем распространяются по всему миру все самые яркие направления общественной жизни (в кино, музыке, дизайне домашнего интерьера, одежды и т.п.). Вероятно, поэтому их называют еще «локомотивами цивилизации». Традиционным ядром этой группы являлись первые европейские мировые державы Великобритания и Франция. Позднее в связи с ростом масштабов национальных экономик к ним присоединились Германия, Италия, США (с начала XX в.) и Япония (со второй половины XX в.).

Вторую группу составляют небольшие высокоразвитые государства Европы (или так называемые «привилегированные малые нации»): Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Австрия и все европейские «микрогосударства». В силу недостаточных размеров и весьма ограниченных экономических ресурсов они не смогли создать крупномасштабные экономические системы. Для них характерна узкая хозяйственная специализация (производство одного-двух видов товаров для мирового рынка), высочайший уровень вовлеченности в международные экономические отношения, активное участие во внешней торговле. Эти страны, как правило, обладают значительным политическим весом.

Особую группу развитых стран образуют страны переселенческого капитализма: Израиль, ЮАР, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Кстати, формально к этой группе могли быть отнесены и США, но в силу их колоссальной экономической мощи и выдающейся роли в мировой экономике они не только вошли в первую группу, но со временем и возглавили ее. В истории развития этой страны не было эпохи феодализма, а ее современные успехи обусловлены, прежде всего, перенесением капиталистических отношений из Европы на абсолютно новую, не отягощенную пережитками почву. Для стран «переселенческого капитализма» зачастую характерны аграрно-сырьевая специализация, сравнительно низкий уровень производительности труда, слабость компаний и незначительное участие во внешней торговле. Тем не менее, Канада является полноправным членом «Большой семерки». Правда, в этот клуб наиболее развитых государств мира она попала в качестве «балансирующего элемента». Канада тесно связана с США, Великобританией (является членом Содружества) и Францией (свыше 1/4 общей численности населения страны франкоязычна), как крупный поставщик на мировой рынок сырья и полуфабрикатов заинтересована в развитии тесных экономических связей с Японией и т.д. Таким образом, ее позиция поможет сгладить «острые углы», которые могут возникнуть в отношениях между главными членами «Большой семерки».

К развитым относят и группу среднеразвитых стран Европы, в настоящее время пораженных тяжелым экономическим кризисом: Испанию, Португалию, Ирландию и Грецию. По основным показателям социально-экономического развития они существенно отстают от всех перечисленных выше стран, однако подвержены так называемому «синдрому величия». Как известно, сначала Португалия, а вслед за ней и Испания создали первые мировые колониальные империи, открыв европейским странам доступ к ресурсам заморских стран. Используя именно эти ресурсы, Европа совершила промышленный переворот и в конечном счете превратилась в самый высокоразвитый регион мира. Греция (как наследница Древней Греции) по праву считает себя «колыбелью» европейской демократии. Ирландия, хотя и не имела колоний (наоборот, сохраняла зависимость от соседней Великобритании вплоть до 1949 г.), внесла огромный вклад в становление США (численность ирландской диаспоры превышает здесь 40 млн чел.).

В 1997 г. по решению Экономического и социального Совета ООН к разряду развитых стран были отнесены новые индустриальные страны (НИС) первой волны (так называемые «азиатские тигры»): Республика Корея (Южная Корея), Китайская Республика (Тайвань) и Сингапур.

После распада блока социалистических стран по уровню социально-экономического развития ближе всего к развитым странам оказались Чехия, Венгрия, Словения, а также Польша, Словакия, Литва, Латвия и Эстония.



Развивающиеся страны, или страны третьего мира характеризуются низким уровнем социально-экономического развития. Несмостря на их количество, огромную территорию и численность населения (80% населения Земли), на них приходится менее трети Валового мирового продукта.

Условия социально-экономического развития развивающихся стран определены:

  • длительной колониальной или полуколониальной зависимостью;

  • общественной отсталостью, сохранением многих феодальных и полуфеодальных пережитков — общество, как правило, поделено на касты, границы между которыми труднопреодолимы или непреодолимы.

Социально-экономические признаки развивающихся стран:

  • незавершенность рыночных преобразований — все необходимые рыночные институты уже созданы, но их роль в национальной экономике все еще невелика, национальный капитал традиционно слабый и без помощи извне с трудом выдерживает конкуренцию на мировом рынке, структура национальной экономики многоукладна;

  • слабость государства — оно сохраняет контроль над значительной частью собственности, зачастую активно вмешивается в деятельность частного бизнеса, но при этом не может создать конкурентную среду и защитить права собственника;

  • значительное имущественное расслоение населения и обусловленная этим напряженность в обществе;

  • территориальные диспропорции в развитии — соседство высокоразвитых и крайне отсталых районов.

В результате развивающиеся страны играют сравнительно небольшую роль в мировой экономике и международных экономических отношениях. Достаточно отметить, что, сосредоточивая около 80% мирового населения, они производят лишь 17% продукции обрабатывающей промышленности мира. Развивающиеся страны традиционно объединяют в 3 региона: Азия (с Океанией), Африка (в обоих регионах за вычетом развитых стран) и Латинская Америка. Наиболее экономически развитым (и, добавим, общественно зрелым) регионом является Латинская Америка, она же производит примерно половину промышленной продукции развивающихся стран. Еще в середине XX в. ей значительно уступала Азия (с Океанией). Однако уже к концу XX в. благодаря бурному экономическому развитию многих азиатских стран эти регионы по своим экономическим показателям сравнялись. Африка же продолжает оставаться самым отсталым регионом развивающегося мира.







Задания:

    1. Выделить страны по уровню развития и выписать в тетрадь.

    2. Отметить их на карте.

    3. Выберите одну страну и оцените по критериям:

Критерии выделения подсистем в мировом хозяйстве

  1. географическое положение государства;

  2. время возникновения данного государства;

  3. этнический и религиозный состав населения;

  4. численность населения;

  5. государственный язык и культурные особенности развития

    1. Критерии выделения подсистем в мировом хозяйстве ( по ранее выбранной стране)

  1. уровень экономического развития (доход на душу населения)

  2. социальная структура экономики (характер и формы реализации собственности – капиталистическая, социалистическая)

  3. тип экономического роста (экстенсивный, интенсивный)

  4. уровень и характер внешнеэкономических связей (место внешнего сектора в МРТ)







Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ