Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
-
Организационный этап.
|
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение
отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради
приёма-передачи.
|
Приветствуют. Дежурные по классу
отвечают.
|
-
Проверка д/з.
|
Проверка наличия домашнего
задания
|
Показывают работы.
|
-
Подготовка к словарному
диктанту.
|
Загореть, коснуться, догорать, зори, склонение,
творение, перегореть, заря, прикосновение, безотлагательный,
проложить, наращение, пригореть, зорянка, отрасль, Ростов, изгарь,
излагать, выращенный, ростовщик, равнина, обскакать, натворить,
касательная, зоревать, загар, загореть, сгореть, пригарь,
соприкасаться, подгореть, неукоснительно, предполагать, положить,
вырастить, погорелец, выгарки, вскочить.
Исключения:
Выгарки, изгарь, пригарь, зорянка, зоревать,
Ростислав, Ростов, росток, ростовщик, отрасль, скачок, скачу,
равнина, равняйся, растение.
|
Комментированное письмо с объяснением
орфограмм.
Несколько учащихся записывают все
слова-исключения, изученные в этом году по данным
темам.
|
-
Проверка усвоения материал прошлого
урока
|
Закончите высказывания.
1.
Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере-
называются...
2.
Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются
неполногласными.
3.
Слова глас и голос – братья, потому что...
4.
В слове охл..дить в корне надо писать гласный ..., так
как...
5.
Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно
русских слов являются….. сочетания.
6. Слова брат, трава не имеют неполногласия, так
как.
|
Анализируют, обобщают, делают выводы,
отвечают
|
-
Мотивация УД.
|
Работа с эпиграфом
Так же, как из году в год меняют леса свои
листья – старые падают, -
так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но
родятся и крепнут, как дети, на смену
другие.
Гораций
|
Читают, анализируют,
осмысливают.
|
Спрогнозируйте тему урока, поставьте цель,
определите задачи.
|
-
Объявление темы. Постановка цели, задач.
Объяснение плана урока.
|
Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись
на доске и в классном журнале.
|
Оформление тетради. Оформление
эпиграфа.
|
-
Актуализация опорных
знаний.
|
1.
Какой раздел русского языка изучаем? 2. Что такое лексика? 3. Как
называется наука, изучающая лексику? 3. Что такое лексикон? 4.
Может ли лексикон быть широким или узким? Объясните? 5.Что нужно
делать, чтобы у вас лексикон расширялся? 6. Зачем нужен человеку
широкий лексикон?
|
(Лексика)
(Все слова языка)
(Лексикология)
(Словарный запас отдельного
человека)
Строят монологическое
высказывание.
|
-
Физкультминутка
|
Учитель читает
стихотворение: Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать!
(потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и
два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед
нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения стишка) Вот и
стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться
друг другу)
|
Под
чтение стихотворения делают разминку.
|
-
Работа над темой.
|
Работа с учебником: стр. 82, №20 (работа со
схемой)
АКТИВНАЯ
К
активной лексике относятся все общенародные слова, значения которых
понятно всем говорящим на русском языке: земля, человек, бежать, работа, красивый и
многие другие. Кроме того, в активный запас входит некоторое
количество слов из различных пластов специальной
лексики.
Так, в результате широкого распространения образования активно
используются многие лингвистические, физические, математические,
медицинские, философские и политические термины
(грамматика, суффикс; атом,
радиоактивность; идеология, депутат и др.).
ПАССИВНАЯ
К
пассивной лексике относятся слова, сравнительно редко употребляемые
в языке повседневной жизни. К этой лексике относятся
все устаревшие
слова, а
также некоторая часть новых слов, не вошедших в общелитературное
употребление. Следовательно, слова пассивного словаря в свою
очередь, образуют две основные группы: устаревшие и новые (неологизмы).
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Процесс перехода слов из активного словаря в
группу пассивного употребления длительный,
постепенный.
Этот процесс не всегда протекает однородно: в
ряде случаев устаревшие слова впоследствии вновь возвращаются в
активный запас лексики. Естественно, что при этом происходит, как
правило, и резкое изменение их значений.
Так, сравнительно недавно утратили оттенок
архаичности слова лицей, гимназия, департамент, дума (после 1917
года ХХ века они рассматривались как
историзмы).
Например,
лицей –
1) устаревшие в царской России: мужское привилегированное учебное
заведение;
2) гимназия -
общеобразовательное учебное заведение; 3) департамент –
отдел министерства, высшего государственного учреждения;
4) дума –
название некоторых государственных учреждений (в старой России;
Государственная дума).
|
Конспектируют схему в тетрадь.
Слушают, анализируют,
систематизируют.
Словарная работа.
|
-
Закрепление материала.
|
Работа с учебником стр. 82, упр.
156
|
Коллективная работа.
|
-
Рефлексия.
|
1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый
материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по
теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на
уроке?
|
Анализируют, обобщают, делают выводы,
отвечают.
|
Заключительное слово учителя:
Урок полезен, все понятно, Лишь кое-что
чуть-чуть не ясно, Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки
учиться!
|
|
-
Домашнее задание
|
№20, упр.158
|
Запись в дневник.
|